Инна Кривошеина
Непосредственная образовательная деятельность интегрированного вида «Здравствуй, солнышко!»
▼ Скачать + Заказать документы
«Здравствуй, солнышко!»
(конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группе 6 – 7 лет.)
Кривошеина Инна Ивановна
музыкальный руководитель детского сада
МБДОУ № 138 г. Самара
2015 г.
Цель: Приобщить детей к целостному восприятию сразу нескольких видов искусства: музыки, поэзии и живописи.
Задачи:
• Обострить в ребёнке индивидуальные особенности, почувствовать
взаимосвязь музыки, поэзии и живописи.
• Развивать познавательные функции.
Публикация «Непосредственная образовательная деятельность интегрированного вида „Здравствуй, солнышко!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Солнце, солнышко
- Солнце. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
• Развить способность детей слышать «музыку природы».
• Развивать слуховое воображение.
Пособия и материалы: Картины или рисунки с изображением восхода и заката солнца, кусочки жёлтого пластилина, баночки с жёлтой и красной краской, листы бумаги для рисования; детская арфа, блок флейта, ксилофон, бубен и свистульки, листы бумаги.
Ход ЗАНЯТИЯ
Дети свободно входят в зал, садятся на стульчики.
Муз. рук - ль: Здравствуйте ребята! Прежде чем начать занятия хочу попросить вас отгадать загадку.
Не фонарь, а ярко светит
Не огонь, а больно жжёт
И не пекарь, а печёт.
(солнце)
Загадала я вам эту загадку неспроста, сегодня наше музыкальное занятие будет необычным, мы будем с вами говорить о солнышке.
Ребята, однажды, зайдя в комнату, я случайной услышала разговор маленькой лампочки, она с обидой в голосе говорила: «Почему все только восхищаются Солнцем? Чем я – лампочка хуже его? Я тоже излучаю свет, без меня невозможно прожить. Но только и слышу со всех сторон: «Солнце! Солнце!»»
Давайте мы с вами по рассуждаем и поможем Лампочке найти ответ на её вопросы. «Почему всем живым существам и растениям нужен солнечный свет? Почему они любят солнце?»
Ответы детей.
Правильно ребята, солнце является источником жизни на нашей планете. С древних времён русский народ поклонялся Солнцу как богу.
А кто-нибудь из вас знает, как раньше называли солнце? (ответы детей). Правильно, Ярило. Солнце является царем неба.
А как вы думаете, какого цвета может быть солнце?
После ответов детей, предлагает им закрыть глаза, постараться представить каким цветом может быть солнце, как оно может светить.
Читает стихотворение М. Р. Садовского «Какого цвета солнце?»
Какого цвета солнце?
Оно любого цвета.
Зелёное на листьях
И чёрное на пашне,
И жёлтое на небе,
И красное на флаге,
И синее в воде.
Оно такого цвета
Какого лучше нету,
Такого цвета солнце
Какой у жизни цвет.
После прочтения стихотворения, педагог показывает детям картины с изображением восхода и заката солнца, предлагает им сравнить цвета.
Восход солнца из – за горных хребтов.
Восход.
Восход солнца над лесом и полем в тумане.
Закат солнца.
Закат над полями.
«Закат солнца зимой». 1891 Клевер Юлий Юльевич.
Муз. рук – ль: Мы с вами рассмотрели прекрасные картины с изображением солнечного восхода и заката, а давайте подумаем: можно ли «восход» и «закат» передать звуками или музыкой? Какие музыкальные инструменты подойдут, чтобы сыграть на них музыку солнца? Музыка должна быть очень светлой, переливающейся и теплой.
Ответы детей.
Муз. рук – ль: Давайте послушаем с вами удивительное музыкальное произведение Э. Грига «Утро» из оперы «Пер Гюнт».
Муз. руководитель вместе с детьми пробует «поднять» солнышко, оно очень большое, тяжёлое, поднимается медленно (дети расставив руки в стороны очень медленно поднимают их вверх, при этом встают на носочки, чтобы как можно выше поднять солнышко).
ИМПРОВИЗИРУЕМ.
«Солнышко», рус. нар. закличка.
Солнышко, солнышко,
Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей (звучит арфа)
Прилетели сто грачей (шуршат листы бумаги)
А сугробы тают, тают, (звучит металлофон и треугольник)
И цветочки расцветают. (звенит бубен, звенит колокольчик).
(Дети, за которыми предварительно закреплены «роли», двигаются хороводом и поют. Затем четверо-пятеро детей под импровизируемую музыку бегают «змейкой» - это «ручеёк».
Несколько человек под импровизируемую музыку летают и садятся на землю что-то поклевать – это «грачи». Другие дети (4-5 чел.) под импровизируемую музыку образуют «сугроб» и, координируя свои действия, постепенно приседают. Затем каждый убегает к большому ручейку. Оставшиеся дети - это «цветы», которые постепенно вырастают и расцветают. Музыку для движения импровизируют заранее выбранные четверо детей.)
Муз. руководитель рассказывает детям, что солнышко является великим тружеником, как и человек. Под музыку Э. Грига «Ноктюрн» читает стихотворение В. Жуковского «Летний вечер» :
Знать, солнышко утомлено :
За горы прячется оно;
Луч погашает за лучом
И, алым тонким облачком
Задернув лик усталый свой,
Уйти готово на покой.
Пора ему и отдохнуть;
Мы знаем, летний долог путь,
Везде ж работа: на горах,
В долинах, в рощах и лугах;
Того согрей; тем свету дай
И всех притом благословляй.
Буди заснувшие цветы
И им расписывай листы;
Потом медвяною росой
Пчелу-работницу напой
И чистых капель меж листов
Оставь про резвых мотыльков.
Зерну скорлупку расколи
И молодую из земли
Былинку выведи на свет;
Пичужкам приготовь обед;
Тех приюти между ветвей;
А тех на гнездышке согрей.
И вишням дай румяный цвет;
Не позабудь горячий свет
Рассыпать на зеленый сад,
И золотистый виноград
От зноя листьями прикрыть,
И колос зрелостью налить.
А если жар для стад жесток,
Смани их к роще в холодок;
И тучку темную скопи,
И травку влагой окропи,
И яркой радугой с небес
Сойди на темный луг и лес.
А где под острою косой
Трава ложится полосой,
Туда безоблачно сияй
И сено в копны собирай,
Чтоб к ночи луг от них пестрел
И с ними ряд возов скрипел.
Итак, совсем немудрено,
Что разгорелося оно,
Что отдыхает на горах
В полупотухнувших лучах
И нам, сходя за небосклон,
В прохладе шепчет: «Добрый сон».
Музыкальный руководитель предлагает детям подойти к заранее подготовленным столам, на которых разложены кусочки желтого, красного пластилина; баночки с жёлтой и красной краской и листы бумаги. Просит изобразить или слепить солнце таким, каким его представляют дети.
В конце занятия дети ещё раз вспоминают загадки, заклички, поговорки о солнце.
Список источников информации и иллюстраций:
Литература:
1. В. А. Жуковский «Стихи и баллады».
2. М. Р. Садовский (1937) – Стихи Издательство "МАЛЫШ" Москва 1982
Сайты в Интернете :
1. https://www.goldpoetry.ru/jukovsky/index.php?p=127
Иллюстрации:
1. https://wallpapers.99px.ru/wallpapers/tags/solnce/cveti/?cp=2
2. https://www.sv-img.info/content/da/id-2039
3. https://photo.99px.ru/photos/111579/ 4.https://www.artscroll.ru/page.php?al=Nazvanie_Kartiny_Neizvestno_000154_238653_kartina
5. https://luxfon.com/download/11111/1920x1200/
6. https://www.artsait.ru/foto.php?art=k/klever/img/20