Андреева Екатерина
Мониторинг достижения детьми планируемых итоговых результатов
▼ Скачать + Заказать документы
Мониторинг достижения детьми планируемых итоговых результатов.
Результативность программы можно выявить путем диагностического исследования. Мониторинг освоения программы проводится 2 раза в год в сентябре и в мае. В ходе мониторинга педагог заполняет таблицу (Приложение №1)
Публикация «Мониторинг достижения детьми планируемых итоговых результатов» размещена в разделах
- Мониторинг
- Планирование. Планы работ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
Выбор критериев обусловлен особенностями духовно-нравственной сферы личности ребенка: критерии направлены на понимание трех важнейших частей этой сферы: познавательной, эмоциональной и деятельностной с конкретным отношением к Богу, родителям и другим близким людям, окружающей его природой, его отношением к игрушкам, играм, песням, образному слову, к тому, что радует, что ему близко и дорого.
Уровень духовно-нравственного развития оценивается по трем функциональным показателям, характеризующим развитие каждой из частей духовно-нравственной сферы личности ребенка.
- Познавательные показатели (П) – отражают наличие необходимых знаний и представлений, понимание основных представлений, знаний, явлений и их признаков и уровень любознательности.
В соответствии с этим определяется три уровня духовно-нравственного развития ребенка старшего дошкольного возраста по познавательному критерию:
• Низкий уровень – не проявляет интереса и любознательности к духовным и нравственным вопросам;
• Средний уровень – по инициативе взрослого, с желанием исследует предмет, ищет ответы на поставленные вопросы;
• Высокий уровень – сам проявляет интерес к познанию мира, задает вопросы, обращается к разным культурным источникам, экспериментирует.
- Эмоционально-чувственные показатели (Э) – фиксируют наличие духовных и нравственных потребностей, желаний и интересов, включенных в характеристики всех сфер личности и являющихся движущим началом целостного духовно-нравственного развития личности ребенка; отражают эмоциональные реакции и чувства, обеспечивающие включенность ребенка в нравственную ситуацию и отношения. Эмоционально-чувственным показателем является чувство сопереживания, к другому человеку, а также живой природе, выражающееся в понимании состояния другого существа и готовности откликнуться на него (посочувствовать или порадоваться).
Процесс формирования сопереживания проходит три этапа:
- Эмоциональное принятие по подражанию взрослым;
- Самостоятельное эмоциональное принятие;
- Осознание и включение в систему ценностных ориентации личности ребенка.
В соответствии с этим выделены три уровня:
• Низкий уровень – по инициативе взрослого ребенок замечает состояние окружающих, но не реагирует на него;
• Средний уровень – по инициативе взрослого ребенок замечает состояние окружающих, эмоционально и действенно реагирует на него;
• Высокий уровень – сам видит состояние окружающих, предугадывает их затруднения и адекватно реагирует на них в деятельности, поступке.
Деятельностные показатели (Д) – характеризуют уровень развития волевых процессов в ребенке и практическую взаимосвязь всех показателей в нравственной деятельности, например, не просто знание нравственных норм (т. н. морализирование, а умение заботится о ближнем, оказывать помощь окружающим, свое отношение к окружающим ребенок «проживает» в добрых делах и поступках, получает радость от общения с ними, при этом ощущает свой вклад, свою значимость и причастность к их жизни, тем самым реализуя свою потребность в самоактуализации.
Выделяется три уровня развития ребенка:
• Низкий уровень – действие по подражанию взрослому в совместной деятельности с ним.
• Средний уровень – действие по побуждению взрослого в совместной деятельности с ним и самостоятельно.
• Высокий уровень – действие самостоятельно, по собственной инициативе в свободной деятельности.
В качестве контрольных диагностических заданий для определения уровня развития духовно-нравственной развития ребенка возможно использование следующих методов:
• Анкета для родителей;
• Проблемные, воспитывающие ситуации;
• Проблемные вопросы;
• Анализ продуктов деятельности (рисунки детей);
• Беседа;
• Наблюдение.
Система перечисленных критериев и показателей, характеризующих уровень духовно-нравственного развития может быть представлена в виде таблицы, которая помогает педагогам видеть принципиальные отличия во внешних проявлениях ребенка.
Таблица может применяться для наблюдения за детьми разного возраста.