Алла Солнце
Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя малая Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия по нравственно- патриотическому воспитанию с использованием мини-музея
Воспитатель первой квалификационной категории
Фисенко А. И.
МКДОУ «Детский сад № 29 «Родничок» г. Черкесска
Тема занятия «Моя малая Родина»
Публикация «Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию „Моя малая Родина“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Цели: дать детям представление, что такое Родина, родной край. Формировать представление о малой Родине, познакомить с историей родного города, уточнить и расширить знания о родном городе; развивать связную речь, активизировать словарь по теме. Развивать ценностное отношение к культуре родной республики, истории родного края, города, развивать эмоционально-эстетическую сферу детей. Сформировать представление о значимости культурного наследия в формировании личности. Познакомить детей с понятием музей. Дать детям первоначальные знания о экспонатах, посредством использования элементов музейной педагогики. Воспитание патриотических чувств, любви к родному краю, гордости за свой народ. Познакомить детей с правилами поведения в музее.
Материалы и оборудование: презентации - «Карачаево-Черкесия – горный край родной», «История родного города», «Мини-музеи детского сада «Родничок», иллюстрации с достопримечательностями города и природы родной республики, экспонаты мини-музея: прялка, кинжал, керосиновая лампа и др.
Обогащение словаря: музей, экспонат, экскурсия, экскурсовод, прялка, куделе.
1. Организационный момент. Сегодня я вам предлагаю раскрыть тайну одного слова. А какое это слово, мы сейчас с вами узнаем.
Звучит песня: «С чего начинается Родина?» - (минусовка).
Дети проходят и садятся перед экраном, музыка звучит дальше. Влетает журавль.
Инсценировка стихотворения - «Лучше нет родного края».
-Жура – жура – журавель!
Облетел я сто земель. Облетел, обходил,
Крылья, ноги на трудил.
Воспитатель- Мы спросили журавля
- Где же лучшая земля?
Отвечал он, пролетая.
-Лучше нет родного края! – под музыку улетает.
2. Основная часть. Беседа о Родине
- Скажите, что такое Родина? (Родина – это страна, в которой мы родились и живем. Это леса, поля, реки. Это наш город, поселки. Это место, где живут близкие люди: мама, папа, дедушка, бабушка. Это место, где стоит наш детский сад. Это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю. Это самое дорогое, что есть у человека. Это земля, где трудились наши предки).
Воспитатель : Да, каждый из вас правильно ответил на мой вопрос.
Воспитатель : Родина – это страна, в которой мы живем.
Воспитатель : Как она называется? (Россия)
Воспитатель : Расскажите, что вы знаете о России? - (ответы детей)
Ребё нок: Россия – это большая страна. В ней много городов, рек, лесов.
- А главный город нашей страны? (Москва).
Москва – столица нашей Родины. Мы гордимся нашей страной.
Воспитатель : В России много республик. Ребята, скажите, в какой республике мы живем? Как называется наша малая Родина?
(Мы живем в Карачаево-Черкесской Республике).
Воспитатель : Наша маленькая республика по праву считается жемчужиной Северного Кавказа.
Воспитатель : Как вы думаете, почему нашу республику называют жемчужиной Кавказа?
Показ презентации «Карачаево-Черкесия – горный край родной»
Дети: В нашей республике самые чистые реки.
Дети : В нашей республике красивые горы.
В нашей республике много лесов.
Дети: В нашей республике живут люди разных национальностей, одной дружной семьёй.
Воспитатель : Ребята, скажите, как называется столица нашей Республики и город, в котором мы с вами живем?
Дети : Город Черкесск.
Воспитатель : Ребята, а вы знаете, что наш город Черкесск раньше назывался станицей Баталпашинской. Давайте с вами заглянем в прошлое нашего города.
Воспитатель : Ребята, кто знает, что такое история? (это то, что было когда-то давно).
Я хочу рассказать вам историю о том, как появился наш любимый город Черкесск.
Давным – давно, на месте, где сейчас стоит наш город, был густой лес, и тихо журчала речка. Она и сейчас протекает через город. Как она называется? (Кубань).
Трава росла такая высокая, что когда всадник ехал на коне, то издали были видны только голова коня и часть туловища всадника, а остальное закрыто травой. В те далекие времена захотели турецкие войска захватить наш край, а командиром был Батал-Паши.
Но наши казачьи войска разбили турецкую армию и на этом месте поставили военную крепость. В память о победе над турецкой армией крепость назвали Баталпашинской. В крепости стали жить казаки и охранять границы родной земли.
Вокруг крепости строили дома, а для того чтобы они были теплыми, их обмазывали глиной. Дома эти назвали мазанки. Крышу делали из соломы или камыша.
Шли годы, станица разрасталась, хорошела и выросла в большой красивый город Баталпашинск. Потом его называли Сулимов, Ежово – Черкесск.
Воспитатель : Сейчас мы с вами живем в современном самом красивом городе - Черкесске.
Ребё нок: Пусть город был станицей,
И горы не так велики, как Эльбрус,
Но любим его мы не меньше столицы,
Нам дороги, камешек каждый и куст.
Воспитатель : Наш город очень красивый, зеленый, чистый. В нем много красивых зданий, достопримечательностей. А сможете ли вы сейчас, угадать о каких местах нашего города, я сейчас загадаю загадки.
Перекаты, повороты,
Мели и водовороты,
Разливая берега,
Мчится быстрая река.
Как называется река? – Кубань.
Летним днём сюда прийти
Хочется всегда!
Здесь встречает тебя красота!
Что за место для прогулок, отгадайте ка друзья? – Парк зелёный остров.
Воспитатель : Ребята, а что вам нравится больше всего в парке? – Карусели.
А хотите прокатиться сейчас на «Карусели дружбы»?
Игра «Карусели» Дети вместе с взрослым бегут по кругу, держась за руки, и говорят или поют:
Катаясь на карусели, мы свами успели подружиться.
А как? Давайте покажем!
-Вот какая у нас получилась «Гора дружбы»
- Следующая загадка…
На площади в летнюю жару,
Воду льёт на детвору
Брызги веером летят.
Не найти сухих ребят! – Фонтан.
Воспитатель :
Ребята, сегодня на нашем занятии вы много узнали о нашем городе. Заглянув в его прошлое и настоящее. Как вы думаете, где мы можем больше узнать об истории нашего города? Отгадайте загадки.
То здание богато
В подборе экспонатов
От подков до замков
Из прошлых веков! (Исторический музей)
Как конкретно называют
Музеи истории края?
Фонд музея таков –
Экспонаты трёх-пяти веков! (Краеведческий)
Воспитатель : Я предлагаю отправиться на экскурсию в наш музей. Но сначала немножко отдохнем.
ФИЗМИНУТКА - игра «Наш город».
В нашем городе здания - высокие (руки вверх)
Есть проспекты, аллеи – широкие (руки в стороны)
В скверах парках, деревья – зеленые (руки вверх, покачать)
В нашем городе пруди -глубокие (присесть)
Фонари красотою – строгие (показать «фонарики»)
Есть мост над рекою – большой (руки описывают дуги вправо, влево)
Мы все любим наш город - родной (хлопки в ладоши).
Воспитатель : Прежде чем отправиться в наш музей ответьте на несколько вопросов. Для чего люди создают музеи?
- Для того чтобы узнать историю, испытания, через которые проходили наши предки. Чтоб немного прикоснуться к прошлому. В музее хранят, изучают, показывают предметы, которые помогают нам больше узнать о жизни народов, живущих в нашей республике, о том, как развивался город, республика, страна.
Воспитатель : А как называют человека, который рассказывает нам об экспонатах, проводит экскурсию по музею? (экскурсовод).
Экскурсовод - Встречает экскурсантов, рассказывает об экспозициях, отвечает на вопросы, демонстрирует экспонаты
Воспитатель : Как называются предметы, которые хранятся в музее? (Экспонаты)
Воспитатель : Чем отличается экспонат от простого предмета?
(Музейные экспонаты – это не просто предметы, а предметы, дошедшие до нас из другого времени и представляющие собой какую-то ценность).
Воспитатель : Дети, давайте вспомним правила поведения в музее?
• Согласно правилам хорошего тона, посетитель музея, прежде чем отправиться осматривать экспонаты, должен пройти в гардероб, чтобы снять верхнюю одежду и оставить сумки, портфели, пакеты.
• По залам музея следует передвигаться бесшумно. Громко разговаривать недопустимо.
• Для того чтобы ознакомиться с каким-либо экспонатом, не нужно вставать перед другим посетителем. Лучше всего дождаться, когда он, закончив осмотр, освободит место.
• Трогать руками музейные или выставочные экспонаты строго воспрещается.
• Недопустимо перебивать экскурсовода во время рассказа. Как правило, экскурсовод задает вопросы после каждой значимой части экскурсии.
• В конце мероприятия необходимо поблагодарить экскурсовода за экскурсию. Молодцы.
Воспитатели : В каждой группе нашего детского сада есть свои мини – музеи, в которых дети знакомятся с историей, традициями и культурой своего народа. Наши музеи отличаются тем, что в них можно трогать экспонаты и даже поиграть с ними, примерить на себя роль экскурсовода.
Просмотр ролика «Мини – музеи детского сада «Родничок».
Воспитатели : Давайте сейчас с вами пройдем в наш мини - музей и познакомим гостей с его экспонатами.
Ребята, обратите внимание, у нас в музее появился новый экспонат – прялка. Раньше она была в каждом доме, главным и почитаемым предметом. Прялка сделана из дерева и состоит из вертикальной стойки, к которой крепится куделе (ком шерсти) и планки, на которые пряхи садились. Левой рукой пряха теребила шерсть или куделю, правой крутила веретено, куда закручивалась нить. Прялки служили не только орудием для работы, но и украшали жилище. Пословица говорит: «Не велико веретенце, а всех одевает». Сегодня в некоторых семьях в ауле ещё можно встретить такие прялки на них прядут шерсть на носки и варежки.
Воспитатель : Ребята, кто хочет попробовать себя в роли экскурсовода?
Дети:
1 ребё нок: Я хочу рассказать о кинжале. Изготовление холодного оружия издавна было одним из важных промыслов народов Кавказа. Горцы не расставались с ним, поэтому кинжал стал частью национального костюма. Раньше кинжал был символом мужчины! Он использовался и для войны, и для самообороны, и даже как столовый прибор. Ведь даже при рождении мальчику на Кавказе дарили его первый небольшой кинжал.
2 ребё нок: Я хочу рассказать о керосиновой лампе. Лампа сделана из метала. В неё наливают керосин, зажигают фитиль и надевают стеклянную колбу.
3 ребё нок: Я хочу рассказать о национальной люльке. Это деревянная кроватка со спинками, к которой крепятся дугообразные полозья, обеспечивающие равномерное покачивание. За счет тугого пеленания ребенок неподвижно фиксировался, что оберегало его от травм, а специальное устройство матраса обеспечивало соблюдение норм гигиены — ребенок всегда был сухим и чистым. Через две недели после рождения ребенка его торжественно укладывали в люльку в первый раз. К этому дню семья тщательно готовилась, накрывала стол и ждала гостей. Это был чисто женский обряд, в дом приходили родственницы и соседки.
Воспитатель : Спасибо нашим экскурсоводам за очень интересные рассказы. В нашем музее находится еще много интересных экспонатов. Назовите их (дети называют). Более подробно о них мы расскажем в другой раз.
4. Итог занятия.
Воспитатель : Вот и подошло к концу путешествие по нашей малой Родине.
Ребята, что вы узнали о нашей малой Родине?
Дети: Сегодня мы узнали о малой Родине много нового, интересного. А самое главное узнали, что наш город с давних времен славился своей историей и трудолюбивыми людьми. Чтобы наш город стал краше и богаче, мы должны беречь, то что сделано руками взрослых: соблюдать чистоту и порядок на улицах нашего города.
Воспитатель : Ребята, вы сказали, что наша республика славится своей древней историей, красивой природой, дружбой. Скажите, а чем еще славится наша республика.
Дети: Наша республика славится своим гостеприимством.
Воспитатель : Да действительно наша республика очень гостеприимная и хлебосольная. В нашей республике издавна принято угощать гостей своими национальными блюдами.
(Дети в национальных костюмах выносят блюда национальной кухни и ставят на стол перед членами жюри).
Воспитатель : А сейчас я хочу всех пригласить в кафе «Дружба» - отведать национальные блюда.
Песня о Черкесске