Валентина Тютина
Модельное конструирование как средство развития инженерной мысли дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Конструируя, ребенок действует, как зодчий,
возводящий здание собственного потенциала»
Ж. Пиаже
Мы живем в «век высоких технологий». На современном рынке производственных отношений возникла необходимость в профессиях, требующих навыки работы с инновационными программируемыми устройствами, которые поступают на производство, такие специалисты востребованы. Назрела необходимость вести популяризацию профессии инженера. Для этого важно как можно раньше начинать прививать интерес и закладывать базовые знания и навыки в области конструирования.
Публикация «Модельное конструирование как средство развития инженерной мысли дошкольников» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2022
Дошкольный возраст — это важный период развития всех психических функций: речи, мышления, эмоций, механизмов контроля произвольных движений, за которые отвечает высшие структуры головного мозга — это кора. Все это связано с игрой. Умственное развитие дошкольников характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ему думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Однако логическое мышление еще не сформировалось. Этому препятствует эгоцентризм и неумение сосредоточиться на изменениях объекта.
Дети — природные исследователи окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.
Моделирование - это процесс изготовления по чертежу модели какого- либо предмета. Моделирование приносит большую пользу будущим школьникам, ибо изготовление моделей способствует в дальнейшем более глубокому усвоению школьного курса математики и того материала, который изучается. Моделируя, ребенок приобретает полезные навыки практического характера, учится строить, клеить, делать чертеж. Ведь любая модель делается по определенному чертежу. Чертеж - своеобразный графический язык, такой язык интернационален. Он понятен любому. Слово «чертеж» исконно русское. В значении, близком к современному, т. е. как изображение каких-либо предметов на бумаге, план чего-либо, слово «чертеж» употреблялось в русском языке, по крайней мере, с 16 века.
Современные нормативные правовые документы федерального уровня – закон «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – внесли значительные коррективы в представления, как о самом дошкольном образовании, так и о профессиональной деятельности работников системы дошкольного образования.
Согласно ФЗ «Об образовании» дошкольное образование признано первым уровне общего образования. А ФГОС ДО является транслятором (способом, основным механизмом, ориентиров) превращения задач развития государства в задачи системы образования.
Педагогам, на этапе реализации ФГОС ДО, необходимо:
- творчески осмыслить новое содержание дошкольного образования,
- условия его реализации относительно особенностей конкретной дошкольной образовательной организации,
- найти более эффективные пути, формы и методы организации своей профессиональной деятельности, как творческого процесса. [4]
Следует обратить внимание на основные принципы ФГОС ДО:
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности
- обогащение (амплификация) детского развития.
Одним из наиболее естественных для ребенка и любимым им занятием, является модельно - конструктивная деятельность. Модельно-конструктивная деятельность создает условия для организации детского коллектива и может быть использована воспитателем в целях воспитания у них элементов сотрудничества и взаимодействия, служить основой для формирования предметных форм кооперации и сотрудничества. Она имеет огромный развивающий и воспитательный потенциал, а также выполняет ряд присущих только ему задач: знакомит детей с техническими профессиями, учит создавать объёмные и красивые предметы своими руками.
Конструктивная деятельность, несомненно, важна в развитии психических процессов и умственных способностей ребенка. Конструирование способствует развитию пространственного и образного мышления, речи, мелкой моторики, фантазии, воображения, глазомера.
Модельное конструирование оказывает большое влияние на развитие личности и волевой сферы ребёнка. Так, на его эффективность влияет характер мотива: для чего нужна постройка. Успешность зависит от умения удерживать цель деятельности и самостоятельно её ставить, от способности контролировать ход выполнения работы, сличать полученный результат с образцом.
Педагогическое сообщество всех ступеней российского образования активно включилось в процесс модернизации отечественной системы инженерного образования.
«В современном мире инженер – высококвалифицированный специалист, не просто обеспечивающий работу сложного оборудования, а, по сути, формирующий окружающую нас действительность» В. В. Путин
Экономика страны сегодня нуждается в модернизации, которая кажется невозможной без высококвалифицированных кадров для промышленности и развития инженерного образования.
Для выполнения этой задачи необходима подготовка высококвалифицированных специалистов, ориентированных на интеллектуальный труд, которые способны не только осваивать и самостоятельно разрабатывать высокие наукоемкие технологии, но и внедрять их в производство. Современный инженер должен не только осуществлять трансфер научных идей в технологию и затем в производство, но и создать всю цепочку "исследование - конструирование - технология - изготовление - доведение до конечного потребителя - обеспечение эксплуатации" .
Чтобы вырастить и воспитать такого специалиста, необходимо начать работу с детства. Ведь именно в дошкольном детстве у ребенка формируется тот багаж знаний, который он понесет с собой по жизни. Согласно данным педагогов и социологов, ребенок, который не познакомился с основами технической деятельности до 7-8 лет, в большинстве случаев не свяжет свою будущую профессию с техникой. [1]
С этой целью создана программа «От Фрё беля до робота: растим будущих инженеров». Это своего рода эволюция видов конструкторов : игровой набор «Дары Фрёбеля»- конструкторы - робототехника.
Деятельность с конструкторами программы, «От Фрё беля до робота: растим будущих инженеров» способствует формированию у детей предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования.
Наш детский сад также является инновационной площадкой по внедрению Парциальной программы дошкольного образования «От Фрё беля до робота: растим будущих инженеров».
Мы познакомились с содержанием парциальной программы «От Фрё беля до робота: растим будущих инженеров». Со структурой и требованиями к организации образовательной деятельности педагогов с детьми. Педагоги совместно с детьми познакомились с многообразием конструкторов, которые рекомендованы названной парциальной программой. Согласно требованиям программы, для детей были разработаны инженерные книги.
Так в группе нашего детского сада появилось конструкторское бюро "Роботенок". Дети с большим удовольствием играют с конструкторами, особой популярностью у них пользуются Полидрон: "Проектирование", Полидрон: "Гигант", Полидрон: "Малыш", электронный конструктор "Знаток "Первые шаги в электронике" (Набор А,В, Дары Фребеля.
В рамках реализации парциальной программы " От Фребеля до робота: растим будущих инженеров" на базе нашего сада был проведен конкурс творческих проектов. Детям было необходимо создать свой проект и защитить его. Ребята приняли активное участие в данном конкурсе, лучшей работой был признан проект "Колесо" построим сами - покатаемся с друзьями". В стихотворной форме дети рассказали из каких частей состоит "Колесо обозрения", прочему они захотели создать макет этого "колеса", рассказали, что в создании "Колеса обозрения" им помогла инструкция- схема сборки "Колеса обозрения".
Дети очень любят создавать с помощью конструкторов, предметы и объекты, которые их окружают. Так с помощью конструктора Полидрон : "Малыш" они моделируют макеты детских игровых площадок с качелями, каруселями, зонами отдыха. С помощь. конструктора Полидрон : "Гигант" дети собирают здания, которые расположены на улицах их города, так был создан макет здания детского сада, библиотеки.
Деятельность с конструкторами в процессе практического использования различных материалов обеспечивает развитие воображения, образного мышления, способности систематизировать свойства и отношения в предметном мире.
Широкие возможности открывает деятельность с конструкторами и для развития творческой активности. Разнообразные изобразительные, конструктивные, пластические материалы ставят перед ребенком вопрос "Что из этого можно сделать?", стимулируют порождение замысла и его воплощение.
Подготовка детей к изучению технических наук – это одновременно и обучение, и техническое творчество, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом людей, обладающих инженерно-конструкторским мышлением.
Литература
1. Волосовец Т. В., Карпова Ю. В., Тимофеева Т. В. Парциальная программа дошкольного образования " От Фребеля до робота: растим будущих инженеров" : учебное пособие. Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017 79с.
2. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / В. И. Блинов, И. С. Сергеев [и др. ] – М. : Федеральный институт развития образования. – М. : Издательство «Перо», 2014. – 38 с
3. Миназова Л. И. Особенности развития инженерного мышления детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2015. — №17. — С. 545-548. — URL https://moluch.ru/archive/97/20543/
4. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования : Письма и приказы Минобрнауки. - М. : ТЦ Сфера, 2015.- 96с.
5. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ