Папки-передвижки

Использование развивающих игр в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста

Галина Сушенцова
Использование развивающих игр в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Использование развивающих игр в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста»

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский.

Публикация «Использование развивающих игр в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Тема над которой я работаю, называется «Использование развивающих игр в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста». Путь, который ребенок проходит в своем развитии в дошкольные годы огромен, за это время он приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. На протяжении дошкольного детства «складывается» человек. Те изменения, которые происходят в развитии ума ребенка-дошкольника, удивительны и неуловимы. Тем не менее, это удивительное и неуловимое надо увидеть и понять.

Перемены последних лет показали несостоятельность «стандартной личности». Сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не бояться этого. Помочь в формировании такой личности может «Развивающее обучение». Интеллектуальный человек – это тот, который способен к осуществлению процессов мышления. Человек использует свой интеллект для :

Восприятия, понимания и интерпретации информации;

Идентификации источника и причины;

Постановки вопросов с целью сужения области и поиска;

Умения моделировать процесс решения проблемы;

Поиска ответа на конкретные вопросы;

Усвоения новых знаний.

Развитие интеллекта это :

- развитие логического мышления (словесно - логическое) ;

- развитие латериального мышления (наглядно - образное);

- развитие практического мышления (наглядно - действенное).

Умение мыслить логически это:

- сравнивать свойства, признаки, состав и действия предметов;

- выделять существенные признаки;

- производить анализ и обобщение;

- устанавливать отношения между понятиями;

- классифицировать понятия;

- делать умозаключения и обосновывать его.

До полутора – двух лет у малыша преобладает наглядно – действенное мышление: ребёнок устанавливает связи между предметами в ходе действий с ними. Постепенно у малыша формируется и наглядно – образное мышление. Ребёнок уже может размышлять, представляя себе образы предметов. К трём годам у ребёнка появляются элементы логического мышления. Малыш начинает обобщать предметы и явления по существенным признакам, получая основную часть информации из речевого общения. Речь становится средством общения.

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Интеллектуальное развитие ребёнка начинается не за год- два до поступления в школу, а идёт в процессе всей жизни, начиная с рождения. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелёгок, и, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, мы должны помнить, что главной формой развивающего воспитания и обучения являются развивающие игры. Именно в играх успешнее всего развиваются все уровни личности, психические процессы (внимание, речь, память, мышление, мелкая моторика руки, разные виды деятельности. Игру следует выбирать с учётом возраста ребёнка. Самые первые игры для маленьких детей включают в себя игры – забавы, их сменяют игры по ролям, а потом уже дети участвуют в играх – задачах.

В моей группе 16 детей. Из них – 9 девочек и 7 мальчиков. Дети пришли ко мне в возрасте трёх лет. В первую очередь я у этих малышей начала развивать восприятие, знакомить со свойствами предметов, так как восприятие у них было весьма расплывчатым, неточным. Малыши привлекательные предметы зажимали в руке, перекладывали с места на место. Ребёнок не учитывал свойств предметов. Это происходит не потому, что дети плохо различают свойства, а в силу непонимания их значения, отсутствия постоянной ориентировки на них. Я начала их знакомить со свойствами предметов, разнообразными формами, цветами, отношениями величин, пространственными отношениями, чтобы ребёнок накопил запас представлений об этих свойствах, что очень важно для дальнейшего умственного развития. Для этого я подготовила разные виды дидактических игрушек:

- игрушки для нанизывания (разные геометрические фигуры, купленные и сделанные своими руками родителями);

- игрушки для прокатывания (объё мные геометрические фигуры: шары, цилиндры, конусы, призмы);

- игрушки сборно – разборные (матрёшки, конструктор – лего, пирамидки);

- игрушки – вкладыши (с изображением геометрических фигур и животных);

- игрушки сюжетные (куколки, машины, ёлочки, овощи, фрукты, а также предметы, подобранные по определённым признакам – цвет, величина, форма (пробки, фишки, коробочки, геометрические фигуры и природный материал – шишки, жёлуди, листья).

В начале дети просто играли, производили какие – то действия с незнакомыми предметами, получали первое представление о них, затем мы начали знакомиться со свойствами предметов с помощью ориентировочных исследовательских движений рук и глаз.

С помощью дидактических игрушек учу выполнять задания на подбор по сходству и различию (соотнесение, группировка, сортировка). Для этого использую пирамидки, матрёшки. На изучение цвета детям нравятся игры с геометрическими фигурами и предметами. Мною используются такие игры, как «Разложи по цвету», «Собери цветок», «Парные предметы», «разложи по форме», «Форма» и т. д. Дидактические игрушки не только обогащают сенсорный опыт ребёнка, но и учат мыслить. В процессе таких практических действий, как соединение, разъединение, проталкивание, называние предметов, развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Практические действия отражают свойственный раннему периоду детства наглядно – действенный характер мышления. Развитие памяти тесно связано с развитием интеллекта у детей. Дети легче запоминают материал при активной умственной работе. Игры с предметами ставят ребёнка перед необходимостью запоминать и производить способы действий, которые были показаны воспитателем. Дидактические игрушки выполняю ещё одну важнейшую задачу. Они способствуют развитию действий руки, формируют ручную умелость, совершенствуют мелкую моторику пальцев (сними кольцо, сложи кубики, собери мозаику). Когда дети поступили в детский сад, их руки действовали неловко, с трудом удерживали предметы, часто роняли их. Теперь таких проблем нет. Занятия с дидактическими игрушками развивают познавательную активность детей. Дети осваивают «прямые» и «обратные» действия. Помогаю познавать и свойства предметов, их качества, их количество. В этом помогает демонстративный материал. При работе с дидактической всегда стремлюсь поддержать ребёнка только положительной оценкой, подкрепляющей стремление ребёнка что – то сделать или узнать. При этом у ребёнка поднимается настроение, он старается сделать свою работу правильно и до конца.

Наряду с развитием восприятия активно идёт процесс совершенствования внимания. Внимание ребёнка носит непроизвольный характер. Заставить ребёнка в этом возрасте быть внимательным нельзя, но заинтересовать его можно многим. Заношу в группу новую игрушку, с которой дети могут играть долго. Показываю привлекательные картинки. Обращаю внимание на окружающие предметы, на явления природы. На занятиях и в повседневной жизни использую игры : «Чей домик», «Любимые сказки», «Собери картинку», «Сложи картинки из фигурок», «Найди пару», «Какая игрушка».

При поступлении в садик многие дети могли говорить отдельными словами. Лишь немногие дети выражали свои мысли короткими предложениями. Поэтому работа предстояла большая. Я начала во время игр знакомить детей с незнакомыми предметами, и их правильным названием, использовала потешки, сказки, стихи, песенки, которые разучивали на музыкальных занятиях. Вовлекаю в разговор о том, что они видели в магазине, на улице, кого встретили по дороге домой, с кем пришли в детский сад. Физическая активность также улучшает внимание. Развитию двигательной активности помогли танцы, подвижные игры. Мы играем в игры «Беги ко мне», «Догони мяч», «Найди игрушку», «Найди и промолчи», «Сорви яблоко» и многие другие игры.

Исходя из этих знаний, я поставила перед собой цели и задачи:

Цель – выяснить влияние развивающих игр на интеллектуальное развитие ребёнка.

Задачи:

1. Развивать мышление, память, воображение, внимание через игру.

2. Развивать познавательную активность.

3. Развивать мелкую моторику пальцев и координированных движений левой и правой рукой.

4. Воспитывать волевые черты характера (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить её до завершения, стремиться к получению положительного результата).

5. Научить анализировать содержание задач, выполнять разнообразное комбинирование поисковых действий, осуществлять планирование шагов по реализации способа решения, проводить обоснованное рассуждение.

Успех в работе по развитию детей может быть достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребёнок получает в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи.

Для этого я провожу родительские собрания, где знакомлю родителей с некоторыми играми, заинтересовываю их значимостью развивающих игр. Составляю для родителей «Памятки» по использованию игровых технологий.

Использовала в работе с детьми тетради с проверочными заданиями Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «Игралочка». Тесты для детей 3-5 лет (две части). В пособие представлен полный систематизированный материал для закрепления пройденного материала. С тестами легко и удобно работать, и занятия для детей превращаются в веселую и увлекательную игру.

Уверена, что вся проведенная работа поможет моим детям достичь хороших результатов, быть победителями различных олимпиад в школе, а так же, хочется верить, что дети все знания и умения пронесут через всю свою жизнь.

Публикации по теме:

Дидактическая играДидактическая игра Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка, особенно в дошкольном возрасте. Для него игра - это самое серьезное.

Дидактическая игра «Это рыбка не простая. Это рыбка золотая»Дидактическая игра «Это рыбка не простая. Это рыбка золотая» "Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование развивающих игр в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста
Опубликовано: 15 ноября 2014 в 12:51
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование развивающих игр в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Галина Сушенцова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД