Надия Аширова
Многофункциональное дидактическое пособие по обучению грамоте «Поле чудес»
▼ Скачать + Заказать документы
Многофункциональное дидактическое пособие
(для детей подготовительной к школе группы)
Подготовила: воспитатель МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»
Аширова Надия Харрясовна
Публикация «Многофункциональное дидактическое пособие по обучению грамоте „Поле чудес“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Поле чудес. Сценарии мероприятий форме игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
Многофункциональное пособие позволяет в игровой форме, не навязчиво и постепенно ввести детей в мир звуков, слогов и слов, развить фонематический слух. Представленные дидактические игры важны для воспитания звуковой культуры речи детей, подготовки их к обучению грамоте, способствуют общеречевому развитию дошкольников. Данное пособие является эффективным упражнением для развития мелкой моторики рук и сенсомоторной координации детей.
Данный материал будет полезен воспитателям, родителям воспитанников. Игра повышает интерес детей к выполнению заданий, что улучшает и ускоряет усвоение материала, развивает коммуникативные навыки, учит детей сотрудничать.
Цель пособия :
• учить определять место звука в слове, количество звуков в заданном слове, дифференцируя согласные и гласные звуки, твердые и мягкие согласные, соотносить звук и букву, упражнять в делении слов на слоги.
• активизировать мыслительные процессы: зрительное и слуховое восприятие и внимание, логическое мышление;
• развивать память, внимание, речь;
• обогащение активного словаря;
• развивать мелкую моторику рук, зрительно-двигательную координацию;
• создать эмоционально-положительный настрой.
Предметные картинки и схемы, карточки хранятся в конвертах. Играть можно как на столе, так и на ковре. Основу можно использовать как элемент развивающей среды в группе и как дидактический материал при ознакомлении с декоративно – прикладным искусством. В игру можно играть отдельно с одним ребенком, так и с несколькими детьми.
Применение:
• во время индивидуальной работы с детьми;
• во время самостоятельной деятельности детей.
Подготовительный этап:
- подборка стихов, скороговорок, чистоговорок, загадок
- подборка иллюстраций, картинок, карточек.
- подборка материалов для опытов (осязание).
Оборудование:
Круг из фанеры разделен на 7 секторов: «Послушай», «Потрогай», «Скажи», «Подвигайся», «Посмотри». Два сектора с буквами и знаком: «+/Б», «П/О». Фишки за правильный ответ.
Сектор 1: «+/Б».
Цель: развитие навыков сотрудничества для формирования позитивной социализации воспитанников.
Задачи:
1. развивать внимание и наблюдательность, умение договариваться;
2. развивать навыки общения, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;
3. сплочение группы, воспитание способности к согласованному взаимодействию;
4. развивать способность к согласованности действий с партнёром;
5. развивать навыки группового взаимодействия;
6. развивать мелкую моторику пальцев рук, что способствует развитию речи.
Материал: Круг из фанеры, разделенный на сектора по разным цветам, и конверты, каждый из которых помечен одним цветом из сектора круга. Внутри конверта задания.
Описание игры:
Участники игры по очереди крутят стрелку. На какой цвет указывает стрелка после остановки барабана, тот конверт с соответствующим цветом надо взять. Открыть конверт и выполнить задание.
Один из игроков раскручивает стрелку на игровом поле. Если стрелка указывает на знак «+», ребенок по желанию выбирает любое задание из любого сектора.
Если стрелка указывает на знак «Б» - банкрот, ребенок возвращает все заработанные фишки.
Игру можно организовать как в групповой форме, так и в парах. Роль каждого из участников в игре четко определена, имеются правила, в игре предусмотрен порядок действий.
Сектор 2: «Скажи»
Дидактическая игра «Назови первый звук».
Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове. Закреплять знания детьми пройденных звуков и букв.
Задачи:
1. Учить детей называть первый звук в слове.
2. Совершенствовать слухо - произносительную сторону речи.
4. Воспитывать желание произносить звуки правильно, исправлять ошибки.
Материал: Круг из фанеры, разделенный на сектора по разным цветам. Конверт с карточками с предметными картинками (н – р, дикие животные). Карточки с буквами.
Описание игры:
Воспитатель выставляет карточки (н – р, с изображением диких животных) на секторе. Карточки с буквами лежат на столе рядом, вверх изнанкой.
Один из игроков раскручивает стрелку на игровом поле.
Воспитатель предлагает назвать, кто находиться на картинке, выделяя первый звук в слове. Затем просит для картинки подобрать букву, с которой начинается слово и показать эту букву детям.
Сначала ребёнок называет изображенный предмет. Определяет, какой первый звук слышится в названии картинки. Подбирает букву, обозначающую этот звук, указывает стрелочкой.
Можно использовать эту игру по всем лексическим темам.
За правильный ответ ребенок получает фишку.
Дидактическая игра «Составь слово».
Цель: учить детей составлять и читать слова.
Задачи:
1. Активизировать мыслительные процессы: зрительное и слуховое восприятие и внимание, логическое мышление;
2. Воспитывать интерес к чтению.
Материал: Круг из фанеры, разделенный на сектора по разным цветам. Конверт с карточками со слогами.
Описание игры:
1. Вариант игры.
Воспитатель выставляет карточки со слогами вверх изнанкой на секторе.
Один из игроков раскручивает стрелку на игровом поле.
Воспитатель предлагает назвать слог. Затем просит вспомнить и назвать слово, которое начинается с этого слога.
Можно использовать эту игру по всем лексическим темам.
В игру могут играть педагог с ребёнком или двое детей
Если задание выполнено правильно, игрок получает фишку.
2. Вариант игры «Смешные слова».
Воспитатель предлагает взять две карточки со слогами, назвать их. Затем просит соединить два слога, так чтобы получилось смешное слово, которое не существует в реальной жизни.
3. Вариант игры «Выложи схему слога».
Сектор 3: «Потрогай»
Дидактическая игра «Яблоко с секретом».
Цель: Упражнять детей в умении осуществлять целенаправленные поисковые действия умственного и практического плана.
Задачи:
1. Совершенствовать устойчивый навык счета.
2. Закрепить знания графического изображения цифр и соотношения их с количеством предметов.
3. Развивать мелкую моторику пальцев рук, укреплять пальцы и кисти рук, и подготавливать их к письму.
4. Обогащать тактильную чувствительность.
Материал: Круг из фанеры, разделенный на сектора по разным цветам. «Яблоки» трех цветов (зеленые, желтые, красные) из ткани, внутри есть «семечки». Карточки с цифрами.
Описание игры:
Воспитатель выкладывает «Яблоки» на секторе. «Математический веер» рядом на столе.
Один из игроков раскручивает стрелку на игровом поле.
Воспитатель предлагает посчитать, сколько семечек внутри «Яблока», и подобрать цифру на «Математическом веере», которая соответствует количеству «семечек».
Ребенок подбирает нужную цифру. Затем воспитатель спрашивает у ребенка, какую цифру он показал и почему.
Если задание выполнено правильно, игрок получает фишку.
Вариант игры: «Состав числа из двух меньших чисел», «Соседи числа».
Цель: Закрепить представления о составе чисел из двух меньших.
Задачи:
1. Продолжать учить соотносить цифру с числом.
2. Закрепить знания об образовании чисел в пределах от 5 до 10 и раскладывать их на два меньших.
Описание игры:
Воспитатель выкладывает «Яблоки» на секторе. Цифры на столе рядом вверх изнанкой.
Воспитатель предлагает посчитать, сколько семечек внутри «Яблока», и подобрать 2 цифры, которые в сумме составят данное число.
Ребенок подбирает нужные цифры. Затем воспитатель спрашивает у ребенка, какую цифру он взял и почему.
Если задание выполнено правильно, игрок получает фишку.
Дидактическая игра «Какой, какая?».
Цель: активизировать познавательное развитие детей.
Задачи:
1. Развитие мелкой моторики рук
2. Развивать согласованность движений правой и левой рук
3. Учить узнавать предмет по характерным признакам на ощупь
4. Развитие разговорной речи детей, учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.
Материал: Круг из фанеры, разделенный на сектора по разным цветам. Непрозрачные мешочки и предметы разной формы, величины, фактуры.
Описание игры:
Воспитатель выкладывает непрозрачные мешочки и предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.) на секторе.
Один из игроков раскручивает стрелку на игровом поле.
Ребенку предлагается на ощупь, не заглядывая в мешочек, определить, что за предмет находится в мешочке, из чего он сделан и какой он. Например, кубик сделан из дерева – он деревянный.
Если задание выполнено правильно, игрок получает фишку.
Сектор 4: «Послушай»
Чистоговорки.
Цель: автоматизация звука в словах и фразах.
Задачи:
1. Закрепить правильное произношение звуков.
2. Развивать чувство рифмы, внимание, память.
Материал: Круг из фанеры, разделенный на сектора по разным цветам. Карточки с чистоговорками.
Описание:
Вариант 1
Карточки с картинками лежат на секторе.
Один из игроков раскручивает стрелку на игровом поле. Затем берет карточку, вспоминает и повторяет чистоговорку. Если игрок правильно произнесет чистоговорку, получает фишку.
Вариант 2
Если дети умеют читать. Ребенок, прочитав чистоговорку, забирает карточку себе.
Варианты:
- скажи с различной интонацией (вопросительной, восклицательной, с грустью);
- скажи голосом разным по тембру (как мишка, мышка);
- скажи тихо-громко;
- скажи медленно-быстро.
Если задание выполнено правильно, игрок получает фишку
Дидактическая игра «Хвост».
Цель: упражнять детей в выделении последнего звука в слове.
Задачи:
1. Развивать логическое мышление.
2. Совершенствовать слухо - произносительную сторону речи.
Материал: Круг из фанеры, разделенный на сектора по разным цветам. Предметные картинки.
Описание игры:
Воспитатель выставляет на сектор предметные картинки. Детям предлагает слушать внимательно.
Один из игроков раскручивает стрелку на игровом поле.
Стрелка указывает на картинку. Воспитатель просит ребенка назвать, что изображено на картинке, выделяя последний звук в слове. И просит подобрать слово на последний звук. Например, ракета – автобус.
В игру можно играть отдельно с одним ребенком, так и с несколькими детьми.
Если задание выполнено правильно, игрок получает фишку.
Сектор 5: «П/О»
Цель: развитие навыков сотрудничества для формирования позитивной социализации воспитанников.
Задачи:
1. развивать внимание и наблюдательность, умение договариваться;
2. развивать навыки общения, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;
3. сплочение группы, воспитание способности к согласованному взаимодействию;
4. развивать способность к согласованности действий с партнёром;
5. развивать навыки группового взаимодействия;
6. развивать мелкую моторику пальцев рук, что способствует развитию речи.
Материал: Круг из фанеры, разделенный на сектора по разным цветам, и конверты, каждый из которых помечен одним цветом из сектора круга. Футляр от киндер – сюрприза, внутри игрушка.
Описание игры:
Участники игры по очереди крутят стрелку. На какой цвет указывает стрелка после остановки барабана, тот конверт с соответствующим цветом надо взять. Открыть конверт и выполнить задание.
Один из игроков раскручивает стрелку на игровом поле. Если стрелка указывает на знак «П», ребенок получает приз.
Если стрелка указывает на знак «О» - переход хода, ребенок передает ход следующему.
Сектор 6: «Подвигайся»
Пальчиковая гимнастика
Цель: развитие мелкой и общей моторики дошкольников. Развитие тонких движений пальцев рук.
Задачи:
1. Развивать мелкую мускулатуру пальцев руки, точную координацию движений.
2. Совершенствовать зрительно–двигательную координацию и ориентировку в микропространстве.
3. Совершенствовать произвольное внимание, зрительную память, аналитическое восприятие речи.
Материал: Круг из фанеры, разделенный на сектора по разным цветам, картотека пальчиковых игр.
Описание:
Воспитатель выставляет картотеку пальчиковых игр на данном секторе.
Один из игроков раскручивает стрелку на игровом поле.
Ребенок сам проводит пальчиковую гимнастику самостоятельно для других детей, после повторения с воспитателем.
Физкультминутка
Цель: созидание здоровья детей через двигательную активность.
Задачи:
1. Стабилизация работоспособности во время игры.
2. Профилактика мышечного перенапряжения
3. Создание хорошего настроения.
Материал: Круг из фанеры, разделенный на сектора по разным цветам, картотека физкультминуток.
Описание: Воспитатель выкладывает картотеку физкультминуток на данном секторе.
Один из игроков раскручивает стрелку на игровом поле.
Ребенок с воспитателем проводят физкультминутку для других детей.
Сектор 7: «Посмотри»
Дидактическая игра «Подбери правильно»
Цель: научить детей делить слова на слоги, определять количество слогов, определять ударный слог.
Задачи:
1. Развивать фонематический слух.
2. Формировать навык слогового анализа слова.
3. Развивать мелкую моторику пальцев рук, что способствует развитию речи.
4. Обогащать и активизировать словарь детей.
Материал: Круг из фанеры, разделенный на сектора по разным цветам, предметные картинки, названия которых состоят из 1, 2-х, 3-х,4-х слогов. Карточки - схемы слогов.
Описание игры:
Один из игроков раскручивает стрелку.
Воспитатель дает задание определить количество слогов в слове. Сначала ребёнок называет изображенный предмет, затем «прохлопывает в ладоши» слово, правильно подбирает схему к данному слову. определять ударный слог.
Если задание выполнено правильно, игрок получает фишку
В игру можно играть отдельно с одним ребенком, так и с несколькими детьми.
Дидактическая игра «Где спрятался звук?»
Цель: развитие умения устанавливать место звука в слове.
Задачи:
1. Учить детей определять место звука в слове.
2. Развивать мелкую моторику пальцев рук, что способствует развитию речи.
3. Совершенствовать слухо - произносительную сторону речи.
4. Воспитывать культуру общения, желание произносить звуки правильно, исправлять ошибки.
5. Автоматизировать в самостоятельной речи.
Материал: Предметные картинки. Схемы слов (звук вначале, в середине или в конце слова).
Описание игры:
Один из игроков раскручивает стрелку.
Воспитатель дает задание определить в какой позиции находится звук (например, с).
Ребёнок называет изображенный на картинке предмет. Затем определяет, в какой позиции находится звук (вначале, в середине или в конце слова, правильно подбирает схему к данному слову. Можно использовать эту игру для изучения разных звуков.
Если задание выполнено правильно, игрок получает фишку.
В игру можно играть отдельно с одним ребенком, так и с несколькими детьми.
Предполагаемый результат: Практическая деятельность детей в игре становится более осознанной: она в большей мере направлена на достижение результата, а не на сам процесс. Активно-поисковый характер игры делает жизнь интересной и содействует их умственному развитию.
Сектор 8 «Исполни»
«Расскажи стих»
Цель: формировать умение читать знакомый стих выразительно;
по картинкам из знакомых сказок.
Задачи:
1. Формировать речевые навыки с опорой на наглядный материал.
2. Развивать зрительное восприятие, связную речь, расширять словарный запас детей.
3. Воспитывать умение выслушивать друг друга.
4. Воспитывать любовь к поэзии.
Материал: Сюжетные картинки по художественным произведениям. Фишки.
Описание игры:
Один из игроков раскручивает стрелку.
Воспитатель предлагает взять в руки карточку, посмотреть и вспомнить содержание стихотворения по сюжету картинки, не допуская ошибки
Игрок берет микрофон и читает стихотворение.
Если задание выполнено правильно, игрок получает фишку.
«Изобрази профессию»
Цель: закрепить названия профессий и действий.
Задачи:
1. Формировать представление о разделении профессий на мужские и женские.
2. Обогащение и пополнение словарного запаса слов.
3. Развитие воображения, мышления, навыков словообразования.
Материал: карточки с изображением людей разных профессий. Фишки.
Описание игры:
1. Вариант игры. Один из игроков раскручивает стрелку.
Воспитатель берет карточку и перечисляет действия человека, описывает профессию, изображенную на карточке. Ребенок называет профессию, изображает действиями данную профессию.
2. Вариант игры. «Назови слова – действия».
Ребенок берет карточку, называет профессию, и говорит слова – действия, которые выполняет человек данной профессии.
Например, врач – слушает, выписывает рецепт, смотрит горло, измеряет температуру, назначает лекарства.
Продавец – взвешивает, показывает, отрезает, заворачивает, считает.
Повар – режет, чистит, варит, жарит, печет, пробует, солит.
Парикмахер – причесывает, стрижет, моет волосы, делает прически, бреет бороду и усы
Если задание выполнено правильно, игрок получает фишку