Татьяна Лагутина
Моделирование из бумаги в технике «PAPERCRAFT» в работе с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Моделирование из бумаги в технике «PAPERCRAFT»
в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Педагог дополнительного образования
Лагутина Татьяна Анатольевна
Г. Орск
Темочки:
Формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в дошкольном возрасте. Педагоги дополнительного образования, работающие с детьми 5-7 лет ищут и успешно применяют новые педагогические технологии, активные методы обучения.
Одним из видов современных технологий является Papercraft – бумажное моделирование.
Papercraft (в дословном переводе Paper – бумага, craft – ремесло) – это объемные модели, заготовками для которых, служат особые выкройки, вырезаемые из картона или бумаги. Можно сказать, что это «упрощенная» версия оригами, в которой допускается использование ножниц и клея.
Papercraft (Паперкрафт) – одно из самых современных, модных, красивых и интересных увлечений. Его возможности безграничны, дети с огромным удовольствием собирают модели из бумаги.
В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования важной задачей является раскрытие потенциала каждого ребенка, развитие его познавательных и творческих способностей. Конструирование и моделирование из бумаги – это один из видов конструктивно-пластического творчества, в основе которого лежит работа с различными видами бумаги, связанная с созданием пластических образов путем изменения плоскости листа с помощью разнообразных приемов (сгибания, скручивания, надрезания, обрывания и т. д.).
Бумажное моделирование развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Кроме того, она способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат, стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
Работа в технике Papercraft имеет большое значение в формировании эстетического вкуса, творческой фантазии, конструктивного мышления детей. Особую радость ребенку доставляет тот момент, что он видит ощутимый результат своего труда – игрушку, с которой можно поиграть либо украсить свою комнаты. Полученный результат труда поднимает самооценку, воспитывает самостоятельность, желание развиваться дальше.
В настоящее время доказано, что бумажное моделирование способствуют повышению активности работы мозга и уравновешиванию работы обоих полушарий у детей дошкольного возраста, что способствует повышению уровня интеллекта, развитию таких психических процессов, как внимательность, восприятие, воображение, смышленость, логичность. Активизируется творческое мышление, растет его скорость, гибкость, оригинальность.
Целью своей работы в данном направлении выделила обучение детей технике Papercraft.
Для реализации этой цели решаю такие задачи, как:
• учить детей искусству бумажного моделирования; обучать детей умению следовать устным инструкциям, работать со схемами и образцами;
• способствовать развитию памяти и внимания, творческих способностей и исследовательских навыков;
• воспитывать культуру труда, коммуникативные способности детей, ответственность при выполнении работ.
Начиная работу с детьми 6-7 лет в данном направлении, наблюдали неполные и поверхностные представления об основных технических приемах работы с бумагой, их конструктивных особенностях, средствах художественной выразительности. Основная часть детей при выполнении диагностических заданий была крайне неуверенна. Как правило, дошкольники, в большинстве своем, изначально не могут следовать всем этапам выполнения поделки.
В своей работе использовала следующие методы:
• Наглядные – рассматривание образцов, схем; демонстрация иллюстраций по теме совместной деятельности взрослого и ребенка; наблюдение за этапами выполнения работы, презентация на тему «Знакомитесь Papercraft».
• Словесные – чтение художественной литературы, беседы, подбор стихотворений; объяснение и обсуждения хода работы.
• Практические – индивидуальная работа детей; совместная работа взрослого и детей; опора на личный опыт детей.
Для занятий с детьми используются бумага для акварели с распечатанными развертками, клей ПВА, салфетки, ножницы.
Используется принцип от простого к сложному и совместная деятельность.
Преступая к работе с бумажными развертками, важно повторять с детьми технику безопасности использования ножниц и клея.
Вырезание предметов сложной формы происходит по частям. Дети учатся членить предмет на составные детали, определять их форму, соотношение по величине, расположению, окраске. В процессе складывания и склеивания бумажных разверток дети закрепляют знания о различных геометрических фигурах: треугольник, квадрат, трапеция и т. д. Учатся ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, находить вертикаль, горизонталь, диагональ. Выполняя различные действия с бумагой в процессе ее обработки, применяя разные способы и приемы, дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая их особенности в преобразованной форме.
После изготовления индивидуальных простых моделей начинается деятельность по изготовлению более сложных моделей. Такая работа учит работать в команде – сборка моделей идет поэтапно. Каждый ребенок вырезает и сгибает отдельную часть модели. После чего дети, следуя инструкции склеивают все части вместе.
Обучение детей технике «Papercraft» позволяет развивать конструктивные умения, которые лежат в основе конструктивно-пластического творчества, формировать самостоятельное творческое начало, связанное с интерпретацией, интеграцией и трансформацией усвоенного опыта, способствует развитию у детей умений и навыков по созданию новых оригинальных поделок, способностей реализовывать собственные замыслы, находить нестандартные решения, осуществляя существенные изменения и внося разнообразное комбинирование известных операций, часто приводящих к придумыванию детьми новых способов действий. Это подтверждает возможность развития творчества в совместной деятельности взрослого и ребенка по конструированию и моделированию из бумаги. Кроме того, дети, которые занимаются бумажным моделированием, становятся более усидчивыми, аккуратными.
Список литературы
1. Агапова И. А., Давыдова М. А. Поделки из бумаги : оригами и другие игрушки из бумаги и картона. М. : ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2008.
2. Землянов Г. С., Ермолаева В. В. 3D-моделирование // Молодой ученый. 2015. №11. С. 186-189
3. Козлина А. В. Уроки ручного труда в детском саду и начальной школе. М. : Мозаика-Синтез. 2008. 64 с.
4. Рябко Н. Б. Занятия по изобразительной деятельности дошкольника – бумажная пластика. Учебно-практическое пособие. М. : Педагогическое общество России, 2007.
5. Соловьева Ю. С. Использование техники оригами при формировании творческих способностей детей // https://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/89-preschool/6654-2014-12-09-17-26-39.pdf ( Дата посещения: 10.01.2019)
6. Сороченко Д. Н. Традиции и новации бумагопластики // Молодой ученый. 2015. №8. С. 1224-1229