Лучший педагог года

Модельное конструирование как средство развития инженерной мысли дошкольников

Валентина Тютина
Модельное конструирование как средство развития инженерной мысли дошкольников

«Конструируя, ребенок действует, как зодчий,

возводящий здание собственного потенциала»

Ж. Пиаже

Мы живем в «век высоких технологий». На современном рынке производственных отношений возникла необходимость в профессиях, требующих навыки работы с инновационными программируемыми устройствами, которые поступают на производство, такие специалисты востребованы. Назрела необходимость вести популяризацию профессии инженера. Для этого важно как можно раньше начинать прививать интерес и закладывать базовые знания и навыки в области конструирования.

Публикация «Модельное конструирование как средство развития инженерной мысли дошкольников» размещена в разделах

Дошкольный возраст — это важный период развития всех психических функций: речи, мышления, эмоций, механизмов контроля произвольных движений, за которые отвечает высшие структуры головного мозга — это кора. Все это связано с игрой. Умственное развитие дошкольников характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ему думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Однако логическое мышление еще не сформировалось. Этому препятствует эгоцентризм и неумение сосредоточиться на изменениях объекта.

Дети — природные исследователи окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.

Моделирование - это процесс изготовления по чертежу модели какого- либо предмета. Моделирование приносит большую пользу будущим школьникам, ибо изготовление моделей способствует в дальнейшем более глубокому усвоению школьного курса математики и того материала, который изучается. Моделируя, ребенок приобретает полезные навыки практического характера, учится строить, клеить, делать чертеж. Ведь любая модель делается по определенному чертежу. Чертеж - своеобразный графический язык, такой язык интернационален. Он понятен любому. Слово «чертеж» исконно русское. В значении, близком к современному, т. е. как изображение каких-либо предметов на бумаге, план чего-либо, слово «чертеж» употреблялось в русском языке, по крайней мере, с 16 века.

Современные нормативные правовые документы федерального уровня – закон «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – внесли значительные коррективы в представления, как о самом дошкольном образовании, так и о профессиональной деятельности работников системы дошкольного образования.

Согласно ФЗ «Об образовании» дошкольное образование признано первым уровне общего образования. А ФГОС ДО является транслятором (способом, основным механизмом, ориентиров) превращения задач развития государства в задачи системы образования.

Педагогам, на этапе реализации ФГОС ДО, необходимо:

- творчески осмыслить новое содержание дошкольного образования,

- условия его реализации относительно особенностей конкретной дошкольной образовательной организации,

- найти более эффективные пути, формы и методы организации своей профессиональной деятельности, как творческого процесса. [4]

Следует обратить внимание на основные принципы ФГОС ДО:

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности

- обогащение (амплификация) детского развития.

Одним из наиболее естественных для ребенка и любимым им занятием, является модельно - конструктивная деятельность. Модельно-конструктивная деятельность создает условия для организации детского коллектива и может быть использована воспитателем в целях воспитания у них элементов сотрудничества и взаимодействия, служить основой для формирования предметных форм кооперации и сотрудничества. Она имеет огромный развивающий и воспитательный потенциал, а также выполняет ряд присущих только ему задач: знакомит детей с техническими профессиями, учит создавать объёмные и красивые предметы своими руками.

Конструктивная деятельность, несомненно, важна в развитии психических процессов и умственных способностей ребенка. Конструирование способствует развитию пространственного и образного мышления, речи, мелкой моторики, фантазии, воображения, глазомера.

Модельное конструирование оказывает большое влияние на развитие личности и волевой сферы ребёнка. Так, на его эффективность влияет характер мотива: для чего нужна постройка. Успешность зависит от умения удерживать цель деятельности и самостоятельно её ставить, от способности контролировать ход выполнения работы, сличать полученный результат с образцом.

Педагогическое сообщество всех ступеней российского образования активно включилось в процесс модернизации отечественной системы инженерного образования.

«В современном мире инженер – высококвалифицированный специалист, не просто обеспечивающий работу сложного оборудования, а, по сути, формирующий окружающую нас действительность» В. В. Путин

Экономика страны сегодня нуждается в модернизации, которая кажется невозможной без высококвалифицированных кадров для промышленности и развития инженерного образования.

Для выполнения этой задачи необходима подготовка высококвалифицированных специалистов, ориентированных на интеллектуальный труд, которые способны не только осваивать и самостоятельно разрабатывать высокие наукоемкие технологии, но и внедрять их в производство. Современный инженер должен не только осуществлять трансфер научных идей в технологию и затем в производство, но и создать всю цепочку "исследование - конструирование - технология - изготовление - доведение до конечного потребителя - обеспечение эксплуатации" .

Чтобы вырастить и воспитать такого специалиста, необходимо начать работу с детства. Ведь именно в дошкольном детстве у ребенка формируется тот багаж знаний, который он понесет с собой по жизни. Согласно данным педагогов и социологов, ребенок, который не познакомился с основами технической деятельности до 7-8 лет, в большинстве случаев не свяжет свою будущую профессию с техникой. [1]

С этой целью создана программа «От Фрё беля до робота: растим будущих инженеров». Это своего рода эволюция видов конструкторов : игровой набор «Дары Фрёбеля»- конструкторы - робототехника.

Деятельность с конструкторами программы, «От Фрё беля до робота: растим будущих инженеров» способствует формированию у детей предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования.

Наш детский сад также является инновационной площадкой по внедрению Парциальной программы дошкольного образования «От Фрё беля до робота: растим будущих инженеров».

Мы познакомились с содержанием парциальной программы «От Фрё беля до робота: растим будущих инженеров». Со структурой и требованиями к организации образовательной деятельности педагогов с детьми. Педагоги совместно с детьми познакомились с многообразием конструкторов, которые рекомендованы названной парциальной программой. Согласно требованиям программы, для детей были разработаны инженерные книги.

Так в группе нашего детского сада появилось конструкторское бюро "Роботенок". Дети с большим удовольствием играют с конструкторами, особой популярностью у них пользуются Полидрон: "Проектирование", Полидрон: "Гигант", Полидрон: "Малыш", электронный конструктор "Знаток "Первые шаги в электронике" (Набор А,В, Дары Фребеля.

В рамках реализации парциальной программы " От Фребеля до робота: растим будущих инженеров" на базе нашего сада был проведен конкурс творческих проектов. Детям было необходимо создать свой проект и защитить его. Ребята приняли активное участие в данном конкурсе, лучшей работой был признан проект "Колесо" построим сами - покатаемся с друзьями". В стихотворной форме дети рассказали из каких частей состоит "Колесо обозрения", прочему они захотели создать макет этого "колеса", рассказали, что в создании "Колеса обозрения" им помогла инструкция- схема сборки "Колеса обозрения".

Дети очень любят создавать с помощью конструкторов, предметы и объекты, которые их окружают. Так с помощью конструктора Полидрон : "Малыш" они моделируют макеты детских игровых площадок с качелями, каруселями, зонами отдыха. С помощь. конструктора Полидрон : "Гигант" дети собирают здания, которые расположены на улицах их города, так был создан макет здания детского сада, библиотеки.

Деятельность с конструкторами в процессе практического использования различных материалов обеспечивает развитие воображения, образного мышления, способности систематизировать свойства и отношения в предметном мире.

Широкие возможности открывает деятельность с конструкторами и для развития творческой активности. Разнообразные изобразительные, конструктивные, пластические материалы ставят перед ребенком вопрос "Что из этого можно сделать?", стимулируют порождение замысла и его воплощение.

Подготовка детей к изучению технических наук – это одновременно и обучение, и техническое творчество, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом людей, обладающих инженерно-конструкторским мышлением.

Литература

1. Волосовец Т. В., Карпова Ю. В., Тимофеева Т. В. Парциальная программа дошкольного образования " От Фребеля до робота: растим будущих инженеров" : учебное пособие. Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017 79с.

2. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / В. И. Блинов, И. С. Сергеев [и др. ] – М. : Федеральный институт развития образования. – М. : Издательство «Перо», 2014. – 38 с

3. Миназова Л. И. Особенности развития инженерного мышления детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2015. — №17. — С. 545-548. — URL https://moluch.ru/archive/97/20543/

4. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования : Письма и приказы Минобрнауки. - М. : ТЦ Сфера, 2015.- 96с.

5. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ

Публикации по теме:

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах.

Дидактические игры по математике как средство развития дошкольниковДидактические игры по математике как средство развития дошкольников Развитие элементарных математических представлений – это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития детей. В.

Искусство как средство воспитания и духовного развития дошкольников Искусство как средство воспитания и духовного развития дошкольников. Калачева Л. А. Во все времена и эпохи подлинное искусство оказывало.

Консультация для родителей «Конструирование из деталей настольного конструктора как средство развития мелкой моторики» Любое конструирование безусловно является эффективным средством развития мелкой моторики рук. Также оно способствует развитию и совершенствованию.

LEGO-конструирование-как средство развития детских способностейLEGO-конструирование-как средство развития детских способностей LEGO -конструирование- как средство развития детских способностей. Дошкольный возраст - яркая неповторимая, неповторимая страница в жизни.

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольниковЛего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников «LEGO» - одна из самых известных и распространённых педагогических систем, которая позволяет применять детям в конструктивной деятельности.

Макеты — как средство развития игровой деятельности дошкольниковМакеты — как средство развития игровой деятельности дошкольников Макеты- как средство развития игровой деятельности дошкольников. Для интеллектуального развития детей в дошкольном учреждении используются.

Настольная игра как средство развития речи дошкольников Тема данной работы - развитие речи детей дошкольного возраста посредством настольной игры. В данной работе хочу рассмотреть как игра, в.

Шариковый пластилин как средство развития творческих способностей дошкольниковШариковый пластилин как средство развития творческих способностей дошкольников Лепка – одно из самых полезный творческих занятий для малышей, которое чаще всего рекомендуется психологами для развития мелкой моторики.

Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников»Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников» Антонио Менегетти (итальянский психолог, философ, художник, основатель онтопсихологической школы, продолжающей гуманистическую ветвь психологии).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Модельное конструирование как средство развития инженерной мысли дошкольников
Опубликовано: 4 октября 2022 в 10:49
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Модельное конструирование как средство развития инженерной мысли дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Тютина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД