Любовь Фофанова
Занятие по правовому воспитанию «Каждый ребенок имеет право…»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №1 «Солнышко» г. Нолинска Кировской области
Занятие по правовому воспитанию
«Каждый ребенок имеет право…»
Подготовила педагог – психолог:
Фофанова Любовь Александровна
2014 г.
Занятие по правовому воспитанию в старшей группе
«Каждый ребенок имеет право…»
Публикация «Занятие по правовому воспитанию „Каждый ребенок имеет право…“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
Цель: сформировать у детей первоначальные правовые знания на основе Конвенции ООН о правах ребенка.
Задачи:
1. Знакомить детей в соответствующей форме с основными документами по защите прав человека;
2. Воспитывать уважительное отношение к правам человека и желание их выполнять;
3. Способствовать формированию чувств собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности;
4. Развивать уважение и терпимость к другим людям и их правам.
5. Активизировать словарь детей: права, Конвенция, договор.
Оборудование и материалы: презентация «Каждый ребенок имеет право…», документ «Конвенция о правах ребенка», сказка «Гадкий утенок», бумага, цветные карандаши.
Ход занятия:
- Ребята, все вы знаете сказку В. Катаева «Цветик – семицветик»? (ответы детей). Да, в сказке бабушка подарила цветок девочке Жене, а нам с вами сегодня на занятии нужно самим сделать свой «Цветик – семицветик», но он будет необычным, с необычными лепестками, на обратной стороне которых будут написаны очень важные правила или права для каждого человека. Право – это то, без чего человек не может жить достойно. Права не нужно покупать, зарабатывать, они принадлежат вам просто потому, что вы люди.
- Ну, что отправляемся в путь и будем знакомиться с правами и собирать лепестки от нашего необычного цветика – семицветика. Но, чтобы веселое, радостное настроение сохранилось у вас до самого вечера, я предлагаю вам подарить друг другу частичку своего тепла.
Упражнение «Подари улыбку». Детям предлагается широко улыбнуться, «взять» свою улыбку в ладошки и «сдуть» ее в направлении кого – либо из присутствующих (как вариант – на грустного ребенка). Тот, кому отправили улыбку, ловит ее, хлопая ладошами.
И вот впереди у нас на пути красный лепесток – «Право на медицину». Ребята, вам задание: на столе лежат предметы, из которых нужно выбрать те, которые относятся к врачу (дети по очереди выполняют задание).
И назовите, пожалуйста, как называется сказка про доброго доктора… (ответы детей).
Следующий лепесток - оранжевый – «Право на обучение».
- Ребята, и вам следующее задание «Буква заблудилась».
Жучка будку не доела:
«Неохота. Надоело…»
1
На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву.
Забодал меня котел,
На него я очень зол.
Репу сеют, жук сажают,
А потом все поливают.
Новый сом растет в квартале,
С каждый днем он все видней.
Зоя – зайкина хозяйка,
Спит в тазу у Зои майка.
И у нас на пути желтый лепесток – «Право на информацию».
Взрослые люди создали специальный документ, договор, защищающий детей, в котором записаны все права детей. Называется этот документ «Конвенция о правах ребенка» (показываю детям документ). Любой человек, взрослый и маленький, должен соблюдать права, записанные в Конвенции, и не нарушать их!
- Ребята, а что значит не нарушать права? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте, присядем за столы и вспомним сказку «Гадкий утенок» (показываю иллюстрацию из сказки и зачитываю отрывок, в котором описывается появление гадкого утенка на птичьем дворе).
- Ребята, все ли герои сказки относились друг к другу доброжелательно?
- Почему обитатели птичьего двора обижали гадкого утенка? (он был не похож на других).
- Могли бы вы поступить так же, как обитатели птичьего двора, если бы в вашу группу пришел ребенок, непохожий на вас: например, очень высокий или маленький, темнокожий или с рыжими волосами?
- Бывали ли в вашей жизни случаи, когда вас дразнили, обзывали? Что вы при этом чувствовали?
- Да ребята, вы правы, нельзя обижать, оскорблять друг друга, придумывать обидные прозвища, даже если человек не похож на вас, потому что это и есть нарушение прав. Каждый ребенок обладает всеми правами человека.
Ну, что двигаемся дальше – зеленый лепесток – «Право на защиту»
Игра «Прикоснись ко мне нежно».
Встаем с детьми друг за другом. Прошу детей представить, что над их головами светит ласковое, теплое солнышко, которое ласкает их плечи и нежно прикасается своими лучиками. Дается несколько минут на массаж.
- Что вы ощущали, когда вам делали массаж?
- Что было бы, если бы кто – то проявил грубость или причинил боль впереди стоящему?
2
- Как надо относиться друг к другу, чтобы в нашей группе все всегда были веселы и счастливы?
Впереди у нас – голубой лепесток – «Право на семью».
Детям предлагается нарисовать свой портрет (самостоятельная работа детей, педагог индивидуально помогает детям).
В процессе изобразительной деятельности проводится пальчиковая гимнастика:
«Права детей мы изучали,
Затем портрет свой рисовали,
Наши пальчики устали,
Вот сейчас мы отдохнем,
Снова рисовать начнем».
- Тихо и спокойно заканчиваем свою работу. А теперь давайте положим портреты вместе, посмотрите, какая веселая и дружная компания у нас получилась! А вечером вы эти портреты подарите своим папам и мамам.
- Ребята, и следующий у нас лепесток – синий лепесток – «Право на отдых и досуг».
Упражнение «Отдых на море» (под спокойную музыку).
«Сядьте в удобном положении. Закройте глаза и слушайте мой голос. Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое, солнце теплое. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды. Появляется ощущение обдувающего все тело легкого и свежего ветерка. Воздух чист и прозрачен. Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает лицо, шею, плечи, спину, живот, ноги и руки. Вы чувствуете, как тело становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться… Откройте глаза! Вы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить это ощущение на весь день».
- И последний у нас с вами остался лепесток – фиолетовый лепесток – «Право на имя и гражданство».
Дети называют свои имена и фамилии.
Права ребенка надо знать,
Не только знать,
Но соблюдать,
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить!
- Каждый ребенок имеет право на жизнь!
- Каждый ребенок имеет право на отдых!
- Каждый ребенок имеет право на досуг!
- Каждый ребенок имеет право на вкусное и полезное питание!
- Каждый ребенок имеет право на медицинскую помощь!
- Каждый ребенок имеет право на образование!
- Ну вот, ребята, собрали мы все лепестки, от нашего необычного цветка, познакомились со своими правами. А для чего нужны права ребенку?
3
(для счастливой жизни). Скажите, пожалуйста, где записаны все права ребенка? Как называется этот документ? (Конвенция о правах ребенка).
Права никто не должен нарушать. Они одинаковы для всех детей.
И я в конце нашего с вами занятия предлагаю спеть песню «Улыбка»
4
Литература:
1. Т. Н. Доронова «Защита прав и достоинства маленького ребёнка»
2. Н. Г. Зеленова «Защити меня»
3. Л. К. Мячина «Маленьким детям – большие права»
4. Н. Н. Копытова. Правовое образование в ДОУ.
5. Т. А. Харитончик «Правовое воспитание»