Елена Петрова
Моделирование РППС
▼ Скачать + Заказать документы
Моделирование РППС
Размещение оборудования в группах предполагает гибкое зонирование и возможность трансформации среды с учетом стоящих воспитательных и образовательных задач, а также игровых замыслов детей.
Так, все оборудование можно условно сгруппировать по трем пространствам: пространству активной деятельности, пространству спокойной деятельности и пространству познания и творчества.
Публикация «Моделирование РППС» размещена в разделах
В пространстве активной деятельности может размещаться оборудование, связанное с двигательной активностью, сюжетно-ролевыми играми и т. д. В пространстве спокойной деятельности – зона релаксации, конструктивные и театрализованные игры, настольные игры, книги и мягкая детская мебель, места приема пищи и иное. Пространство познания и творчества может включать оборудование для экспериментирования, оборудование для творчества. При этом следует учитывать, что любое деление условно, поскольку текущая задача или замысел детей могут трансформировать всё групповое помещение в пространство для активной деятельности или пространство познания и творчества. Необходимо помнить и о том, что познанием и творчеством пронизана вся жизнь детей, поэтому, например, при организации театрализованной игры, вся группа может превратиться в «театральный зал» или увлекшись какой-то темой дети развернут активную сюжетно-ролевую игру и тогда всё пространство станет пространством активной деятельности.
Оборудование в групповом помещении также можно разместить в соответствии с его функциональным назначением, выделив несколько модулей: физкультурно-оздоровительный, игровой, художественно-творческий, поисково-познавательный, релаксации, бытовой.
Необходимо помнить, что у детей дошкольного возраста любые виды деятельности тесно переплетены с игрой, познание и экспериментирование легко переходят в творческую сюжетно-ролевую игру, также как и двигательная активность, труд или знакомство с литературным произведением. По сути, игровой модуль является системообразующим. Бытовой модуль может включать в себя то, что связано с приемом пищи, трудовыми поручениями, трудовой деятельностью. Модуль релаксации может состоять из зоны отдыха и релаксации, мягкой детской мебели, книжных стеллажей, столиков за которыми детьми могут смотреть книги, играть в спокойные игры.
Оборудование в группе может быть размещено и по центрам детской активности. Описание самих центров представлено в тексте рекомендаций.
При такой организации следует продумывать соседство центров с учетом пересечения детских активностей и их интеграции (объединения). Игра и конструирование, например, часто объединены в деятельности детей – постройка сразу обыгрывается или, наоборот, сюжет игры требует конструктивного творчества. Познание часто соседствует у детей с экспериментированием, а ознакомление с литературой – с театрализованным и художественным творчеством.
Варианты организации внутренней инфраструктуры ДОО
Для организации РППС в ДОО или в семейных условиях следует рассматривать пространство в рамках имеющихся возможностей. Традиционно это система кабинетов в ДОО и комнаты в квартире, доме и т. д., где проживает семья ребенка дошкольного возраста.
Для максимально возможного использования имеющегося пространства, предлагается использовать базовые функциональные модули с учетом взаимодополнения образовательных областей. Функциональный модуль – это группа функционально связанных компонентов (учебные пособия, игры, игрушки, материалы, оборудование, инвентарь и пр.) по видам детской деятельности для организации пространства. Таким образом, образовательные задачи развития и воспитания ребенка дошкольного возраста могут быть решены с учетом возможностей имеющего пространства.
Инфраструктура ДОО может включать следующие функциональные модули:
– «игровой»;
– «физкультурно-оздоровительный»;
– «музыкальный»;
– «художественно-творческий»;
– «поисково-исследовательский»
– «релаксации»;
– «логопедический»;
– «психологического сопровождения»;
– «дефектологический»;
– «административный»;
– «территории и архитектуры ДОО».
Общая характеристика функциональных модулей.
1. Функциональные модули ориентированы на следующие возрастные группы:
– группа для детей младенческого возраста (до года);
– группа раннего возраста (от 1 года до 2-х лет);
– I младшая группа (2-3 года);
– II младшая группа (3-4 года);
– средняя группа (4-5 лет);
– старшая группа (5-6 лет);
– подготовительная группа (6-7 лет).
2. Каждый функциональный модуль охватывает все образовательные области (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие) с учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников.
3. Организация пространства ДОО соответствует количественному наполнению Перечней функциональных модулей в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников и требованиям к устройству и организации помещений ДОО.
4. Количественное наполнение каждой из позиций Перечней функциональных модулей соответствует требованиям к устройству и организации помещений ДОО по принципу предлагаемого количества,
5. Перечни функциональных модулей рекомендуются для использования независимо от вида ДОО.
6. Позиции перечней (материалов, игрушек, оборудования и пр.) функциональных модулей могут быть использованы для организации РППС родителями дошкольников в домашних условиях.
7. Перечни функциональных модулей в части общефункциональных компонентов, таких, как мебель, сопутствующее оборудование, образовательные и развивающие информационные технологии, могут коррелировать с перечнями, предложенными в настоящих рекомендациях.
8. При организации разновозрастных групп воспитанников содержательное и количественное наполнение функциональных модулей реализуется в зависимости от количества и возраста детей по усмотрению ДОО.
Критерии оценки РППС :
Открытость среды для преобразований:
– элементы, которые можно менять, преобразовывать (стена творчества, выставки-мастерские и пр.);
– отсутствие жестко закрепленных центров активности.
Современность среды:
– современные и традиционные игрушки и пособия;
– оборудование, соответствующее реалиям времени;
– мебель и инвентарь, соответствующие требованиям современной социально-культурной ситуации (трансформируемость, полифункциональность и пр.).
Ориентированность на повышение физической активности:
– специальное оборудование для физкультурного центра;
– пространство для осуществления физической активности.
Приспособленность для познавательной деятельности:
– дидактические игры и материалы;
– книжный центр с набором разнообразных книг;
– обучающие элементы в оформлении среды (карты, схемы, алгоритмы);
– материалы для экспериментальной деятельности и др.
Приспособленность для сюжетно-ролевых игр:
– игрушки и атрибуты для организации сюжетно-ролевых игр в соответствии с гендерными предпочтениями;
– пространство для организации сюжетно-ролевых игр.
Ориентированность на творческое развитие:
– игры и материалы для организации творческой активности детей;
– пространство для организации творческой активности детей.
Элементы природы в среде:
– специально оборудованный центр природы;
– растительность в группе (цветы, мини-огороды) при возможности;
– прочие элементы природы в среде.
Комфортность среды:
– мягкая, комфортная мебель;
– уголок психологической разгрузки (уединения);
– наличие частички дома: любимой игрушки из дома, семейных фото;
– оптимальное расположение предметов мебели и оборудования в пространстве (возможности для свободного осуществления детьми непересекающихся видов деятельности, свободного перемещения в пространстве группы).
Эстетика среды:
– наличие элементов художественной культуры (декоративные элементы на стенах, выставки предметов народного творчества, репродукции картин и пр.);
– присутствие дизайнерских элементов в оформлении среды (стен, окон, пола);
– сбалансированность цветовой гаммы помещения (отсутствие «кричащих», «кислотных» тонов, взаимоисключающих цветов, разброса цвета, несоответствия и пр.).
Безопасность среды:
– обеспечение детей такими материалами и оборудованием, при использовании которых их физическому и психическому здоровью не угрожает опасность;
– соответствие предметно-развивающей среды требованиям СанПиН
Нормативно-правовое и методическое обеспечение:
– наличие необходимой документации
документация; паспорт группы, кабинета);
– соответствие методической литературы направлению деятельности, наличие периодических изданий.
Создание информационного пространства для родителей:
– содержание информационных материалов для родителей;
– эстетика оформления;
– наличие информации о воспитанниках, материалы, отражающие включение родителей в образовательный процесс.