Александр Владимирович Гришин
Мотивация мышления в педагогическом процессе
▼ Скачать + Заказать документы
Мышление как процесс (поиска и открытия существенно нового) является формирующимся, т. е. изначально полностью не заданным, не запрограммированным, и поэтому оно объективно выступает как динамичный, заранее не заданный процесс. Это значит, что не только интеллектуальные операции, но и мотивация мышления именно формируются в этом процессе, а не привносятся в него извне уже в законченном виде.
Мотивация мышления бывает, по крайней мере, трех типов:
Темочки:
1) специфически познавательная, когда побудителями мыслительной деятельности являются познавательные интересы и мотивы, т. е. стремление узнать что-то новое (например, детская любознательность);
2) неспецифическая, когда мышление начинается под влиянием более или менее внешних причин, а не собственно познавательных интересов (например, школьник может начать решать задачу не из желания узнать и открыть что-то новое, а лишь потому, что взрослые обещают ему за это специальное вознаграждение, или потому, что он не хочет отстать от товарищей, и т. д.).
3) эмоциональная, отражающая такой личностный аспект мышления, как его отношение к решаемой задаче, к другим людям и т. д., в чем проявляются и формируются его побуждения к мыслительной деятельности и его умственные способности).
Но какой бы ни была исходная мотивация мышления, по мере его осуществления начинают действовать и собственно познавательные мотивы. Часто бывает так, что ученик садится учить уроки лишь по принуждению взрослых, но в процессе учебной работы у него возникает и чисто познавательный интерес к тому, что он делает.
Всякая мотивация (в том числе специфически познавательная) обращена в будущее – на достижение будущего желаемого результата, выступающего в качестве цели. Любое мышление тоже обращено в будущее, поскольку оно (мышление) есть прогнозирование вначале неизвестного и потому искомого решения задачи и проблемы. Этим определяется значительная взаимосвязь между мышлением как процессом (прогнозирования как искомого) и его мотивацией. Тем самым образуются непрерывные взаимопереходы между процессуальным и личностным аспектами мышления.
Мышление как прогнозирование – это всегда неразрывное единство процессуального и личностно-мотивационного аспектов. Для мотивации мышления в непосредственной учебно-действенной ситуации нужно помочь ученику уяснить сначала начальный этап решения, обозначить первоначальные необходимые действия и стимулировать их реализацию. При этом происходит немедленное изменение ситуации и выявляются попутные изменения, которые до совершения действия были не предусмотрены. Таким образом, действие, выполняемое на первых этапах мыслительного процесса, освобождает от необходимости предусмотреть, представить и учесть все многообразие изменений ситуаций, которое оно вносит, и которое нужно было бы заранее учесть при решении задачи, протекающем не непосредственно в самом ходе действия. Такая мыслительная операция предъявляет и свои специфические требования, такие как:
- более изощренная наблюдательность и внимание к отдельным деталям,
- умение использовать для решения задачи то особенное и единичное в данной проблемной ситуации, что не входит в теоретическое обобщение,
- способность быстро переходить от размышления к действию и обратно.
Последнее требование для систематических, медлительных умов часто воспринимается как перебои в мыслительном процессе.
Стимулом (мотивом) мыслительного процесса могут быть :
- непосредственная необходимость выйти из затруднения,
- результат разрешения теоретической проблемы.
По С. Л. Рубинштейну, всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой включает в себя цель и условия.
Мышление начинается с проблемной ситуации, с потребности понять. Осознание проблемной ситуации является начальной фазой мыслительного процесса. При этом сама постановка проблемы является актом мышления, часто это требует большой мыслительной работы. От осознания проблемы мысль переходит к ее разрешению, для которого необходима некоторая база теоретических обобщенных знаний и привлечение их к решению в качестве его средств и методов. Естественным завершением мыслительного процесса является решение задачи в виде формирования новых понятий, суждений или умозаключений. Следует отметить, что прекращение решения при не достигнутой цели будет воспринято человеком как срыв или неудача.
С динамикой мыслительного процесса связано эмоциональное самочувствие субъекта: напряженное в начале и удовлетворенное в конце. Именно эти эмоциональные состояния необходимо формировать у учащихся для успешного мотивирования их мыслительного процесса (создавать проблемные ситуации, озадачивать учеников вопросами, ответы на которые требуют «привлечения» имеющихся знаний и поощрять успешное решение задач, способствуя закреплению удовлетворения учеников от проделанной мыслительной работы).