Наталья Рябова
Моделирование этнокультурной составляющей РППС в ДОО в соответствии с ФГОС. Удмуртская Республика
▼ Скачать + Заказать документы
Моделирование этнокультурной составляющей развивающей предметно-пространственной среды в ДОО в соответствии с ФГОС
Старший воспитатель МДОУ «Поршурский детский сад»
Рябова Наталья Сергеевна
В современном образовании происходят значительные перемены в связи с принятием Закона об образовании и ФГОС ДО, вносятся коррективы в сложившуюся систему образования. Согласно ФГОС ДО развивающая среда является важным компонентов для развития ребенка, так как она обладает большим потенциалом для становления этнокультурной идентичности дошкольника. В связи с чем среда должна выстраиваться так, чтобы она могла развивать каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Для этого пространство ДОУ необходимо обогатить этнокультурными элементами, стимулирующими познавательную, художественно-творческую, двигательную деятельность детей.
Публикация «Моделирование этнокультурной составляющей РППС в ДОО в соответствии с ФГОС, Удмуртская Республика» размещена в разделах
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Республика, область, край. Список городов
- Удмуртия, мой край
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
В создании предметно-развивающей среды детского сада этнокультурный компонент должен присутствовать обязательно. В нашем детском саду этнокультурная среда начинает воздействовать на сознание ребенка с того момента, как ребенок попадает на территорию детского сада. В летний период организована экологическая тропа, пройдя по которой можно познакомиться с домашними животными (коза, утка, гусь, корова, лошадь, растениями, овощными культурами, лекарственными травами и растениями, занесенными в красную книгу Удмуртии, узнать их названия на удмуртском языке. В зимний период территорию украшают малые архитектурные формы, изображающие героев удмуртских сказок. Кроме того в национальной стилистике оформлены игровые прогулочные площадки для детей. Переступив порог детского сада и пройдя по его коридорам можно увидеть красочно оформленные росписью стены, наполненные национальной символикой информационные стенды о Республике, муниципальном образовании, деревне Поршур-Тукля. В коридоре расположен интерактивный, постоянно меняющийся в зависимости от тематики мероприятий уголок - «Музей говорящих предметов». Этнокультурная составляющая (национально-региональный компонент) предусматривает реализацию следующих направлений деятельности дошкольного учреждения:
- приобщение к истокам национальной культуры народов, населяющих Удмуртскую Республику, Увинский район и деревню Поршур-Тукля;
- предоставление каждому ребенку возможность обучения и воспитания на родном языке;
- формирование у детей основ нравственности на лучших образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях;
- изучение русского и удмуртского языков в равных объемах, овладение необходимым лексическим минимумом (в соответствии с УМК программы «Жильырт сь ошмес»);
- ознакомление с историей, географией Удмуртии, расширение знаний детей о своем родном крае (о малой родине);
- создание благоприятных условий для воспитания толерантной личности – привития любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям; ознакомление с природой родного края, формирование экологической культуры.
Процесс ознакомления детей с национальной культурой в нашем детском саду осуществляется в различных видах детской деятельности:
- социализация, игровая деятельность (игры с куклами в национальных костюмах, театрализованные, пальчиковые и дидактические игры);
- художественное творчество (приобщение к искусству) : организация выставок изделий национального декоративно-прикладного творчества;
- художественная литература: чтение произведений удмуртских поэтов и писателей, устное народное творчество (колыбельные, загадки, зазывалки, пословицы, поговорки и др.);
- музыка: знакомство с творчеством классиков удмуртской музыкальной культуры, искусства, организация театрализованной деятельности, народных праздников, обрядов, ознакомление с народными песнями, музыкальными инструментами, танцами.
ФГОС ДО определены основные принципы дошкольного образования, одним из которых является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, учет этнокультурной ситуации развития детей.
Этнокультурный компонент в воспитании позволяет педагогам сделать воспитательный процесс более продуктивным и эффективным, способствует улучшению освоения материала. Дети, посещающие детский сад, в котором уделяют большое внимание этнокультурному компоненту, имеют высокий уровень развития в области эмоционального, эстетического и познавательного развития. Педагоги знакомят детей с историей Родного края, народными промыслами, с произведениями изобразительного и музыкального искусства. Благодаря этнокультурному компоненту у детей воспитывается доброжелательность, дружелюбие, чувство сопереживания, чувство любви и привязанности к родному краю. Этнокультурное воспитание - это такая система, в которой все цели, технологии и содержание направлены на развитие и социализацию личности ребенка как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства. Этнокультурное воспитание подразумевает внедрение в образовательный процесс знаний родной народной культуры, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей, духовно-нравственных ценностей, истории народной культуры, социальных норм поведений, ознакомление с культурными достижениями других народов, использование опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре.
В настоящее время мы по новому стали относиться к традициям, праздникам, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, которое нам досталось от предков. Поэтому для нас важно приобщить детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры. По педагогическому опыту известно, что важным компонентом для создания высоких возможностей для воспитания в условиях этнокультурного компонента является взаимосвязь и единство общественного и семейного воспитания. Успешные и высокие показатели воспитательного процесса зависят от сотрудничества между детьми, педагогами и родителями. Для успешного формирования сотрудничества важно представлять коллектив как большую сплоченную семью. Также необходимо организовать совместную деятельность. Это способствует установлению взаимопонимания между педагогами, детьми и родителями, единению, созданию благоприятного климата в семье и в образовательном учреждении. Соответственно разумно организовать совместно часть работы с детьми и родителями, поставленные задачи и проблемы решать сообща. Объединить усилия для достижения высоких результатов, не ущемляя интересов друг друга.
Создание условий, для одновременного изучения двух языков, должно сочетаться с разумной организацией педагогического процесса, а также его совершенствование и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации развивающей среды, которая обеспечивает творческую деятельность каждого ребенка. Приобщает его к культуре и традициям родного края, позволяет проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя. Знания и представления о родном крае в дошкольном возрасте усваиваются эффективно в том случае, если информация подкрепляется наглядностью предметами быта, иллюстрациями, игрушками, фотографиями, которые должны быть частью окружения ребенка, побуждать его к проявлению активности и самостоятельности познания.
Под развивающей средой этнокультурной направленности понимается специальное пространство (место, окружение, объективную реальность, создаваемое с помощью набора материальных объектов и предметов духовной культуры народов, предназначенного для формирования этнокультурной осведомленности детей и выполняющие функции их развития.
Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении - правильная организация развивающей среды. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать условия, которые будут способствовать полной реализации развития детей.
В педагогике существует два понятия среды:
Образовательная среда
Взаимодействие участников педагогического процесса - это согласованная деятельность педагога, воспитанников и родителей по достижению совместных задач и, конечно же, результатов.
Содержание дошкольного образования - это система знаний, умений и навыков, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, а также элементов социального, познавательного и творческого опыта.
Развивающая предметно-пространственная среда - это составная часть образовательной среды. Она представлена образовательным оборудованием, материалами, мебелью, инвентарем, играми, игрушками и др.
Развивающая предметно-пространственная должна:
- иметь привлекательный вид;
- выступать в роли естественного фона жизни ребенка;
- снимать утомляемость;
- положительно влиять на эмоциональное состояние;
- помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;
- давать возможность ребёнку заниматься самостоятельной деятельностью.
Наиболее распространенным способом создания предметно-развивающей среды с учетом этнокультурной специфики является оформление отдельных помещений, уголков, мини-музеев, мини-библиотек, мини-галерей и др. в коридорах, группах, методическом кабинете. Особое значение для этнокультурного развития ребенка имеет национальная художественная литература и фольклор, которые несут в себе черты национальных традиций, содержат много информации о родном крае, верованиях, культуре удмуртского народа. Очень важно готовить детей к восприятию фольклорного произведения, будь то мифы, легенды или сказки. Для этого им рассказывают и показывают различные удмуртский орнамент, его семантику на примере национальных изделий, элементов одежды, вышивки, украшений. Детям рассказывают о календарных праздниках, традициях и обрядах, указывая на роль фольклорных произведений в них.
В помещениях этнокультурной направленности возможны следующие формы и методы работы - создание игровых ситуаций и практических действий с предметами ( сюжетно-ролевые игры: укачивание куклы, приготовление пищи, украшение жилища, примерка одежды и украшений). На территории ДОУ желательно оформить экологическую тропу, знакомящую детей с деревьями, кустарниками, травянистыми растениями, насекомыми, с особенностями природных условий, ландшафтом Удмуртии, поселка, села. Если по тем или иным причинам в здании детского сада нет свободного помещения для создания такого помещения или музея, все материалы могут быть собраны в методическом кабинете. Главное в работе детского сада по созданию развивающей среды в соответствии с этнокультурным компонентом не накопление детьми большого объема информации, а воспитание не стороннего наблюдателя, а активного гражданина Отечества. Ведь все начинается с малого, с чувства сопереживания, с ощущения себя частью окружающего мира.
Очень важно при формировании развивающей предметно-пространственной среды учитывать принципы ее построения, рекомендованные ФГОС. Стандарт предъявляет требования и среда меняется, а меняется она в том случае, когда педагог ее принимает.
При формировании среды педагоги детского сада находятся в постоянном поиске и порыве воплощения новых идей. Чаще всего оснащение учебных и игровых центров в наших детских садах носит выставочный характер, мало используются продукты детской и совместной деятельности воспитателя и ребенка, дети не принимают участия в проектировании и изменении среды. Среда должна перемещается по группе. Например, книжный уголок, ребенок может взять книгу и перемещаться по группе, не нужно иметь определенного стульчика и стола, что именно здесь ты читаешь, ребенок может сам выбрать по своему желанию стол, или уединиться. И это все обговаривается с детьми и закрепляется в правилах группы, которые создаются вместе с детьми. Состав игрушек, их расстановка в игровых центрах тоже не должен повторяться, необходимо накапливать материал и менять его в среде. Дети к этому привыкают и каждый раз ждут, что что-то новое появится на этой неделе. И как вариант это обмен между группами. В результате предметно-развивающая среда группы может стать более комфортной и привлекательной. Игровые и учебные центры оснащаются необходимыми пособиями, а также дополняются любимыми играми и игрушками детей, которые были принесены детьми из дома. Все игры и материалы доступны для использования в самостоятельной деятельности. Для занятий имеется специально отведенное место, но место проведения занятий не ограничивается только одним центром. Практически на каждом занятии мы используем несколько центров, дети с удовольствием переходят от одного к другому, выполняя различные задания. В группах создаются центры для игр, стимулирующих активность детей с элементами спорта (мягкое метание, кегли, массажные коврики и т. д.) где дети могут заниматься, не мешая при этом тем, кто играет в спокойные игры. Считаем, что специально отведенного места для уединения не нужны, но необходимы центры, где ребенок может отдохнуть, поговорить с другом или поиграть в тихую игру. Тематическое оформление группы так же играет важную роль при взаимодействии с предметно-пространственной средой в группе. Группа сама по себе является большим игровым пространством, местом воплощения всех фантазий. Она не может быть серой и скучной, она должна быть яркой и завлекающей ребенка.
Свой доклад хотелось бы дополнить и закончить притчей:
«Король предложил своим придворным испытание, чтобы выбрать из них достойного на важный пост при дворе. Множество сильных и мудрых людей собрались вокруг него. Он подвел всех собравшихся к двери в отдаленном уголке сада. Дверь была огромных размеров и, казалось, вросла глубоко в землю. «Кто из вас сможет открыть эту каменную громаду?» - спросил король. Один за другим его придворные выходили вперед, оценивающе оглядывали дверь, говорили «нет» и отходили в сторону. Другие, слыша, что говорят их предшественники, вообще не решались на испытание. Только один визирь подошел к двери, внимательно посмотрел на нее, потрогал ее руками, испробовал много способов сдвинуть ее и, наконец, дернул сильным рывком. И дверь открылась. Она была оставлена неплотно прикрытой, и необходимо было только желание осознать это и мужество действовать решительно. Король сказал: «Ты получишь пост при дворе, потому что ты не полагался только на то, что видел и слышал, ты привел в действие собственные силы и рискнул попробовать».
Не бойтесь пробовать будьте смелее и у нас все получится. Ощутите себя Волшебником, немного, совсем чуть-чуть, и обратите внимание на новые ощущения, появившиеся в ВАС и действуйте!