Зоя Музер
Многофункциональный дидактический стол. Игры, опыты, эксперименты
▼ Скачать + Заказать документы
Я с нетерпением ждала лета, чтобы воплотить в жизнь свои идеи. Ведь на летних прогулках дети могут вдоволь наиграться с водой, песком, крупой, ракушками, мукой и другими материалами. Можно сорить, плескать сколько угодно и дать волю творчеству!
По моим эскизам папа одной из воспитанниц изготовил стол для экспериментирования.
Публикация «Многофункциональный дидактический стол, Игры, опыты, эксперименты» размещена в разделах
Советую использовать контейнеры белого цвета или прозрачные: в них легче проводить наблюдения в ходе экспериментирования и опытов, и они больше подходят для работы с цветными материалами, окрашиванием.
Цель игр на основе стола для экспериментирования :
• способствовать профилактике психофизического напряжения;
• развивать социально-коммуникативные навыки, способствовать усвоению позитивных способов поведения и общения в детской группе;
• поддерживать познавательную активность, создать условия для самостоятельного экспериментирования и освоения окружающего мира;
• развивать тактильное восприятие, обогащать чувственный опыт малышей;
До начала занятий целесообразно познакомить детей с правилами поведения во время игр с водой, песком и другими материалами:
• нельзя плескать водой или кидаться песком (другими материалами);
• нельзя намеренно выбрасывать содержимое из контейнеров;
• нельзя брать содержимое контейнеров в рот;
• нельзя ломать и портить сделанное другими детьми;
• помогать наводить порядок после игры.
ИГРЫ С ВОДОЙ.
«Дождик»
Материалы: лейки, пластмассовые игрушки, центр.
Воспитатель помещает в контейнеры пластмассовые и резиновые игрушки, дает детям лейки и предлагает поиграть в кукольный дождик. Пока ребенок поливает игрушки, можно прочитать стихотворения про дождик или спеть песенку.
«Растворяется – не растворяется».
Материалы: соль, сахар, песок, растительное масло, гуашь, масляная краска, стаканчики.
Воспитатель создает проблемную ситуацию «Что происходит с веществами, если их добавить в воду?». Дети смешивают вещества с водой и наблюдают, что происходит.
«Льдинка, растай!»
Материалы: заранее замороженные льдинки, внутри которых различные бусинки или мелкие игрушки.
Воспитатель демонстрирует детям «зимний привет» - льдинку с замороженными в ней предметами и спрашивает, что можно сделать, чтоб растопить лед. Дети поливают льдинку водой, наблюдая за процессом таяния.
«Холодное – теплое»
Материалы: игрушки двух видов, по две – три штуки, желательно резиновые или пластиковые (кубики, маленькие мячики, резиновые игрушки).
Воспитатель наполняет одну ёмкость теплой водой, другую – холодной, предлагает детям поместить кубики (или игрушки одного вида в холодную воду, а мячики (или игрушки другого вида) – в теплую.
«Цветная пена»
Материалы: краски, кисточки, жидкое мыло, трубочки для коктейля.
Воспитатель проводит беседу о том, что такое пена, спрашивает, можно ли нам самим сделать пену, а что если она будет цветной? Дети окрашивают воду в желаемые цвета, добавляют мыло и с помощью трубочек для коктейля образуют пену.
«Кораблики».
Материалы: изготовленные совместно с детьми кораблики или скорлупа от орехов.
Воспитатель наполняет ёмкость водой, пускает в неё кораблик. Ребенок садиться на стульчик рядом. Взрослый предлагает малышу прокатиться на кораблике от одного до другого берега. Показывает, что берега обозначены полосками разного цвета. Объясняет, что, для того чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него. Можно дуть просто, вытягивая губы трубочкой, не надувая щеки. Показывает, как это делать. Обращает внимание ребенка на звук, который при этом получается: «Ф». Малыш повторяет. «Но вот налетел ветер, он дует не ровно. Вот так!»- взрослый дует на кораблик отрывисто, не ровно: «П-П-П». Обращает внимание малыша на то, какой звук слышится теперь – «П.». Предлагает попробовать подуть также и пригнать кораблик к другому берегу. Игра повторяется несколько раз. Воспитатель следит за тем, чтобы ребенок не надувал щёки, не дул очень сильно.
«Достань ракушку»
Материалы: камешки, ракушки
На дно емкости с водой взрослый выкладывает несколько камешков, ракушек. Затем предлагает ребенку найти «клад». Для этого он выбирает очень красивый камень или ракушку, разглядывает их вместе с ребенком. Затем камешек или ракушка опускаются на дно (глубину не больше 15-20 см, ребенок должен попытаться достать его, отыскав нужный предмет среди других камней и ракушек. Водный слой обычно затрудняет процесс доставания, поэтому взрослый может немного помочь малышу. Такое занятие можно рекомендовать родителям для игр с ребенком на берегу моря, реки. Игра развивает сенсомоторные навыки.
«Тонет – не тонет»
Материалы: предметы из различных материалов, маленькая фигурка какого-нибудь сказочного героя.
Воспитатель говорит детям, что Котенок хочет доплыть до берега и предлагает ему помочь. Но сначала надо выяснить, предметы из каких материалов тонут, а какие нет. Дети опускают в воду предметы и делают выводы.
ИГРЫ С ПЕСКОМ.
«В поисках сокровищ»
Материалы: различные маленькие блестящие предметы, которые предварительно спрятаны в песке.
Воспитатель говорит, что на необитаемом острове спрятаны сокровища и предлагает детям их найти.
«Сказочный лес»
Материалы: палочки, веточки различных деревьев и кустарников, ягоды шиповника и боярышника, шишки, цветы, листья, мох, фигурки животных, сказочных героев.
Воспитатель предлагает детям посадить сказочный лес.
«Кондитерская»
Материалы: цветной влажный песок, стаканчики, баночки из под йогурта, трубочки для сока, ягоды боярышника, различный природный материал.
Дети играют в сюжетно-ролевую игру, готовят «мороженое», «коктейли», «торты» и «пирожные».
«Кулинарное шоу»
Материалы: природный материал, кукольная посуда, столик, игрушечная плита.
Воспитатель беседует с детьми об их любимой еде, предлагает «приготовить» различные блюда из песка.
«Сеем, сеем, просеваем»
Материалы: сито, добавленный в песок горох, чечевица или камешки.
Воспитатель обращает внимание на то, что песок перемешен с камушками и спрашивает, как отделить камешки от песка. Дети с помощью сита просеивают песок.
«Следы невиданных зверей»
Воспитатель предлагает с помощью пальцев и подходящих для этого предметов оставить различные следы на влажном песке.
Игр с песком и водой множество. Кроме того на основе такого стола можно организовать игры с глиной, водой и землей, мукой, манкой, ракушками, крупой, желатином, пеной. Также можно создавать тематические сенсорные коробки («море», «зоопарк», «насекомые» и многое другое). А еще стол подходит для трудовой деятельности: «Купаем кукол», «Большая стирка», «Протираем листья комнатных цветов» и др.