Азанова Ольга
Конспект занятия в старшей группе «Моя Родина — Горный Алтай»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Алтынсай» с. Шебалино
«Моя Родина – Горный Алтай».
(Познавательное мероприятие)
Старшая группа.
Азанова О. С., учитель алтайского языка
2022 г.
«Моя Родина – Горный Алтай».
Цель: Формирование у детей образа малой родины, богатого природными ресурсами, народными традициями и историей.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Моя Родина — Горный Алтай“» размещена в разделах
- Алтайский край
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2022
- закрепить знания воспитанников государственных символов Республики Алтай;
- создать условия для формирования нравственных ценностей (любви к Родине, своему краю, своему народу, к родному языку;
- развивать у воспитанников коммуникативные навыки, речь.
Оборудование: мультимедийная презентация, оформление группы высказываниями, пословицами о языке, игрушки.
Jакшылар, балдар! Здравствуйте, дети!
Вы, знаете, что такое малая родина? (Ответы детей).
(Слайд 1). Ничто на земле не может быть ближе, милее, чем малая родина. У каждого человека есть своя малая родина. У одних - это большой город, у других — маленькая деревенька, но все люди любят ее одинаково. И вы правильно сказали, что наша малая родина – это Республика Алтай, село Шебалино.
(Слайд 2). Олицетворяют родную землю её символы. Каждое государство, каждая республика имеет свои символы – это Герб, Флаг, Гимн.
(Слайд 3). Ребята, я думаю, что вы сами можете рассказать про наш герб. (Ответы детей, если затрудняются помочь детям). Описание. Герб Республики Алтай представляет собой сине-голубой круг, окаймленный узкой полоской золотистого цвета. Это символ вечного синего неба Алтая. На сине-голубом фоне изображены: в верхней части круга трехглавая вершина одной из высочайших гор Центральной Азии Белухи (Юч Сюмера, символизирующая красоту и мощь родной земли (белого цвета); в центре белый Кан-Кереде с головой и золотистыми крыльями птицы и туловищем льва (пятна на туловище золотистого цвета, грудь, когти и пятна на ногах и кончик хвоста красно-сиреневого цвета, клюв, основания и концы крыльев, пятно на шее черные, олицетворяющий собой священную солнечную птицу, стерегущую покой, мир, счастье, богатство родной земли, покровительницу зверей, птиц и природы; в нижней части круга орнаментальное изображение двух самых больших рек Алтая Бии и Катуни с их притоками; между ними треножник золотистого цвета — дом, символ Родины, крепости и вечности родного дома; волнистые линии под треножником символ Телецкого озера (Алтын-Кёль). Орнаментальное изображение рек и Телецкого озера бирюзово-изумрудного цвета.
(Слайд 4). Флаг Республики Алтай. Описание. «Прямоугольное полотнище из четырё х горизонтальных полос: верхняя — белого цвета, нижняя — голубого, узкие полосы — белого и голубого цветов.
Символика. Голубые полосы являются символом чистоты, неба, гор, рек и озёр Алтая.
Белые полосы олицетворяют вечность, стремление к возрождению, любви и согласию народов Республики Алтай.
(Слайды 5, 6). Как называется столица Республики Алтай? (Ответы детей). Столицей республики является город Горно-Алтайск. В нашем городе есть центральная площадь, национальный музей, национальный драматический театр, плавательный бассейн.
(Слайды 7). В 1993 году вышел «Закон О Языках», где говорится, что государственными языками в Республике Алтай считаются алтайский и русский.
(Слайд 8). Наименование государственных учреждений пишутся на двух языках.
(Слайд 9). И 20 октября мы празднуем день алтайского языка.
(Слайд 10). Перед вами, дети алтайский алфавит. В этом алфавите есть звуки, которых нет в русском языке. Это звуки А,, , J, Н. (Проговорить звуки)
Сейчас я предлагаю вам поиграть в интересную и веселую игру «Зайка звуки учил».
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «Зайка звуки учил»
Койонок табыштар ренген, койонок табыштарды ундыган.
Мында бистин койонок ыйлаган.
Ого кискечек келип айткан:
- Ыйлаба, койонок,
Табыштарды кожо ренип аларыс.
[ ] табышты уксан
Колдорынла тажынып, буттарынла теп.
( Педагог называет по очереди звуки: [ ],[ ],[J],[Н], дети выполняют задание, как предлагается в стихотворении).
Примечание: При произнесении слов педагог тянет нужный звук.
(Слайд 11). В школе изучают алтайский язык по двум программам. Это изучение алтайского языка по основной программе – для тех детей кто владеет родным языком. И для не владеющих алтайским языком. Т. е для тех кто не знает алтайский язык, но хочет выучить. А кто из вас знает свой родной алтайский язык, умеет говорить на алтайском? Молодцы! А кто не умеет, я думаю, обязательно выучат. Потому что, каждый человек должен знать свой родной язык. Об этом сказал М. И. Калинин «…Знание родного языка крайне необходимо каждому культурному человеку».
Стук в дверь.
Ребята, кто-то к нам стучится в дверь… Заходите. Jакшлар!
Входит Охотник.
Охотник: Jакшылар! Jакшылар, балдар! А вы меня узнали? Да, я – Охотник - Анчы. Живу в лесу, в своём волшебном царстве. А сегодня решил прийти к вам в гости, т. к. мне мой друг зайчик - койонок сообщил, что вы сегодня беседуете о моём таежном крае – Горном Алтае. А как же вы без меня? Ведь в моём царстве столько зверей, птиц. Вы ведь, наверное, и не знаете, какие животные обитают в алтайской тайге?
Вот ты, Анчы, и ошибаешься, наши дети хорошо знают животных наших лесов, правда, ребята? Давайте с вами их назовё м: волк, лиса, бобр, лось, заяц, косуля, марал, соболь, медведь, белка…. (Если дети затрудняются, показать картинки).
Анчы: Молодцы, друзья! А давайте я с вами поиграю в игру «Кто лишний». Вы, прослушав названия животных, определите, какое животное не живет у нас на Алтае. Начинаем? Слушайте внимательно:
Волк, белка, обезьяна, барсук.
Заяц, соболь, кенгуру, медведь.
Олень, ёж, лиса, верблюд.
Косуля, марал, слон, лось.
Бобр, кабан, рысь, жираф.
Молодцы! А вы знаете, некоторые люди порой бывают так жестоки по отношению к животным. Очень часто они уничтожают их для своих целей: из шкур шьют шубы, шапки, из рогов делают украшения. Постепенно животных остаётся всё меньше и меньше. Как вы думаете, нам надо беречь нашу природу и животных? Как мы можем это сделать? (Ответы детей). Спасибо вам, что вы знаете, любите и знаете, как охранять наших животных. Келер туштажуларга jетире Jакшы болзын!
Дети: Jакшы болзын, Анчы!
А теперь поздравить с праздником нас пришли поздравить наши постоянные гости, преподаватель Шебалинской детской школы искусств, руководитель ансамбля «К релей», заслуженный работник культуры РА и ансамбль «К релей» в составе: (ФИ детей). Поздравительное слово предоставляем нашим гостям. (Поздравительное слово с днем алтайского языка и выступление ансамбля).
Вот и пришло время прощаться. До свиданья!
Мында бистин туштажу учына jетти. Jакшы болзын!
Литература
Тобоева Е. Н. / Ойнот, рет баланы/ (огош болчомдорды редип тузаланар ойындар) 3-6 jашту балдарга. - Горно – Алтайск, 2006.
Интернет ресурсы.