Светлана Пархоменко
Мой любимый автомобиль
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по развитию речи для детей 6-7 лет
ТЕМА: «МОЙ ЛЮБИМЫЙ АВТОМОБИЛЬ»
Цели: Развивать умение составлять рассказы-описания, точно и правильно подбирая слова, характеризующие особенности предметов и их существенные признаки, определять и воспроизводить логику рассказа. Упражнять детей в правильном использовании освоенных грамматических форм для точного выражения мыслей, употребляя разные типы предложений в соответствии с содержанием высказывания. Закрепить знания названий профессий людей, управляющих различными видами транспорта, знания видов транспорта. Воспитывать навыки вежливого общения, например, между пассажирами, продавцом и покупателем в автомагазине, уважение к труду водителя.
Публикация «Мой любимый автомобиль» размещена в разделах
Материал, оборудование: Игрушки-машины: для перевозки хлебобулочных изделий, молока, мусора, скорая помощь, пожарная; макеты зданий с надписью «Пожарная часть», «Автомагазин», «Больница», «Строительный объект»; макет автобуса с сиденьями для детей, робот-трансформер, водительские удостоверения. Аудиозаписи — скрип колес, гудок, сирена; фишки красного и зеленого цветов для оценки рассказов детей; картонный грузовик и детали к нему (точно такой же грузовик, разрезанный на части).
Предварительная работа: Чтение отрывков из произведений М. Ильина и Е. Сегал «Машины на нашей улице»; рассказа Н. Некрасова «В автобусе»; рассматривание игрушек, отгадывание загадок, заучивание стихотворений: Н. Саконской «Машины», Э. Мошковской «Светофор».
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся на экскурсию по родному поселку, для этого нам нужен какой-нибудь вид транспорта. Давайте разгадаем кроссворд, который состоит из загадок, и выясним, на чем нам лучше отправиться в путешествие.
• Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.
(Автомобиль.)
• Спозаранку за окошком
Стук и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома.
(Трамвай.)
• В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит.
(Поезд.)
• Бежит конь вороной,
Много тянет за собой.
(Паровоз.)
• Летит птица-небылица,
А внутри народ сидит
Меж собою говорит.
(Самолет.)
• Паровоз без колес —
Вот так чудо-паровоз.
Не с ума ли он сошел —
Прямо по морю пошел.
(Катер.)
• Что за чудо этот дом —
Окна светлые кругом,
Носит обувь на резине
И питается бензином.
(Автобус.)
Так на чем мы поедем?
Дети (хором) : На автобусе.
Воспитатель: Верно. Но сначала нам нужно заказать его в автопарке. Ваня, позвони, пожалуйста.
Ваня: Здравствуйте, вас беспокоят из детского сада. Примите, пожалуйста, заказ. Нам нужен автобус на 10 мест для экскурсии по поселку Беркакит. Большое спасибо. До свидания.
Воспитатель: Ребята, «автобус» прибыл. Мы отправляемся в путь. Основная цель нашей экскурсии: познакомиться с основными объектами нашего поселка и видами транспорта, без которых люди не могут обойтись. Я прошу вас активно участвовать в нашем разговоре. А теперь песня.
(Дети исполняют песню «Мы едем, едем» из кинофильма «Веселые путешественники», музыка М. Старокадомского, слова С. Михалкова.)
Наш автобус следует по главной улице. Мы подъезжаем к одному из учреждений. Расскажите, что вы видите.
Ребенок (1) : Это пожарная часть. Из гаража-бокса выехала пожарная машина. Ее вызвали тушить пожар на объекте. За рулем в кабине сидят водитель и несколько пожарных.
Воспитатель: Правильно. Мы отправляемся дальше. Что за здание у нас с левой стороны?
Ребенок (2) : Это больница. Возле здания стоит машина скорой помощи. Из нее вышли врач в белом халате и санитары, которые бережно вынесли носилки, на которых лежит больной.
Воспитатель: Теперь наш путь пролегает по другой улице. Мы подъезжаем к стройке. Какая картина перед нами?
Ребенок (3) : Здесь работает подъемный кран, крановщик поднимает бетонную плиту на верхний этаж.
Воспитатель: Едем дальше. Посмотрите направо. Что вы заметили?
Ребенок (4) : Машину для уборки мусора, которая специальным захватом поднимает контейнер и опрокидывает его содержимое в кузов.
Воспитатель (включая аудиозапись) : Какие звуки вы слышите?
Ребенок (5) : Я — скрип колес машины, когда она тормозит.
Ребенок (6) :. гудок автомобиля.
Ребенок (7) :. сирену пожарной машины.
Воспитатель: Верно. А сейчас отгадайте загадку:
• Встало с краю улицу
В длинном сапоге
Чучело трехглазое на одной ноге.
Где машины движутся,
Где сошлись пути,
Помогает улицу людям перейти.
(Светофор.)
Мы подъехали к перекрестку, выходим из автобуса. Нам нужно перейти дорогу. В этом нам и поможет светофор.
Загорелся красный свет.
Ребенок (8) : Значит нам дороги нет.
Воспитатель: Желтый.
Ребенок (9) : Желтый вспыхнул вслед за ним — постоим повременим.
Воспитатель: А зеленый?
Ребенок (10) : А зеленый свет — иди, путь свободен впереди.
Воспитатель: Кто скажет, где следует переходить проезжую часть улицы?
Ребенок (1) : По пешеходному переходу.
Воспитатель: Ребята, вы хорошо знаете правила уличного движения. Молодцы. А теперь.
идем, идем не спешим
Прямо в автомагазин.
Посмотрите внимательно и назовите машины, которые находятся здесь. (Микроавтобусы, легковые автомобили, грузовики.)
Продавец рассказал мне вчера интересную историю о том, что к ним в магазин с неизвестной планеты часто прилетает Робот-трансформер. Он грозится разломать все машины. Посмотрите, что он сделал с одним из грузовиков (показывает картонный грузовичок). Просто раздавил его. Давайте поможем грузовичку, соберем его снова.
(Дети по очереди берут детали автомобиля и накладывают на изображение грузовика). Какие детали есть у автомобиля?
Ребенок (2) : Мотор, кабина, кузов.
Ребенок (3) : Сиденье, руль.
Ребенок (4) : Бампер, бензобак.
Ребенок (5) : Фары, подфарники, номер.
Воспитатель: Какая красивая получилась машина. Только с ней неудобно играть. Почему?
Ребенок (6) : Она плоская, детали могут рассыпаться.
Воспитатель: У меня есть волшебный прибор «смехотрон», который работает только от звонкого ребячьего смеха. Может быть, он нам поможет? (Дети смеются, Воспитатель кладет бумажный автомобиль, достает из «смехотрона» игрушечный.)
Ребята, вот это чудо. Рассмотрите этот грузовичок и опишите его, используя схему.
Ребенок (7) : У молоковоза, как и у всех грузовых машин, впереди кабина с мотором, радиатором и фарами. Также есть колеса. Но кузов совсем другой. Он переделан в большой бак-цистерну продолговатой овальной формы белого цвета. Наверху в середине у него есть круглое, широкое отверстие-люк с крышкой, в которое наливают молоко. Люк плотно закрывается крышкой, чтобы в содержимое не попали пыль и грязь.
Воспитатель: Что еще перевозят водители в больших грузовиках?
Ребенок (8) :
Шуршат по дорогам веселые шины,
Спешат по дорогам машины, машины.
А в кузове важные срочные грузы,
Кирпич и железо, дрова и арбузы.
Воспитатель: Ребята, чтобы управлять автомобилем, нужно иметь водительское удостоверение (показывает бланки удостоверений). Сегодня их получит тот, кто составит интересный описательный рассказ о машине. Давайте представим, что пятеро из вас — будущие водители, остальные — работники ГБДД, которые решат, интересно ли вы рассказываете о своих машинах и достойны ли водительского удостоверения. (Дети оценивают рассказы товарищей с помощью цветных фишек.)
Ребенок (9) : Я хочу водить пожарную машину, оборудованную длинной лестницей, по которой можно подниматься на самые верхние этажи. На большую катушку намотан пожарный шланг. На кабине установлена сигнализация, поэтому ее всегда пропускают на дорогах. Ведь огонь надо поскорее потушить, пока он дом не сжег и не погибли люди.
Ребенок (10) : А я — машину скорой помощи. Она прямоугольной формы. Рядом с шофером в кабине сидит человек в белом халате. Это врач. В салоне машины едет медсестра (медбрат, находятся носилки, на которых лежит больной. Машина мчится, включив сигнал, давая понять водителям, что ей нужно уступить дорогу: надо скорее помочь больному.
Ребенок (1) : Мне нравится специальность водитель автокрана. Впереди у него кабина с мотором, в кабине — водитель, он же — крановщик. Сзади находится платформа, на которой расположена установка с длинной-предлинной стрелой. Вдоль нее проходит канат, который наматывается сзади на барабан. На конце каната — крюк, которым зацепляют тяжелые грузы. На стройке автокраном поднимают кирпичи, плиты на верхние этажи.
Ребенок (2) : Я хочу водить машину для уборки мусора. Впереди у нее кабина, на капоте бампер и номер. В кабине руль для водителя и сиденье. Сзади — специальный захват, который берет мусорный контейнер, поднимает его, опрокидывает и высыпает его содержимое в кузов. Машина помогает людям, которые отвечают за порядок на улицах и во дворах.
Ребенок (3) : Мне хотелось бы водить машину для перевозки хле-бобулочных изделий. У нее, как и у всех грузовых машин, есть кабина с мотором, а кузов прямоугольной формы расположен выше кабины. Внутри полки-стеллажи, на них — деревянные лотки с хлебом, булочками, которые каждое утро с нетерпением ждут покупатели в магазинах.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы составили интересные, со-держательные и увлекательные рассказы о своих машинах и достойны звания «водитель». Я с удовольствием вручаю вам водительские удостоверения. (Раздает детям красочно оформленные «документы».)