маргарита васильева
Моделирование в системе здоровьесберегающих технологий с дошкольниками с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Моделирование в системе здоровьесберегающих технологий с дошкольниками с ОВЗ
Васильева Маргарита Николаевна
учитель-логопед
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет, как одну из важнейших задач, охрану и укрепление здоровья воспитанников через создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы. В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности логопедической работы в дошкольных учреждениях.
Публикация «Моделирование в системе здоровьесберегающих технологий с дошкольниками с ОВЗ» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Дети с ОВЗ испытывают значительные трудности в усвоении программы детского сада. Их характеризует повышенная эмоциональная возбудимость, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость. Уровень познавательной деятельности и речи более низкий по сравнению со сверстниками. Наблюдается отставание в развитии двигательной сферы, недостаточно развитая моторика пальцев рук. Исправлению речевого дефекта и коррекции высших психических функций ребенка помогает использование здоровьесберегающих технологий.
Цель здоровье сберегающих технологий обучения – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья за период коррекционного обучения в группе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Для детей с ОВЗ важно организовать постоянную, познавательную, речевую и коррекционно-развивающую среду. Ребенку требуется современные: коррекционная среда и технологии обучения.
Работая с детьми с ОВЗ и сталкиваясь с проблемами в их обучении, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование.
Моделирование – этосовременный наглядно-практический метод обучения, в основе которого лежит принцип замещения, помогающий ребенку зрительно представить многие абстрактные понятия.
Метод облегчает запоминание, увеличивает объём памяти, развивает речемыслительную деятельность, позволяет ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт, помогает установить причинно-следственные связи, и вызывает интерес к занятиям. В работе использую различные карточки-символы, мнемотаблицы и схемы, которые предусматривают обучение, развитие и закрепление упражнений, программирование высказываний.
Наглядное моделирование в системе здоровьесберегающих технологий применяю в артикуляционной гимнастике, биоэнергопластике, кинезиологических упражнениях, дыхательной и зрительной гимнастиках и элементах сказкотерапии.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
При знакомстве с названиями упражнений использую картинки-символы, которые соответствуют данному упражнению. Например, изображение бегемота, широко открывшего рот, лошадки, улыбки, трубочки т. д. Когда дети познакомятся со всеми упражнениями, показываю при помощи картинок-символов, над какими упражнениями будем работать сегодня. Далее применяю более схематичные изображения картинок-символов. Для удобства постановки определенных групп звуков, комплекс артикуляционной гимнастики применяю ввиде мнемотаблицы или модели «Артикуляционного дерево». Их использование вызывает интерес у детей и способствует в непринужденной и игровой форме выполнять упражнения артикуляционной гимнастики. Для развития артикуляционного аппарата и постановки звуков использую символические изображения органов артикуляции звуков. Для этого применяю различные схемы и графические изображения.
Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяю такой метод как биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка. Использую картинки-символы названия упражнений с изображениями движений артикуляционного аппарата и кистей рук.
Кинезиологические упражнения, направленные на формирование и развитие межполушарного взаимодействия.
Упражнения легче отрабатываются при наличии наглядно-демонстративного материала. Именно с этой целью я использую в работе карточки-символы. Они отображают последовательность выполнения движения, позволяя совершенствовать двигательные навыки. Работа с ними позволяет детям преодолеть их робость, замкнутость, медлительность.
Дыхательная гимнастика - уникальный оздоровительный метод, способствующий насыщению кислородом коры головного мозга и улучшению работы всех центров. Повышает: работоспособность коры головного мозга, способствует координации дыхания и артикуляции, развивает психические процессы, речь, снимает тревожность. Каждому упражнению дыхательной гимнастики соответствует картинка-символ или сочетание схем дополняется веселым стихотворением, доступных для понимания ребёнка. Это повышает интерес детей, развивает память, внимание.
Упражнения для глаз способствуют развитию концентрации внимания, обеспечивают межполушарное взаимодействие, снимают зрительное напряжение, дают возможность глазам отдохнуть. Для привлечения внимания детей использую схемы, таблицы-тренажеры. картинки-символы в стихотворной, игровой форме.
Элементы сказкотерапии – одни из самых эффективных методов работы с детьми с ОВЗ, которые испытывают затруднения в физической, эмоциональной и поведенческой сфере. Метод является всеохватывающим и открытым для понимания детей, помогает создать ситуации, способствующие речевому общению. Снимается эмоциональное и физическое напряжение. В работе со сказкой использую приёмы наглядного моделирования : мнемоквадраты, различные модели, которые служат зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное.
Моделирование - важный фактор в системе здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях с детьми с ОВЗ. У дошкольников совершенствуются психические процессы: память, внимание, мышление, формируются чувства самостоятельности, ответственности, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы и помогает детям осознать важность сохранения здоровья.
Список литературы:
Аммосова Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе: Логопед, № 6, 2004.
Акименко В. М. Новые логопедические технологии.
Быкова Н. М. Игры и упражнения для развития речи.
Крупенчук О. И. Уроки логопеда: Пальчиковые игры / Крупенчук О. И. - Литера, 2008
Крупенчук, О. И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. / О. И. Крупенчук. - Спб. : Издательский дом «Литера», 2001.
Лопухина Н. С. Логопедия – речь ритм и движение.
Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике. / Составитель М. А. Поваляева. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2006.