МААМ-картинки

Мотивация мышления в педагогическом процессе

Александр Владимирович Гришин
Мотивация мышления в педагогическом процессе
▼ Скачать + Заказать документы

Мышление как процесс (поиска и открытия существенно нового) является формирующимся, т. е. изначально полностью не заданным, не запрограммированным, и поэтому оно объективно выступает как динамичный, заранее не заданный процесс. Это значит, что не только интеллектуальные операции, но и мотивация мышления именно формируются в этом процессе, а не привносятся в него извне уже в законченном виде.

Мотивация мышления бывает, по крайней мере, трех типов:

Темочки:

1) специфически познавательная, когда побудителями мыслительной деятельности являются познавательные интересы и мотивы, т. е. стремление узнать что-то новое (например, детская любознательность);

2) неспецифическая, когда мышление начинается под влиянием более или менее внешних причин, а не собственно познавательных интересов (например, школьник может начать решать задачу не из желания узнать и открыть что-то новое, а лишь потому, что взрослые обещают ему за это специальное вознаграждение, или потому, что он не хочет отстать от товарищей, и т. д.).

3) эмоциональная, отражающая такой личностный аспект мышления, как его отношение к решаемой задаче, к другим людям и т. д., в чем проявляются и формируются его побуждения к мыслительной деятельности и его умственные способности).

Но какой бы ни была исходная мотивация мышления, по мере его осуществления начинают действовать и собственно познавательные мотивы. Часто бывает так, что ученик садится учить уроки лишь по принуждению взрослых, но в процессе учебной работы у него возникает и чисто познавательный интерес к тому, что он делает.

Всякая мотивация (в том числе специфически познавательная) обращена в будущее – на достижение будущего желаемого результата, выступающего в качестве цели. Любое мышление тоже обращено в будущее, поскольку оно (мышление) есть прогнозирование вначале неизвестного и потому искомого решения задачи и проблемы. Этим определяется значительная взаимосвязь между мышлением как процессом (прогнозирования как искомого) и его мотивацией. Тем самым образуются непрерывные взаимопереходы между процессуальным и личностным аспектами мышления.

Мышление как прогнозирование – это всегда неразрывное единство процессуального и личностно-мотивационного аспектов. Для мотивации мышления в непосредственной учебно-действенной ситуации нужно помочь ученику уяснить сначала начальный этап решения, обозначить первоначальные необходимые действия и стимулировать их реализацию. При этом происходит немедленное изменение ситуации и выявляются попутные изменения, которые до совершения действия были не предусмотрены. Таким образом, действие, выполняемое на первых этапах мыслительного процесса, освобождает от необходимости предусмотреть, представить и учесть все многообразие изменений ситуаций, которое оно вносит, и которое нужно было бы заранее учесть при решении задачи, протекающем не непосредственно в самом ходе действия. Такая мыслительная операция предъявляет и свои специфические требования, такие как:

- более изощренная наблюдательность и внимание к отдельным деталям,

- умение использовать для решения задачи то особенное и единичное в данной проблемной ситуации, что не входит в теоретическое обобщение,

- способность быстро переходить от размышления к действию и обратно.

Последнее требование для систематических, медлительных умов часто воспринимается как перебои в мыслительном процессе.

Стимулом (мотивом) мыслительного процесса могут быть :

- непосредственная необходимость выйти из затруднения,

- результат разрешения теоретической проблемы.

По С. Л. Рубинштейну, всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой включает в себя цель и условия.

Мышление начинается с проблемной ситуации, с потребности понять. Осознание проблемной ситуации является начальной фазой мыслительного процесса. При этом сама постановка проблемы является актом мышления, часто это требует большой мыслительной работы. От осознания проблемы мысль переходит к ее разрешению, для которого необходима некоторая база теоретических обобщенных знаний и привлечение их к решению в качестве его средств и методов. Естественным завершением мыслительного процесса является решение задачи в виде формирования новых понятий, суждений или умозаключений. Следует отметить, что прекращение решения при не достигнутой цели будет воспринято человеком как срыв или неудача.

С динамикой мыслительного процесса связано эмоциональное самочувствие субъекта: напряженное в начале и удовлетворенное в конце. Именно эти эмоциональные состояния необходимо формировать у учащихся для успешного мотивирования их мыслительного процесса (создавать проблемные ситуации, озадачивать учеников вопросами, ответы на которые требуют «привлечения» имеющихся знаний и поощрять успешное решение задач, способствуя закреплению удовлетворения учеников от проделанной мыслительной работы).

Публикации по теме:

Сообщение на педагогическом совете «Понятие об опасностях и опыте безопасного поведения» Безопасность жизнедеятельности напрямую связана со всеми сторонами жизни человека, со всеми аспектами человеческого бытия, находит проявление.

Развитие алгоритмического мышления у детей 6–7 лет в процессе использования робототехники в образовательной деятельностиРазвитие алгоритмического мышления у детей 6–7 лет в процессе использования робототехники в образовательной деятельности Консультация для родителей «Развитие алгоритмического мышления у детей 6-7 лет в процессе использования робототехники в образовательной.

Фотоотчет об августовском педагогическом форумеФотоотчет об августовском педагогическом форуме Фотоотчет об августовском педагогическом форуме. Здравствуйте, уважаемые коллеги. У нас в Калининградской области с 17 августа по 5 сентября.

Консультация для молодых педагогов ДОУ «Значение игровых занятий с блоками Дьенеша в педагогическом процессе детского сада»Консультация для молодых педагогов ДОУ «Значение игровых занятий с блоками Дьенеша в педагогическом процессе детского сада» Важнейшая задача любого детского сада-подготовка ребёнка к школе. В ДОУ используются всевозможные развивающие игры,но не все позволяют.

Консультация для родителей старших дошкольников «Мотивация как основа успешной учебы» Чтобы ребенок учился с интересом и выполнял задания учителя не «из-под палки», а ради своего собственного удовольствия, нужно уметь правильно.

Мотивация. Материалы рекомендаций для педагогов школы 1. Мотивация учебной деятельности. Действия человека исходят из определенных мотивов и направлены на определенные цели. Мотив - это то,.

Отчет о педагогическом проекте «Волшебный песок» (вторая младшая группа)Отчет о педагогическом проекте «Волшебный песок» (вторая младшая группа) Хотим поделиться проведенным проектом "Волшебный песок" Цели: • Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

Фотоотчет о педагогическом проекте «Животные Севера и жарких стран»Фотоотчет о педагогическом проекте «Животные Севера и жарких стран» В начале февраля у нас в саду завершился педагогический информационно-творческий, речевой проект «Животные Севера и жарких стран». Проект.

Выступление на педагогическом совете по теме: «Летний — оздоровительный период» в нетрадиционной формеВыступление на педагогическом совете по теме: «Летний — оздоровительный период» в нетрадиционной форме втор: Федосеева Юлия Владимировна, воспитатель высшей квалификационной категории ДОУ Сегодня вашему вниманию представлю свой опыт с выступлением.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мотивация мышления в педагогическом процессе
Опубликовано: 30 мая 2024 в 12:39
+36Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мотивация мышления в педагогическом процессе» (включая файлы) размещена пользователем Александр Владимирович Гришин (УИ 3395430) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
02 февраля 2025 воскресенье
Вот ёжик — ни головы, ни ножек!
Победа в Сталинградской битве!
Знакомимся с таинственным миром болот!
03 февраля 2025 понедельник
Покормите птиц зимой!

Дипломы!
Добавьте фото кормушки!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД