Зайцева Кристина Сергеевна
Модели эмоционального интеллекта
Эмоциональный интеллект (англ. emotional intelligence) — способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач
Человек с развитым эмоциональным интеллектом (EQ) способен скрывать свои истинные эмоции (например, нетерпение или раздраженность, а также демонстрировать то, что он на самом деле не ощущает (правдоподобно улыбаться из вежливости тому, кого очень не любит). Кроме того, личность с высоким EQ отлично распознает чужие эмоции и чувства, умеет с ними работать (например, нивелирует злость или настраивает на доверие, использует их, чтобы убедить кого-либо в чем-то или доказать свою точку зрения, причем такие эмоциональные «аргументы» подбираются индивидуально под собеседника.
Публикация «Модели эмоционального интеллекта» размещена в разделах
В мире наиболее известными и признанными являются три модели эмоционального интеллекта : модель эмоционального интеллекта Бар-Она, модель эмоционального интеллекта Гоулмана (в настоящее время он предпочитает использовать единую модель эмоционального и социального интеллекта) и модель авторов термина "эмоциональный интеллект" Майера-Сэловя и Карузо.
Модель эмоционального интеллекта по Майеру и Сэловею
В 1990 году американские психологи Майер и Саловей-Карузо предложили свою модель эмоционального интеллекта. Они дорабатывали ее несколько лет и в итоге представили обновленную модель, состоящую из четырех компонентов.
• Восприятие, оценка и выражение эмоций
Это способность безошибочно различать эмоции и идентифицировать эмоциональное содержание.
• Использование эмоций для повышения эффективности мышления
Способность человека пробуждать в себе креативность, активизировать свой мыслительный процесс, используя эмоции как мотивацию. В этом случае вы сознательно понимаете силу эмоций, осведомлены о своей психологии и используете свои ощущения в свою пользу, а не во вред.
• Понимание эмоций
Способность осознать связь и различие между эмоциями и мыслями, определять причину и истоки появления эмоции, понимать амбивалентные (сложные) чувства и интерпретировать эмоции, возникающие во взаимоотношениях с людьми.
• Оценка эмоций
Способность пробуждать, укрощать и направлять свои и чужие эмоции для достижения определенных целей. Для того, чтобы научиться контролировать свои эмоции и управлять эмоциями других людей, необходимо привести себя в состояние осознанности, при котором вы спокойны и наблюдательны. Чтобы достичь успеха в повышении этого навыка, нужно развивать самодисциплину и самоконтроль.
Модель эмоционального интеллекта Дэниэла Гоулмана
Наиболее известным подходом к развитию эмоционального интеллекта является смешанная модель Дэниела Гоулмана. За основу Гоулман взял модель Мейера и Саловея-Карузо. К их компонентам он добавил еще несколько — настойчивость, энтузиазм и социальные навыки. Таким образом он объединил когнитивные способности с личностными характеристиками. Известность смешанной модели стала настолько большой, что вышла за рамки интереса психологов и стала популярной среди обычного круга людей. Всего Гоулман выделяет пять компонентов, разделенных на более мелкие элементы.
Самосознание:
• Уверенность в себе: это свойство личности, ядром которого выступает позитивная (или адекватная) оценка своих сильных и слабых сторон.
• Правильная самооценка: осознание своих возможностей и сильных сторон.
• Эмоциональное самосознание : анализ своих эмоций и осознание их воздействия, а также использование интуиции.
Самоконтроль
• Оптимизм: умение с позитивом и надеждой смотреть на реальность или сложную ситуацию.
• Открытость: надежность, проявление прямоты и честности.
• Обуздание эмоций : умение контролировать деструктивные импульсы и эмоции.
• Воля к победе: стремление улучшать личную эффективность ради того, чтобы соответствовать внутренним стандартам качества.
• Адаптивность: умение приспособиться к меняющимся обстоятельствам.
• Инициативность: полная готовность к активным действиям.
• Социальные навыки: способность выстраивать эффективные взаимоотношения с другими людьми.
• Предупредительность: умение удовлетворять потребности и нужды клиентов и подчиненных.
• Деловая осведомленность: осознание и понимание иерархии ответственности и политики, текущих событий.
• Сопереживание: проявление участливого отношения к проблемам других людей, умение прислушаться к их чувствам.
Управление отношениями
• Влияние: это владение рядом тактик убеждения.
• Воодушевление: умение вести за собой других людей, рисуя прекрасную картину будущего.
• Содействие изменениям: способность вести людей в новом направлении и инициировать изменения в карьере и личной жизни.
• Помощь в самосовершенствовании: умение развивать способности других людей.
• Укрепление личных взаимоотношений: поддержка социальных связей.
• Урегулирование конфликтов: эффективное разрешение разногласий.
• Сотрудничество и командная работа: умение создать продуктивную команду.
Эмпатия
Способность распознавать свои и чужие эмоции, умение сопереживать. Мы рассмотрим подробнее эмпатию в четвертом уроке.
Мотивация
Умение побуждать себя к действию.
Смешанная модель Гоулмана приобретала свою популярность не в последнюю очередь благодаря стимулированию людей к развитию личностных качеств. Его книги написаны простым и доступным языком с тем, чтобы с ними мог ознакомиться любой желающий. Советы Гоулмана просты и не требуют особых знаний о психологии. Несомненно, этот психолог объединил все лучшее, что было создано до него и дал миру свою модель, которая способна повысить эмоциональный интеллект любого человека.
Модель социального и эмоционального интеллекта Рувена Бар-Она (ESI)
Израильский психолог Рувен Бар-Он является одним из ведущих теоретиков и исследователей в области эмоционального интеллекта. Он также ввел понятие эмоционального коэффициента — уровня измерения эмоционального интеллекта.
Он выделил 15 способностей, которые, будучи приведены в полный порядок, позволяли человеку ощущать себя счастливым.
Способности разделены на пять категорий:
Внутриличностная
Ассертивность — это способность ясно выражать свои чувства и мысли, проявлять при необходимости твердость убеждений, стоять на своем и при этом уважать потребности другого человека. Стивен Кови называет эту ситуацию Win-Win. Этот навык является полной противоположностью пассивности, стеснительности и агрессии.
Самоуважение (самооценка) — это способность понимать и оценивать свои сильные и слабые стороны, возможности и ограничения, уважать себя и воспринимать положительно, оставаться в согласии с самим собой.
Существует три типа самооценки: заниженная, нормальная и завышенная. Может показаться, что лишь заниженная самооценка может привести к печальным последствиям и несчастью, однако на это способна и завышенная. В этом случае человек испытывает недоумение — почему никто его не уважает и не оценивает по достоинству?
Независимость — это способность самостоятельно принимать решения, твердо стоять на своих ногах и не зависеть от других. Речь идет скорее об эмоциональной зависимости, когда человек является рабом эмоций и привычек.
Самоактуализация — это развитие в себе динамического непрерывного процесса стремления развиваться, устанавливать цели и стремиться к их достижению, реализовывая свой потенциал. Человек обретает смысл своего существования и становится тем, кем он способен стать.
Эмоциональная осознанность — это способность человека замечать, осознавать и оценивать эмоции в конкретный момент, различать их и понимать причины их возникновения. Для развития этой способности рекомендуется заниматься медитацией.
Межличностная
Эмпатия — это умение распознавать, осознавать и понимать чувства других людей. Способность к эмпатии не зависит от интеллектуальных усилий.
Социальная ответственность — способность идентифицировать себя как члена социальной группы, уметь сотрудничать с другими людьми. Включает в себя нравственность, совесть, заботу о ближнем и стремление брать на себя ответственность за поступки других людей.
Межличностные отношения — это навыки конструктивного общения через вербальные и невербальные коммуникации, способность устанавливать и поддерживать взаимовыгодные отношения, умение чувствовать себя комфортно в социальных контактах. Различают формальные и неформальные отношения.
Адаптивная
Умение решать проблемы — это способность установить и сформулировать проблему, а затем найти наиболее эффективный способ ее решения. Для развития этого навыка требуются логическое, творческое мышление, а также интуиция.
Гибкость — это умение менять манеру поведения, образ мышления и эмоциональный фон в зависимости об обстоятельств. Человек, обладающий гибкостью, не отрицает реальность и всегда ищет возможности извлечь выгоду из меняющегося окружения или ситуации. Этот навык более всего свойственен художникам и творческим людям.
Оценка действительности — это способность сверять свои чувства, эмоции и мысли с объективной внешней реальностью.
Управление стрессом
Стрессоустойчивость — это совокупность качеств, позволяющих организму спокойно переносить действие так называемых стрессоров, и не вовлекать негативные эмоции. Также это умение человека делать то, что нужно и не позволять эмоциям себя отвлекать.
Контроль импульсов — это умение устоять перед соблазном быстрого удовлетворения потребностей ради долгосрочного успеха. Требует развитой силы воли и дисциплины.
Общее настроение
Оптимизм — это способность человека сохранять позитивное отношение даже в трудных обстоятельствах и при этом решать свои проблемы. Любая неудача или проблема — новая возможность. Это некий образ мышления, при котором человек сознательно не допускает деструктивные мысли, способные подорвать уверенность в себе.
Счастье (благополучие) — это способность быть умиротворенным, воодушевленным, жизнерадостным и при этом любить жизнь и других людей.