Елена Ведищева
Единое культурное образовательное пространство «Детский сад — семья» как условие воспитания счастливого ребенка
▼ Скачать
Единое культурное образовательное пространство «детский сад – семья» как условие воспитания счастливого ребенка
Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца. Задача школы и родителей – дать каждому ребенку счастье. Счастье многогранно. Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье».
Публикация «Единое культурное образовательное пространство „Детский сад — семья“ как условие воспитания счастливого ребенка» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
“Концепция дошкольного воспитания”, разработанная В. В. Давыдовым и В. А. Петровским и др., положила начало реформе дошкольного образования. В ней было зафиксировано, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга, поэтому так важно для успешного воспитания установление доверительного делового контакта между дошкольным образовательным учреждением и родителями, «… важен принцип взаимопроникновения двух социальных институтов…».
В соответствии с Семейным кодексом РФ и Законом РФ “Об образовании в РФ”, где записано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. В этой связи изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей.
Современная семья в ситуации сложной экономической обстановки переживает серьезный кризис, он выражается в усугублении трудностей семейного воспитания, ослаблении внимания к духовным ценностям. Из-за отсутствия у молодых родителей осознанного отношения к родительству, происходит снижение социальной установки на воспитание, образование детей. Противоречивость представлений о целях, задачах воспитания, закономерностях психического развития ребенка отрицательно влияет на стабильность молодой семьи и полноценное становление личности ребенка. Все это усиливает эмоциональную напряженность в семье, отрицательно влияет на развитие детей.
Кризисная ситуация конца XX начала XXI веков способствовала разрушению достигнутого уровня дошкольного образования (сокращение сети, низкий охват детей дошкольным образованием, объявление детского сада необязательной ступенью образования).
С другой стороны государство провозгласило возрождение, становление гражданского общества, в котором жить, трудиться, любить, воспитывать своих детей предстоит сегодняшним малышам. И от того, какими они будут, как образованы, а, главное, как воспитаны будет зависеть какое возрождаем общество, счастливо ли, интересно ли в нем станет жить. Таким образом, формируется взгляд на возрастающую роль воспитания в условиях становления ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА, на совершенствование социальной, культурной жизни общества, уровня нравственного воспитания в обществе, социально-педагогическую и психолого-педагогическую помощь семье.
Как же воспитать ребенка счастливым?
На протяжении всей истории человечество воспитывает свое поколение. И всегда решался вопрос : как сочетать семейное воспитание, развитие ребенка с организованным (общественным) и сделать это с наибольшей пользой для формирования полноценной счастливой личности?
В. А. Сухомлинским был выделен и обоснован принцип непрерывности и единства общественного и семейного воспитания, основанный на отношении доверия и сотрудничества между педагогами и родителями.
Новый этап в развитии идеи взаимодействия детского сада и семьи обозначился на рубеже XX-XXI веков. Исследования современных ученых Л. Г. Богославец, А. А. Майер, Т. Н. Дороновой, Е. С. Евдокимовой и др. показали, что социально-экономические преобразования в стране отразились на современной семье и происходящем в ней процессе воспитания детей.
В сложившихся социально-культурных и экономических условиях к взаимодействию с семьей важно относиться как к стратегическому направлению деятельности детского сада.
Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников является взаимной деятельностью ответственных взрослых, направленной на введение детей в пространство культуры, постижение её ценностей и смыслов.
В воспитании сегодняшнего малыша, будущего гражданина, заинтересованы и родители, и детский сад. Родители стремятся вырастить, хорошо воспитать малыша, воспитатели стремятся сделать то же самое и помочь в этом родителям. Задача детского сада “ повернуться” лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка, особенно ребенка, отягощенного патологией в развитии. Именно при взаимодействие ДОУ и семьи в интересах развития личности ребенка стоит задача выстраивания таких отношений между детским садом и родителями, которые позволили бы добиться максимальной пользы для психического, физического и нравственного благополучия ребенка, т. е. воспитают счастливого ребенка.
От того, как будет протекать взаимодействие детского сада с семьей, зависит взросление ребенка : успешное с приобретением нового качества жизни или неуспешное с последствиями для здоровья.
Основной целью взаимодействия является создание единого культурного образовательного пространства СЕМЬЯ - ДЕТСКИЙ САД, в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, воспитателям) будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучно.
Для достижения этой цели необходимо решить задачи:
1. Выработать систему взаимодействия семьи и ДОУ.
2. Разработать механизм, позволяющий выстраивать отношения с родителями воспитанников.
3. Определить критерии результативности этих отношений.
Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную культурную микросреду - образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Диалог этих двух социальных институтов возможен при создании следующих необходимых условий :
1. Социально-правовых: построение всей работы основывается на ф нормативно-правовых документах, регламентирующими и определяющими функции, права и обязанности сторон.
2. Информационно-коммуникативных: предоставление родителям возможности быть в курсе реализуемых программ, быть осведомленными в вопросах специфики организации образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка, безопасности его пребывания в ДОУ и т. д.
3. Перспективно-целевых: наличие планов работы с семьями на перспективу, обеспечении прозрачности и доступности для сотрудников и родителей в изучении планов, предоставлении права родителям участвовать в разработке индивидуальных проектов-планов-программ и выборе точек пересечения ДОУ и семьи в интересах развития ребенка.
4. Потребностно-стимулирующих: взаимодействие семьи и ДОУ будет конструктивным, если оно опирается на:
• потребности и интересы семей;
• стили семейного воспитания;
• изучение ребенка во всех сферах его развития;
• рейтинг проводимых в ДОУ форм сотрудничества с семьей.
В основе взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого культурного образовательного пространства развития ребенка лежат следующие принципы:
1. Принцип преемственности, согласованных действий. Главный мотив взаимодействия родителей и педагогов заключается в том “…. как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш”. Состояние взаимопонимания семьи и детского сада - этого единого пространства, этой объективной реальности, состоится при согласованности воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон; “выстроенных по принципу единства, уважения и требований к ребенку; распределения обязанностей и ответственности”.
2. Принцип гуманного подхода к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ.
3. Принцип открытости. Истинная открытость будет в том случае, если провозглашаемые ценности преобразуются в ценности, объединяющие социальный, интеллектуальный, культурный опыт всех взрослых, живущих в едином педагогическом пространстве : самих детей, членов их семей, воспитателей, специалистов ДОУ, социальное окружение.
4. Принцип индивидуального подхода к каждой семье. Разные семьи были и всегда будут.
5. Принцип эффективности форм взаимодействия семьи и ДОУ. Формы выбираются в соответствии с региональными, культурно-историческими, социально-экономическими, социально-психологическими условиями, интересами семьи, возможностями ДОУ и др.
6. Принцип обратной связи. Она необходима для того, чтобы изучить мнение родителей по разным вопросам воспитания, деятельности ДОУ. Родители хотят знать: учитывают ли воспитатели их мнение, реагируют ли на замечания, предложения, советы с их стороны. Воспитатели, в свою очередь, - как реагируют родители на предложения и советы со стороны воспитателей, имеют ли встречные предложения.
7. Поэтапность реализации.
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное - донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых – обогатить их педагогическими знаниями. Формы подразделяются:
• коллективные;
• индивидуальные;
• информационно-аналитические;
• досуговые;
• познавательные;
• наглядно-информационные (информационно-ознакомительные, информационно-просветительские).
В соответствии с этими принципами и формами можно определить содержание каждого этапа, как обеспечивающее развитие всех сущностных сфер человека: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, практической, духовной.
Таким образом, взаимодействия детского сада с семьей строятся на признании главенствующей роли семьи как первого воспитателя ребенка, создание атмосферы доверия, открытости, общения, взаимного уважения и признания сильных сторон и семьи и детского сада.
Каждому дошкольному учреждению важно выработать стратегию взаимодействия учреждения и семьи; определить тактические действия в решении данного вопроса : понимание того, что необходимо учится не работать с семьей, а понимать семью, причем, семью каждого воспитанника, ее особенности, движущие силы, проблемы. Это в конечном итоге послужит основным условием воспитания счастливого ребенка.