Ольга Брякунова
Проект «Проблема мусора и «вторая жизнь» использованных вещей»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Дошкольный возраст — самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
Эколого-социальная ситуация на сегодняшний день выдвигает перед дошкольным образованием задачу поиска средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств, на мой взгляд, может быть экологический проект.
Публикация «Проект „Проблема мусора и „вторая жизнь“ использованных вещей“» размещена в разделах
- Мусор. Защитим природу от мусора
- Мусор. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Темочки
Ежедневно во время прогулки дошкольники принимали участие в уборке территории своего участка и каждый раз у них возникают вопросы: откуда берется столько мусора? Куда отвозят мусор? и т. д. Чтобы ответить на эти недетские вопросы и попытаться решить “мусорную проблему”, я разработала проект “ Проблема мусора и «вторая жизнь использованных вещей».
Тип проекта- познавательно-творческий
Продолжительность-средне- срочная (сентябрь-октябрь)
Участники проекта : дети – педагоги – родители
Цель проекта :
сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы.
Задачи проекта :
— расширять знания детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека
— формировать представления о важности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов;
— стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы;
— учить выражать свое отношение к поступкам детей и взрослых с позиции общепринятых норм и адекватно воспринимать оценку своего поведения;
— развивать воображение, умение реализовывать свои впечатления в художественно – творческой деятельности.
Предполагаемый результат.
— Сформировать у детей отрицательное отношение к мусору на улицах родного города и желание сделать его чистым и красивым
— Формировать у родителей интерес к проблеме экологического воспитания своих детей.
— Воспитывать бережное отношение к природе.
Продукт проекта.
Выставка мод «От мусора к искусству!»
1. Подготовительный (определение целей и задач проекта, составление плана).
2. Основной (реализация плана проекта).
3. Заключительный (подведение итогов).
Содержание проекта.
Этапы реализации
проекта.
Мероприятия
проекта.
Подготовительный. Разработка плана реализации проекта.
Проектирование и систематизация мероприятий по реализации проекта
Составление конспектов мероприятий, чтение экологических сказок сентябрь
Подбор материала, беседы, НОД сентябрь
Основной Тематическая экскурсия по территории детского сада «Чистый участок детского сада». Понаблюдать и оценить чистоту территории детского сада и территории вокруг сентябрь
Знакомство родителей с планом проекта. Включение родителей в проектную деятельность, определение их роли в данном проекте.
Изучение правил поведения на отдыхе на природе. «Планета молит о помощи!» просмотр видеороликов. «помощи!» сентябрь
Занятие – беседа. «Помогите природе».
Закрепить с детьми знания о загрязнении окружающей среды, способах её защиты.
НОД «Лучше мусорить сейчас, отвыкайте дети!»
сентябрь
Игра – эксперимент.
«Как ветер разносит мусор»
«Рассортируем мусор». Учиться классифицировать мусор.
Проведение длительного эксперимента «Мусор в земле»
Тематические игры и наблюдения.
«Ознакомление со свойствами бумаги.»
Опыт «Изготовление новой бумаги»
«Ознакомление со свойствами пластмассы.»
«Ознакомление со свойствами металлических предметов.»
«Ознакомление со свойствами резины»
«Ознакомление со свойствами стекла»
Игры «Расскажи о предмете»
«Что лишнее?», «Отгадай материал», «Хорошо-плохо», «Найди друзей»
«Наоборот», «Что из чего?»
октябрь
Заключительный Показ мод.
«От мусора к искусству!»
октябрь
Приложения проекта.
Приложение 1 Конспект тематической прогулки
«Чистый участок нашего детского сада».
Цель.
Наблюдение за состоянием окружающей среды на территории детского сада и вокруг него.
Прививать любовь к природе, бережное и заботливое отношение к окружающей среде.
Воспитывать интерес и уважение к работе дворника.
Ход прогулки.
— Сегодня, ребята, мы с вами совершим прогулку по территории детского сада, чтобы посмотреть в каком состоянии находятся дорожки, газоны и вся территория вокруг детского сада.
(Дети, построившись парами, выходят за территорию.)
— Ребята, обратите внимание на дорожки. Чистые они или на них есть мусор? (Ответы детей).
— Да, дети. На дорожках встречается мусор : бумажки от конфет, бутылочки от лимонада, разные ветки и другой мусор.
— А вы, ребята, бросаете мусор на землю? (Ответы детей.)
— А видели, как взрослые мусорят?
— Скажите мне, пожалуйста, что будет, если все будут выбрасывать мусор на улицу?
— Правильно! Везде будет мусорная свалка. А вы хотели бы жить на мусорной свалке? (Дети дружно отвечают НЕТ)
— Молодцы, ребята! А что мы с вами можем сделать для того, чтобы на улицах нашего города всегда было чисто? (Ответы детей).
— Конечно же, если мы не будем бросать на землю фантики от конфет, баночки от йогуртов, обёртки от шоколадок и т. д., то в нашем любимом городе будет всегда чисто, красиво и уютно.
(Дети возвращаются в детский сад и видят дворника, который подметает дорожки.)
— Ребята, а на территории детского сада есть мусор? (Ответы детей).
— А как вы думаете почему? (Ответы детей).
— Да, конечно же, мы не бросаем мусор на дорожки, а только в урну, а если на дорожках появляются опавшие листья или принесёт ветром, то его убирает дворник.
— Молодцы, ребята, вы очень правильно всё рассказали. Мы хотим жить в чистом, красивом, уютном городе, а для этого необходимо выполнять некоторые непреложные правила:
1. Нельзя бросать мусор на землю!
2. Если на ваших глазах кто-то бросил бумажку, нужно указать
ему на неправильное поведение.
3. «Не бросайте никогда корки, шкурки, палки…
Быстро наши города превратятся в свалки!»
Приложение 2 Анкета для родителей.
1. Какие отходы накапливаются в наибольшем количестве в вашей семье за неделю?
Сортируете ли вы мусор для утилизации?
2. Каким способом утилизируете отходы (сжигание, мусорные баки и т. д.)
3. Используете ли вы бросовый материал для поделок с детьми и дизайна своего двора?
4. Знаете ли вы, чем опасны бытовые отходы?
5. Проводите ли вы беседы с детьми о вреде бытовых отходов?
6. Как вы поступаете с отходами после различных прогулок на природу?
7. Используете ли вы в семье литературу по экологической направленности?
8. Приобщаете ли вы детей к уборке территории возле своего дома?
9. Приучаете ли вы детей убирать за собой мусор?
10. Какую информацию вы бы хотели узнать о бытовых отходах?
11. Удовлетворены ли вы организацией утилизации бытовых отходов в нашем поселке?
Приложение 3. Тематические игры и наблюдения.
Наблюдение. В течение нескольких дней обращайте внимание детей на то, что мы ежедневно выбрасываем мусор. Куда он девается? Из квартиры домов, выбрасывают ли что-нибудь дети? Что делают с мусором их родители? Как поступают с отходами в детском саду? Можно ли увидеть мусор в окрестностях детского сада? Откуда он там берется? Есть ли рядом с садом мусорные баки и урны?
Во время прогулки по экологической тропе, или экскурсии проверьте, есть ли там мусор. В каких местах его больше всего и почему? Обратите внимание ребят на то, как красивы незахламленные участки и как неприятно посещать те места, где люди не убрали за собой.
Приложение 4. Ознакомление со свойствами бумаги.
Цель: опытным путем установить свойства и качество бумаги. Познакомить детей с видами бумаги.
Рассматривание разных видов бумаги и ее назначение (картон, калька, гофрированная, писчая, оберточная, газетная, для рисования);
Исследование свойств и качеств бумаги (тонкая, толстая, гладкая, шероховатая, непрозрачная, полупрозрачная (калька); мнется, рвется, намокает, сгибается, горит);
Д/и «Вхождение в образ» (Я бумага – описание ребенком вида бумаги и ее назначения).
Приложение 5 Опыт. «Изготовление новой бумаги».
1. Дети рвут бумагу на мелкие кусочки и опускают в таз с водой. Накроем таз клеенкой. Пусть бумага размокает.
2. На второй день взбить бумажную массу миксером, добавить в нее белила или цветной краски, немного обойного клея и процедить получившуюся смесь через металлическую сетку с мелкими ячейками.
3. Вода стечет, а оставшуюся бумажную массу равномерно разложить на тканевой салфетке. Накрыть ее еще одной салфеткой и поставить сверху что-нибудь тяжелое.
4. Через два-три дня бумага высохнет. Прогладить ее утюгом и будем на ней рисовать.
Приложение 6. «Ознакомление со свойствами пластмассы»
Цель: Познакомить детей с пластмассой. Учить детей делать выводы.
Д/и «Чем похожи эти предметы» (все предметы из пластмассы);
Обследование предметов разной формы, цвета, размера из пластмассы ( вывод: пластмасса легкая, из нее можно отлить разные предметы);
Опытно-практическая деятельность: пластмасса легкая, не тонет в воде, гнется. Не прозрачная, гладкая и шероховатая, тонкая и толстая, обладает теплопроводностью - в холоде охлаждается, в тепле - нагревается, плавится;
Д/и «Расскажи о предмете» (описание пластмассового предмета).
Приложение 7. «Ознакомление со свойствами металлических предметов»
Цель: Познакомить с предметами из разных металлов и свойствами металлических предметов их разных видов металлов (черный металл, алюминий, медь, цветной металл – фольга).
Рассматривание металлических предметов;
Рассказ взрослого о разных видах металла;
Опытно-практическая деятельность:
металл - прочный, тяжелый, с блеском, гладкий, тонет (независимо от размера, притягивается магнитом;
Приложение 8 «Ознакомление со свойствами резины»
Цель: Познакомить со свойствами резины.
Д/и «Из чего сделан предмет» (классификация по материалу);
Обследование предметов из резины (эластичная, гладкая, холодная, режется, тонкая и толстая (шины);
Опыт с воздушным шаром
- не пропускает воздух и воду, не тонет в воде, прокалывается.
Д/и «Найди игрушки из резины».
Приложение 9. «Ознакомление со свойствами стекла»
Цель: познакомить детей со свойствами стекла:
прозрачное, гладкое, холодное, хрупкое, звенящее, толстое, тонкое, водонепроницаемое.
Опытно-практическим путем изучить свойства стекла:
Познакомить с историей создания стекла.
Рассмотреть изделия из стекла;
Найти стеклянные предметы в группе;
Экспериментальным путем изучить свойства стекла.
Тактильные обследования (холодное, гладкое, шероховатое, тонкое, толстое, ребристое).
Экспериментальная деятельность (водонепроницаемое, стекло издает звук, хрупкое.)
Рассуждение детей на тему: «Что можно сделать из бросовых изделий из стекла»
Приложение 10, Проведение длительного эксперимента: «Мусор в земле».
В землю закопать предметы из стекла, пластика, резины, бумаги, металла, а также пищевые отходы (очистки картофеля, апельсина, листья и мелкие ветки. Обозначить место захоронения.
Через определенный промежуток времени проверять состояние материалов. Отметить результат воздействия на них солнца, дождя, почвы.
Фиксировать с детьми свои наблюдения. По истечении эксперимента сделать вывод о том, какой материал и отходы разложились в почве и что необходимо делать людям с твердым мусором для охраны окружающей среды.
Приложение 11. Непосредственная образовательная деятельность
Тема: «Лучше мусорить сейчас, отвыкайте дети!»
Цель: Формировать навыки экологического воспитания детей.
Рассказ воспитателя о правилах поведения в природе. Знакомство с природоохранными знаками (нельзя бросать мусор в реку, в лесу; загрязнять почву; выбрасывать мусор в непредназначенных местах). Подвести итог эксперимента и наблюдений за пищевыми отходами.
Изготовление детьми природоохранных знаков. В дальнейшем по возможности, размещение их у реки, пруда, детского сада (на экскурсии);
Установление правила: сортировать групповой мусор (две мусорных корзинки : в одну собирать лом от игрушек, в другую - бумажные обрезки, которые необходимо утилизировать в компостные ямы).
Оборудование: карточки с изображение четырех предметов, три из которых изготавливаются из одного материала, а один из другого.
Ход. Педагог раздает несколько карточек. Дети по очереди определяют лишний предмет, материал которого не соответствует материалу других трех, и объясняет почему.
Пособие для воспитателей / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М. :
Айрис пресс, 2008. – 215 c.
Пособие для воспитателей / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М. :
Айриспресс, 2008. – 215 c.
Итоги реализации проекта
В результате работы над проектом мы пришли к выводу, что каждый человек может многое сделать для сохранения чистоты окружающей среды. Для этого нужно всего лишь желание, немного фантазии и умение правильно распоряжаться теми вещами, которые становятся ненужными. У нас фантазии не занимать, доказательство тому - наши готовые поделки. Мы сделали их из отходов, чтобы наглядно показать, что некоторым из них можно подарить вторую жизнь, тем самым сохранив нашу планету от мусора. И ещё немаловажным результатом нашей работы является то, что мы узнали много нового и интересного про бытовой мусор, а также научились работать с различными материалами.
Список используемой литературы :
1. Н. А. Рыжова Экологическое образование в детском саду, М: Издательский дом "Карапуз", 2001г.
2. С. Н. Николаева Юный экололог: Программа экологического воспитания дошкольников. - М. : Мозаика-Синтез, 2010г. СПб "Детство- Пресс", 2008г.
3. О. А. Воронкевич Добро пожаловать в экологию! СПб "Детство- Пресс", 2008г.
4. И. А. Лыкова "Художественный труд в детском саду" (конспекты занятий и методические рекомендации).
5. В. Морозова "Забавные поделки из подручных материалов".
6. М. Костюченко "Поделки из бросового материала".
7. Что? Зачем? Почему? Большая книга вопросов и ответов / Перевод с испанского. - М. : Эксмо, 2012. - 512 с.
8. Иллюстрированная энциклопедия почемучек / пер. с анг. Кабановой. - М. : АСТ:Астрель, 2008. - 210 с.
9. Е. Цамуталина "100 поделок из ненужных вещей".