Галина Соловьева
Опыт работы по методике межполушарного взаимодействия у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) требует особого подхода и внимания. Одной из эффективных методик, которую я применяю в своей практике, является методика межполушарного взаимодействия. Этот подход направлен на активацию и укрепление связей между правым и левым полушариями мозга, что способствует улучшению когнитивных функций, развитию речи, моторики и социальной адаптации. В данной статье я поделюсь своим опытом использования этой методики в работе с детьми с ОВЗ.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
Впервые я узнала о методике межполушарного взаимодействия на одном из семинаров по коррекционной педагогике. Меня привлекла её универсальность и возможность применения в различных возрастных группах и с разными типами нарушений. После этого я начала активно изучать литературу и посещать курсы повышения квалификации, чтобы глубже понять принципы и методы работы.
Межполушарное взаимодействие – это процесс обмена информацией между левым и правым полушариями головного мозга. Этот обмен осуществляется через мозолистое тело, которое представляет собой структуру, состоящую из миллионов нервных волокон, соединяющих оба полушария. Мозолистое тело играет ключевую роль в координации деятельности двух полушарий, обеспечивая их синхронную работу.
Каждое полушарие отвечает за разные аспекты когнитивной деятельности:
Левое полушарие:
- Логическое мышление
- Анализ информации
- Речь и языковые навыки
- Математические способности
Правое полушарие:
- Творческое мышление
- Визуальное восприятие
- Пространственная ориентация
- Музыкальные способности
Несмотря на то, что каждое полушарие имеет свои специфические функции, они работают вместе для выполнения сложных задач. Например, при чтении текста левое полушарие анализирует отдельные слова и предложения, а правое помогает понять общий смысл и контекст.
Мозолистое тело обеспечивает передачу сигналов от одного полушария к другому. Это позволяет двум полушариям координировать свою деятельность и совместно решать задачи. Нарушение работы мозолистого тела может привести к различным неврологическим расстройствам, таким как синдром расщепленного мозга, когда два полушария перестают взаимодействовать друг с другом.
Лично я начала работать по этой методике почти два года назад, и за этот период достигла значительных результатов. В данной статье я поделюсь своим опытом, расскажу об используемых мною техниках и достигнутых успехах.
Основные техники, которые я использую:
1. Перекрё стные движения: Эти упражнения включают в себя выполнение движений, при которых одна рука пересекает среднюю линию тела (например, касание правого колена левой рукой). Они помогают развивать координацию и синхронизировать работу обоих полушарий мозга.
2. Двуручные игры и задания: Использование игрушек и материалов, требующих участия обеих рук, позволяет детям развивать мелкую моторику и укреплять связи между полушариями. Например, раскрашивание двусторонних картинок или работа с мозаиками.
3. Ритмические упражнения: Ритм играет важную роль в развитии межполушарной активности. Мы используем музыкальные инструменты, хлопки в ладоши и другие ритмические элементы, чтобы стимулировать работу мозга.
4. Сенсорные игры: Сенсорные упражнения, такие как лепка из глины, рисование пальцами и игра с текстурированными материалами, способствуют развитию тактильной чувствительности и укреплению нейронных связей.
5. Визуальные и аудиовизуальные стимулы: использование специальных программ для компьютера и интерактивной панели помогают активизировать различные зоны мозга и улучшать восприятие информации.
Применение данной методики межполушарного взаимодействия позволило достичь заметных успехов в работе с детьми с ОВЗ. Вот некоторые из них:
Развитие речи: У многих детей улучшилась артикуляция, они стали лучше понимать речь окружающих и начали активнее использовать слова в общении.
Улучшение моторики: Дети стали увереннее выполнять простые двигательные задачи, такие как завязывание шнурков, застёгивание пуговиц и рисование и прочее.
Социальная адаптация: Некоторые дети стали более открытыми к общению, проявляют интерес к сверстникам и участвуют в групповых играх.
Повышение концентрации и внимания: Улучшилось умение сосредотачиваться на заданиях, что положительно сказалось на успеваемости в школе, детском саду.
В заключении хочу сказать, опыт работы по методике межполушарного взаимодействия у детей с ОВЗ показал высокую эффективность этого подхода. Регулярное применение предложенных техник помогает детям развиваться, преодолевая ограничения, связанные с их особыми потребностями. Важно отметить, что каждый ребёнок уникален, поэтому подходы должны быть индивидуальными и адаптивными. Я продолжаю совершенствовать свои знания и навыки, чтобы ещё больше помогать детям раскрывать свой потенциал.
Межполушарное взаимодействие является важным аспектом функционирования мозга. Оно обеспечивает координацию деятельности двух полушарий и позволяет человеку выполнять сложные когнитивные задачи. Понимание механизмов этого процесса может помочь в разработке новых методов лечения неврологических заболеваний и улучшении когнитивных функций у здоровых людей.