Елена Кузнецова
Модель выпускника Дома детства
▼ Скачать + Заказать документы
Под моделью выпускника понимается предполагаемый перечень основных, жизненно и социально значимых личностных качеств, умений и навыков, которыми должен обладать выпускник дошкольного образовательного учреждения. Одним из результатов работы любого дошкольного образовательного учреждения является выпускник – дошкольник, готовый к обучению в школе, имеющий достаточный уровень развития для успешного освоения им основной общеобразовательной программы начального общего образования. При этом готовность к обучению в школе рассматривается как комплексное образование, включающее в себя физическую и психологическую готовность, где физическая готовность определяется состоянием здоровья ребенка, развитием физических навыков и качеств; психологическая готовность определяется эмоционально - личностной (произвольность поведения, учебно - познавательная мотивация, формирование самооценки, интеллектуальной (развитие образного мышления, воображения и творчества, основы словесно-логического мышления) и коммуникативной готовностью (развитие мотивов и элементарных навыков общения со взрослыми и сверстниками). В процессе освоения программного содержания у детей развиваются физические, интеллектуальные и личностные качества:
Публикация «Модель выпускника Дома детства» размещена в разделах
- Выпускной. Сценарии выпускных в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
1. Познавательное развитие – познавательная деятельность, в результате которой формируется личностный опыт ребёнка, его ценностное отношение к миру, формируются потребности в знании и познании;
2. Речевое развитие – комплексное обозначение процессов, этапов и методик, связанных с овладением (как ребёнком, так и в широком смысле — человеком в течение жизни) средствами как устной, так и письменной речи;
3. Социально-коммуникативное развитие – процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его дальнейшего включения в систему общественных отношений;
4. Художественно-эстетическое развитие – процесс целенаправленного воспитания чувства прекрасного, формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее.
5. Физическое развитие – динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие органов и систем организма и так далее) и биологического созревания ребёнка в определённом периоде детства.
В основе построения «модели выпускника» в соответствии с ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования лежат принципы системно - деятельностного и компетентностного подхода. Данные принципы предполагают в процессе реализации основной общеобразовательной программы формировать у воспитанников ключевые компетенции способность использовать усвоенные знания по образовательным областям в реальных жизненных ситуациях. При этом педагогами, в ходе образовательной деятельности, создаются условия для того, чтобы ребенок осваивал содержание реализуемой в ДОУ программы в процессе собственной активной деятельности с учетом ведущих видов деятельности в дошкольном возрасте (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской).
Прогнозируемая модель выпускника :
1. Познавательное развитие:
- У ребёнка сформированы познавательные интересы, развиты умственные способности;
- Ребёнок владеет знаниями о множестве, числе, величине, форме предметов, ориентируются во времени и пространстве, повышен интерес к математическим знаниям;
- Сформированы самостоятельность и гибкость мышления, смекалка и сообразительность, умение делать простейшие обобщения, доказывать правильность тех или иных суждений;
- Ребёнок владеет способами вычислений, упражняясь в сравнении выражений, глубоко осознают смысл арифметических действий;
- Сформированы умения выделять существенное, обобщать и систематизировать накопленные знания, пользоваться ими в своей бытовой и игровой деятельности;
- Сформированы элементарные экологические знания и представления: человек-часть природы, его жизнь на Земле во многом зависит от природы, а сохранность её во многом связана с деятельностью человека;
- Сформировано бережное и ответственное отношение к миру природы, эмоционально-доброжелательное отношение в процессе общения с живыми существами;
- Владеют умениями и навыками ухода за живыми объектами и растениями уголка природы;
- Живо интересуется окружающей действительностью. Делает выводы, обобщения, анализирует свои поступки, поступки окружающих;
2. Речевое развитие:
- Владеет умениями кратко и точно отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться грамматически правильными оборотами речи;
- Сформировано развитие всех сторон устной речи, словаря, звукопроизношения, грамматического строя связной речи;
- Ребёнок владеет умением правильно произносить и правильно понимать обращённую к нему речь;
- Владеет словарным запасом в количестве 300-3500 слов;
- Сформирована привычка говорить грамматически правильно, правильно произносить звуки родного языка, различать и правильно употреблять сходные звуки;
- Сформировано умение понимать и пересказывать сложные сказки и рассказы, говорить не торопясь, громко, без напряжения, выразительно;
- Развито чувство коммуникативной целесообразности высказывания и осознанного отношения к оценке речевого поступка с точки зрения нравственных ценностей;
- Сформировано умение соотносить вербальные и невербальные средства общения;
- Сформирована правильная устная речь на основе овладения детьми литературным языком своего народа;
- Воспитана и привита любовь и бережное отношение к родному слову;
3. Социально-коммуникативное развитие:
- У ребёнка сформирована коммуникативная готовность к общению со взрослыми и сверстниками, развиты внеситуативно - личностные формы общения;
- Сформированы представления о взрослом - как об учителе, и о себе- как о будущем ученике;
- Ребёнок владеет умением слушать и слышать взрослого, внимательно слушает всё, что говорит педагог, выполняет задание, доводит начатое дело до конца. По отношению к себе настроен самокритично, старательно исправляет ошибки, не обижается на замечания со стороны взрослых;
- У ребёнка развит уровень общения со взрослыми и сверстниками, повышен интерес, к окружающему, развита любознательность, поставлена речь, сформировано умение вести беседу на различные темы. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся особенностей человеческих отношений и личности взрослого;
- В общении со сверстниками преобладает ситуативно-деловая и внеситуативно - деловая формы общения; у ребёнка развита потребность в общении, в сотрудничестве с ровесниками, которая рассматривается как направленность ребёнка на совместную деятельность, потребность в признании, как утверждение себя среди равных;
- У ребёнка сформирована внутренняя позиция готовности к школе, сформированы такие мотивы, как учебно-познавательный, социальный, позитивный, игровой мотив получения высокой отметки;
- У ребёнка высоко развиты нравственно - патриотические чувства, любовь к родине, уважение к историческому прошлому своей страны, понимание своеобразия природы, культурного наследия, знаний и достижений в области науки и искусства;
- Проявляет интерес к истории и достопримечательностям родного города, государственной, городской символике, знает название улиц ближайшего окружения, имеет представление о функциональной значимости объектов социального значения (библиотеки, школы, театры, больницы, детские сады и т. д., помогает взрослым в благоустройстве территории;
- Имеет представление о членах семьи;
- Сформированы чувства любви и уважения по отношению к старшим, заботливое отношение к младшим членам семьи;
- Высоко развито правовое сознание, хорошо владеет своими правами и обязанностями. ;
4. Художественно-эстетическое развитие:
- Всесторонне развита творческая личность;
- Сформирована наблюдательность, развито эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально - положительное отношение к художественно-творческой деятельности, искусству и действительности, -развиты эстетические чувства;
- Сформировано и развито умение детей соотносить знания об окружающем с умением всё это отразить в творческой деятельности;
- Развиты сенсорные способности: устанавливать сходства и различия предметов по цвету, форме, величине, умеют видеть пропорции, составлять композиции;
- Сформированы технические навыки и умения;
- Развиты самостоятельность, активность, творчество, умение оценивать созданные изображения (свои и других детей, видеть интересные изобразительные решения в работе других детей, высказывать эстетические оценки и суждения;
- Сформировано эстетическое отношение к окружающей действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства;
- Сформированы основы музыкальной грамоты, развиты музыкальные способности: ладовое и ритмическое чувство, музыкально-слуховые представления;
- Расширены представления о различных музыкальных инструментах, истории их появления, владеют умением исполнять несложные музыкальные произведения в оркестре:
- Сформированы основы театральной культуры, умение эмоционально передавать в лицах состояние и характер персонажей;
- Сформировано умение проявлять инициативу, самостоятельность и творческую активность на всех этапах театрализованной деятельности
5. Физическое развитие:
- Сформировано полноценное психофизическое развитие, привита привычка к здоровому образу жизни;
- Развиты функции всех органов и систем организма;
- Сформирован опорно-двигательный аппарат (правильная осанка, своды стопы, развиты и укреплены различные группы мышц (лица, глаз, шеи, туловища, рук, плечевого пояса, кистей, пальцев, внутренних органов);
- Сформированы двигательные умения и навыки в основных видах движений: ходьбе, беге, прыжках, ползании, лазании, бросании, метании, ловле, в совершенстве усвоены упражнения спортивного характера (ходьба на лыжах, плавание, езда на велосипеде);
- Высоко развиты психофизические качества: выносливость, ловкость, быстрота, сила, гибкость, умение удерживать равновесие, координировать движения;
- Сформированы культурно-гигиенические навыки, элементарные знания о пользе физических упражнений, основах здорового образа жизни, о собственном организме, что способствует формированию здоровой, физически крепкой, устойчивой к заболеваниям личности ребёнка. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры;
- Сформирована потребность в систематических занятиях спортом;
- Воспитаны нравственно-волевые черты личности: инициативность, самостоятельность, взаимопомощь, настойчивость в достижении цели, смелость, решительность, уверенность в себе;
- Развиты красота, гармония, выразительность движений;
Модель выпускника выступает в качестве основного критерия эффективности воспитательно-образовательного процесса, благодаря которому можно соотнести полученные результаты с мнением педагогов, медицинских работников ДОУ. В «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ 23.11.2009 г. №655) в разделе «Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы» указывается, что «периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением и должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход педагогического процесса». Периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением. В основном мониторинг детского развития проводится два раза в год (в начале учебного года и конце учебного года). В проведении мониторинга должны участвовать педагоги, психологи и медицинская сестра. Основная задача диагностики в детском саду заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении.
Результаты психолого-педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
- оптимизации работы с группой детей.
В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем использования метода наблюдения, критериальных диагностических методик и тестовых методов.
На основе проведенных методик составляется индивидуальная карта развития ребенка и выстраивается индивидуальная траектория развития.
Содержание мониторинга должно быть тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей.