Наталья Коваленко
Моделирование образовательного процесса музыкального руководителя
▼ Скачать + Заказать документы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Усвоение музыкального материала детьми сложный трудоемкий процесс. Музыка - это понятие временное: музыка звучит - она есть, а музыка закончилась - её нет. Не достаточно просто услышать – важно понять ее и запомнить. Профессиональному музыканту легче - у него есть ноты. Что-то забыл, в любой момент может посмотреть, вспомнить. А как же ребёнок? Здесь на помощь ему приходят наглядные средства обучения: модели, карточки, схемы.
Публикация «Моделирование образовательного процесса музыкального руководителя» размещена в разделах
Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Метод наглядного моделирования помогает ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (свойства музыкального звука : высота, длительность, динамика, тембр, отразив их схематически. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с помощью наглядных средств. То есть, наглядный материал осваивается детьми лучше вербального. Без использования моделирования процесс начального усвоения детьми музыкального языка очень усложняется. Поэтому в своей работе я часто прибегаю к этому способу обучения.
Во-первых, детям очень нравится работать с ними, поддерживается интерес к деятельности. У ребят пробуждается желание слушать, играть, фантазировать.
Во-вторых, они помогают легко запоминают материал. Ускоряется процесс его усвоения. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь-записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики».
В - третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Наглядное моделирование я использую во всех разделах музыкально-образовательной деятельности.
Слушание музыки : непосредственное восприятие и дифференцирование музыкальных звуков.
Взять, к примеру, пьесу И. Арсеева «Красная Шапочка и серый волк». При знакомстве с музыкой я использую три иллюстрации: две с изображением Красной Шапочки и одну - с волком. Так как музыка имеет трёхчастную форму, иллюстрации располагаются в соответствии с музыкой : Красная Шапочка, волк, Красная Шапочка. На следующих прослушиваниях детям предстоит подобрать эмоции к смене музыки : весело, страшно, весело. А в заключительном занятии дети безошибочно определят, что у пьесы три части и схематично изобразят это с помощью графических фигур: например, красный кружок, серый квадрат, красный кружок.
В старшем возрасте мы с детьми во время прослушивания пьесы И. Арсеева «Папа и мама разговаривают» не только определяем строение музыки, эмоциональное настроение, а подбираем музыкальные инструменты для озвучивания каждого персонажа (синтезатор даёт мне такую возможность). То есть, моделируем пьесу с помощью карточек с изображением музыкальных инструментов.
Для того, чтобы научить детей дифференцировать музыкальные звуки, их свойства, я всегда использую наглядные пособия в виде индивидуальных карточек, начиная с младшей группы. Это музыкально-дидактические игры : «Птица и птенчики» (звуковысотность, «Солнышко и дождик» (весело -грустно, «Большие и маленькие гармошки» (громко - тихо, «Мишка и мышка» (медленно - быстро).
Дети с младшей группы учатся работать с карточками, которые находятся в специальных кармашках на стульчиках. Если дети видят эти кармашки - значит, будет что-то интересное. А наличие комплекта карточек на каждого ребёнка позволяют сделать занятие продуктивным.
Со средней группы задания усложняются, детям уже приходится работать с тремя карточками: «Солнышко светит, солнышко спит, дождик» (весело-спокойно - грустно, «Петушок, курочка, цыплёнок» (ритмические рисунки, «Чьи следы» (быстро, спокойно, медленно, «Угадай, на чём играю?» (музыкальные инструменты).
В средней группе знакомлю детей с модулем нотного стана. Этот модуль позволяет им осваивать длинные и короткие звуки (чёрные шашки - короткие звуки, дети пропевают их на слог «ти». Белые - длинные, дети пропевают на слог «та»). Это несложно после игры «Курочка, петушок и цыплёнок», где длина звука изображалась маленькими и большими зёрнышками. Для разнообразия в группах рекомендую пользоваться не только модулем нотного стана, но и ритмическим лото, где длина звуков изображается короткими и длинными полосками. Пропевание ритмического рисунка на одной высоте с помощью слогов «ти» и «та» дети осваивают легко и без труда. Затем с удовольствием проигрывают на металлофоне и других шумовых инструментах: ложках, маракасах, бубнах, коробочках.
Игра «Чьи следы» помогает освоить детям темп: быстро, спокойно, медленно. Детям раздаются карточки с изображением следов : у мишки они на большом расстоянии, у лисички - расстояние поменьше, а у мышки - очень частое расстояние, т. е. разный ритм рисунков. Дети затем это с удовольствием простукивают на музыкальных палочках. Карточки очень помогают исполнять медленный ритм, что детям сложно. После следов детям будет понятно изображение ритма схематично полосками.
Если в средней группе модуль я использую только для составления ритмических рисунков, то в старшей показываю, как можно отобразить звуки, разные по высоте. Предварительная работа - это карточки (по три штуки в комплекте на каждого ребёнка) с изображением гармошек различной величины. Самая большая играет только низкие звуки, средняя - средние и маленькая - высокие. Это трёхэтажный домик, в котором живут низкие, средние и высокие звуки. Это карточки с изображением животных : мишки, лисички, зайчика. Это картинки с изображением семьи : папа, мама и ребёнок. Задача одна: различать звуки трезвучия. Затем переходим к работе с модулем нотного стана. Когда звуки освоены, на помощь мне приходят картинки с изображением птичек, расположенных на пяти линейках. На каждой карточке птички располагаются в различном порядке. Детки с удовольствием пропевают последовательности и не испытывают затруднений.
Так же графическое изображение музыкальных инструментов на карточках помогает детям в определении, сколько звуков звучит одновременно (1-2-3).
Таким образом карточки-помощники многофункциональны: помогают развивать как звуковысотный слух, так и динамический (с гармошками, звуковысотный слух и эмоциональную отзывчивость (с изображением животных, с изображением семьи).
А в разделе «Пение» без карточек нам с детьми никак не обойтись. Начинаем с того, что учимся изменять голосовые интонации. Со средней группы осваиваем фонематическое упражнение по стихотворению «Ленивый жук» Фишкина. Каждая строчка сопровождается иллюстративным материалом в виде карточек со схемами. Линии на схемах показывают направление движения интонаций, изменения высоты голоса. Упражнение очень помогает детям избавляться от «гудошности». По аналогии мы с детьми «летаем на ракете», «путешествуем с бабой ягой в ступе», «поднимаемся и опускаемся на лифте». Графическое изображение мелодии дети отлично переносят в свои голосовые интонации.
Наряду с интонационной работой, детки осваивают строение песен при помощи геометрических фигур. Это одно из их любимых занятий.
Часто в песнях происходит изменения настроения: то весело, легко, то загадочно и т. д. Детки с удовольствием подберут эмоции и выстроят содержание песни с помощью карточек. Это очень помогает детям, у которых внимания и памяти не хватает на всю песню.
Во время обучения детей музыкально-ритмическим движениям моделирование - основной метод, который я использую. Эта работа начинается уже с младшей группы и является подготовительной.
В младшей группе детям понятнее образные названия движений. Это «зайчики», «мячики», «фонарики», «хлопушки», «каблучки» и т. д. В группах есть кубики с изображением этих предметов. Детки быстрее осваивают движение, когда видят и понимают, что надо изобразить. В дальнейшем мы переходим к схематичным изображениям движений и компануем их в нужном порядке (как в танце).
В каждой группе есть фотографии и схемы-подсказки построений в танцах и хороводах: построения в шеренгу, колонны, врассыпную, маленькими кружочками, концентрическими кругами и т. д. в зависимости от возрастных особенностей. Ещё хорошими помощниками являются маленькие фигурки-игрушки из «киндер сюрпризов» и маленькие матрёшки. С их помощью сначала педагог, а затем и сами дети на столе выполняют различные построения. Например, я прошу детей посмотреть на карточку с изображением круга. Потом прошу поставить матрёшек в том же порядке. Другой подгруппе детей показываю другую карточку, на которой много маленьких кружочков. Это построение «врассыпную». Детки с увлечением расставляют матрёшек по всему столику. Следующий момент интересней: мы с воспитателем предлагали одному из детей выполнить построение, указанное на карточке, из детей. Дети выполняли роль игрушек. Дети с большим удовольствием включались в это интересное действо. Затем наши игрушки «оживали» и сами без труда строились то в колонны, то перестраивались врассыпную (дети средней группы).
Несколько лет назад мы с детьми подготовительной группы решили разучить весенний вальс тройками. Очень трудно дети осваивали движение тройками по кругу. Не получалось. В тройках не было равнения, дети путались в движениях. Многократные неудачные повторения стали надоедать детям. Тогда я сделала модель трёх концентрических кругов разного цвета и предложила детям понаблюдать за матрёшками, которые «двигались» по этим кругам. Под один и тот же музыкальный отрывок матрёшкам предстояло пройти разный путь. Дети отметили, что 1 матрёшка должна продвигаться медленно, средняя чуть быстрее и 3 матрёшка - самая быстрая. Этот эксперимент помог быстрее освоить танец и возобновить интерес к нему.
Чтобы лучше запомнить и воспитателю и детям движения хоровода, мы вместе на доске составляем схемы. Дети любят, когда с ними советуются, с удовольствием предлагают значки, обозначающие то или иное движение. В результате запоминают последовательность движений гораздо быстрее. В каждой группе есть папки со схемами вальса, польки, хороводов. Большая работа проделана мною по оснащению музыкальных уголков фотографиями
танцевальными движениями. С их помощью дети составляют небольшие танцевальные композиции, которые с удовольствием исполняют под весёлую музыку.
Использование моделирования в элементарном музицировании детей хорошо прописано у Тютюнниковой Т. Э. Мне здесь добавить нечего. Я с удовольствием пользуюсь её наработками. В творческом музицировании дети учатся у педагога, самих себя и друг у друга.
В конце своей работы я хочу отметить, что стиль взаимодействия взрослого и детей - партнёрское сотрудничество и показ способа выполнения того или иного задания.