Пельменёва Альбина
Эссе «Современный педагог ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
ЭССЭ
«Современный педагог ДОУ»
В настоящее время дошкольная педагогика переживает интересный период своего развития: из дидактической, стремящейся передать лишь некоторую сумму знаний постепенно становится педагогикой развивающейся, «динамичной». Ломка традиционных воззрений на природу детского развития – характерная черта нынешнего времени. Из объекта формирования, точки приложения односторонних педагогических воздействий ребёнок постепенно превращается в субъекта собственного развития, обладателя собственной индивидуальности, носителя личностного начала.
Публикация «Эссе „Современный педагог ДОУ“» размещена в разделах
Как и раньше в центре всеобщего внимания – ребёнок, вокруг которого разгораются споры о том, как надо его обучать и воспитывать. В детском саду этим в основном занимается воспитатель. И все рекомендации, программы, методики направлены в первую очередь ему – в надежде, что уж он-то разберётся, как всё это можно реализовать в работе с детьми. Требования к современному воспитателю предъявляются особенные. Он должен быть человеком мыслящим, способным к анализу и творческой переработке к поступающей информации. Но самому воспитателю порой трудно разобраться в этом потоке нового материала. Должен существовать обмен мнениями с коллегами: это участие в семинарах и тренингах, педагогических чтениях, повышение квалификации на курсах, консультациях, творческих лабораториях. Всё это плодотворно сказывается на взаимоотношениях с детьми.
Вся моя педагогическая деятельность основана в первую очередь, на творческом подходе к обучению и воспитанию детей. Ещё, будучи девятиклассницей, я решила посвятить себя детям, к выбору профессии относилась очень серьёзно, готовилась к поступлению в педагогический колледж, который вспоминаю сейчас с особой теплотой: нас всегда окружали талантливые педагоги, была активисткой, занималась спортом, каждое лето ездила в пионерский лагерь вожатой. После окончания колледжа сразу начала работать воспитателем, проработав 2 года, я поняла, насколько хорошо нам давали методику дошкольного обучения и воспитания. По моему глубокому убеждению, мы несколько переусердствовали в критике отечественной системы дошкольного воспитания. В рамках детского сада советского образца существовала система образовательной работы с детьми. Другой вопрос, какая была эта система. Но уже наличие этой системы являлось преимуществом, которое, насколько мне известно, уже давно осознали на Западе и в Японии.
Мне кажется, сейчас в новом веке, необходимо не отказываться от идеи дошкольного образования, а создать работающую альтернативу прежней образовательной системе. Образ старой системы дошкольного образования мне напоминает большой с размахом и с архитектурными излишествами возведённый дом. Но ему требуется капитальный ремонт: в нём часты перебои с водой и светом, отошли краска и штукатурка. И тем не менее, многие запаслись новой мебелью, бытовой техникой с перспективой на обновление жилища…А значит обновлению – быть! И конечно, нам воспитателям и педагогам ДОУ в первую очередь, людям занимающимся непосредственно практикой необходимо заняться этим благородным делом, тем более что его никто не сделает за нас и профессиональнее нас.
Сейчас, работая вот уже 22 года воспитателем, я не «устала» от своей профессии, наоборот, часто задаю себе вопрос о том, что такое инновационное, развивающее образование (для меня эти понятия во многом совпадают, так как наиболее перспективные в педагогическом процессе) в отличие от обычного или «неразвивающего»; каковы психолого-педагогические приоритеты детского развития, его общие критерии и т. п. Ответы стараюсь находить и в научных публикациях и конечно, на практике своей работы.
И последнее. Современный воспитатель детского сада обязательно должен учитывать то, что обучение и воспитание дошкольников протекает, прежде всего, в русле игры и других форм совместной деятельности ребёнка со сверстниками и взрослыми, которые обеспечивают развитие его познавательной мотивации и способностей, становление образа мира, освоение общечеловеческих ценностей и формирование базиса личностной культуры в дошкольном детстве.