Екатерина Рычкина
Мониторинг в деятельности учителя-основа эффективной реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:
Мониторинг в деятельности учителя - основа эффективной реализации ФГОС.
Задача формирования и развития УУД
Задача формирования универсальных учебных действий заявлена в Федеральном образовательном государственном стандарте как одна из приоритетных. Развитие УУД — сложный и растянутый во времени процесс. Управлять этим процессом, не отвечая на вопросы: «На каком мы этапе? Все ли идет так, как мы запланировали? Далеко ли мы продвинулись? Какие есть сложности?» — невозможно. Ответы на эти вопросы помогает получить мониторинг.
Публикация «Мониторинг в деятельности учителя-основа эффективной реализации ФГОС» размещена в разделах
- Мониторинг
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Развитие коммуникативных УУД
Ребёнок начинает общаться и говорить с самого раннего возраста. К моменту поступления в школу он уже, в той или иной степени, обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций.
Но как показывает практика, не всегда первоклассник уверенно владеет этими компетенциями. Поэтому на начало учебного года в первом классе целесообразно провести стартовую диагностику с целью выявить уровень сформированности различных умений и навыков.
Результаты этой диагностики помогают построить работу с учётом разноуровневой подготовки детей.
Формы работы
В соответствии с такими целями большое значение отдаётся проектным формам работы, где помимо направленности на конкретную учебную задачу соединения теории и практики, обеспечивается совместное планирование деятельности учителя и учащихся.
Фронтальной работе на уроке целесообразней отводить меньше времени нежели парным, групповым, интерактивным видам работы, где каждый высказывает свое мнение, а затем вырабатывается общее мнение.
Что такое мониторинг?
Мониторинг в образовании — это система сбора, обработки, хранения и распространения информации, которая ориентирована на информационное обеспечение управления, она позволяет судить о состоянии учебного процесса в любой момент времени и помогает обеспечить прогноз его развития.
Самый главный вывод, который можно сделать из этого определения, таков: Мониторинг — это инструмент того, как управлять учебной ситуацией.
Определить, кто отвечает за мониторинг УУД, можно если ответить себе на вопрос: кто непосредственно управляет ситуацией развития универсальных учебных действий у учащихся? Конечно, это педагог. Именно он в первую очередь работает на все группы образовательных результатов и является главным ответственным за этот процесс.
Цели мониторинга
Целью мониторинга УУД является — отслеживание процесса формирования УУД у учащихся для проектирования и своевременной корректировки этого процесса. Все фазы этого процесса (мониторинг, проектирование, развитие) последовательно взаимосвязаны между собой.
Диагностические инструменты, которые будут использоваться в работе, следующие:
1. Диагностика готовности ребенка к обучению.
На этом этапе необходимо выявить уровень готовности ребёнка к обучению. В этом учителю нужна помощь школьного психолога.
Далее необходимо спланировать коррекционную работу с детьми, которым особенно нужна помощь учителя и психолога.
Также необходимо спланировать работу с подготовленными, развитыми детьми для их успешной дальнейшей адаптации.
2. Диагностика сформированности метапредметных умений
На этом этапе отслеживается на основе контрольных работ предметно-содержательные и компетентностные линии, предусмотренные программным материалом. В 1 классе полученные результаты анализируются только с качественной точки зрения и по отношению к каждому учащемуся отдельно. Определяются рейтинги умений как индивидуальные, так и по классу в целом. Со 2 класса полученным результатам уже присваивается оценочная характеристика: «базовый уровень», «ниже базового», «выше базового». Результаты учащихся складываются в целостную картину по классу, определяются рейтинги умений. На основе сравнения результатов полученных в 1 классе и 2 классе по некоторым УУД делается вывод о динамике развития УУД (есть прогресс или нет прогресса).
Индивидуальные результаты вносятся в Портфолио ученика и обсуждаются с ним, доводятся до родителей в индивидуальной беседе, для оказания посильной помощи учителю в формировании УУД. Если есть необходимость, то данные результаты доводятся до сведения специалистов – психолога, логопеда с целью привлечения их к работе с данным ребёнком.
На каждого ребенка ведется карта развития в которой фиксируется на каком уровне в данный момент сформированы УУД.
В конце учебного года, проведя диагностическую работу и на основе анкетирования и наблюдений можно проследить результат, который отражается в технологической карте коммуникативных УУД.
Эта работа заканчивается сравнительным анализом, в котором будет видно, есть ли в классе по этому направлению прогресс. Такая работа проводится с каждой группой УУД, выявленной с самого начала обучения.
Результаты деятельности
Работая по ФГОС, важно понимать, что мониторинг образовательных результатов деятельности направлен на повышение качества образования как чётко спланированная система, нацеленная на отслеживание достижений каждого ребенка.