Живаева Елена Николаевна
Мои первые шаги в роли педагога-психолога
▼ Скачать + Заказать документы
С сентября этого года я начала новую деятельность в качестве педагога-психолога. Это новое поле деятельности для меня и начинаю собирать материал по крупицам для занятий, для диагностики. Для занятий остановилась на программе Н. Ю. Куражевой «Цветик-семицветик» для всех возрастов. У нее имеются уже разработанные занятия для разных возрастных групп, рабочие тетради по программе и диагностический комплекс также по всем возрастам. Для меня, как для начинающего психолога, данный вариант очень удобен: на базе готовых занятий уже могу варьировать различные задания для детей, исходя из имеющейся методической базы и наглядностей; а также исходя из результатов диагностик на начала года. Кроме всего этого была разработана рабочая программа педагога-психолога, циклограмма, план работы на 0,25 ставки и график, согласно основной работе учителя-логопеда.
Темочки:
В начале года была проведена комплексная диагностика воспитанников подготовительной к школе группе. В процессе обследования мной были использованы следующие методики:
• Методика для оценки психосоциальной зрелости ребёнка (Богомолов)
• Методика «Нелепицы» (Забрамная)
• Тест для определения объёма кратковременной произвольной памяти (Ясюкова)
• Методика «Последовательные картинки» (Семаго)
• Методика «Четвёртый лишний»
• Методика «10 картинок для запоминания» (Марцинковская)
• Методика оценки уровня развития зрительного восприятия (Безруких, Морозова)
• Методика «Найди 10 отличий»
• Методика «Понимание переносного смысла метафор, пословиц, поговорок» (Семаго)
• Методика «Рисование мужской фигуры» (Виноградова)
• Методика «Кактус» (Панфилова)
Данная комплексная методика охватывает все аспекты, необходимые для диагностики детей подготовительной к школе группе, помогающая определить проблемные зоны в поведении ребёнка, пробелы в обучении и во взаимодействии с детьми и взрослыми. В данных заданиях не содержится сложных, замысловатых инструкций, не требуется длительной подготовки к самой диагностики – все наглядности для заданий реально найти или скомпоновать из нескольких пособий самим. (см фото ниже)
Методики для детей других возрастов также подбираются, но то, что мне понравилось в книгах с конспектами занятий у Н. Ю. Куражевой так это наличие промежуточных диагностик в течении года (например, в программе для 3-4 лет 14 и 15 занятия посвящены промежуточной диагностике с подробными описаниями материала и содержания заданий). В связи с тем, что я только начинаю свою работу в данной должности, то я немного видоизменяла задания под себя и детей (т. к. в группе дети очень разняться по уровню развития).
В целом мои занятия насыщенны новой информацией для детей, музыкальной логоритмикой и пальчиковой гимнастикой - это интересно как для детей, так и для воспитателей.
А вот для коллектива я выступила с инициативой проведения психологического тестирования на тему: «Профессиональное и эмоциональное выгорание педагогов. Пути профилактики.» Подобное проводилось в коллективе впервые, поэтому было воспринято с удивлением и с желанием. Выбор темы неслучаен: в последнее время на нас всё больше и больше наваливают ненужной бумажной работы, для многих некогда любимая работа превращается в рутину, обязаловку; перестают блестеть глаза от задора, кучи идей; нет никакого желания веселиться на праздниках – сказочные персонажи на утренниках такие вялые, нудные, скучные…детям неинтересно с нами становится. Нас многие вещи раздражают и очень легко выводят из равновесия… Это всё результат переутомления, неумения отключаться от проблем и от работы в том числе, неумение отдыхать с пользой для себя и не принимать всё близко к сердцу. В ходе самого тестирования многим моим коллегам было смешно, а сами вопросы казались абсурдными. Но результат имел эффект разорвавшейся бомбы – каждый получил листы с описанием и выводами по результатам ответов, с расшифровкой потаённых, скрытых подсознанием смыслов. Коллеги были удивлены и шокированы тем, что прочитали каждый у себя – оказалось всё правильным и некоторым помогло по иному посмотреть на себя и окружающих, понять и осмыслить причины происходящего, при необходимости обратиться к другим специалистам.
У каждого из нас множество проблем и причин грустить, но жизнь не стоит на месте и она прекрасна. Жизнь играет буйством красок и даже зебра белая и только полосочки на ней чёрного цвета ( заметьте: полосочки, а не полосы)
Всех поздравляю с наступающим Новым Годом! Желаю Вам крепкого здоровья, побольше позитива, не иссекаемого энтузиазма и потенциала!