Татьяна Травян
Многофункциональное дидактическое пособие «Куклы с «живыми руками»
▼ Скачать + Заказать документы
«Федоров ауданы кімдігіні «Айналайын» ббекжай башасы» МКК
ГККП «Ясли-сад «Айналайын» акимата Федоровского района
«Куклы с «живыми» руками»
Автор: Травян Татьяна Николаевна.
Пояснительная записка
Публикация «Многофункциональное дидактическое пособие „Куклы с „живыми руками“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» апрель 2018
Куклы с «живыми» руками обладают самыми яркими выразительными возможностями, т. к. вместо рук куклы работают руки взрослого или ребенка. Состоит такая кукла из головы, которая тесемками фиксируется за шею взрослого или ребенка и неподвижно висит на его груди и свободно свисающего плаща, в манжеты которого вставляются руки. Такая кукла является как бы передней частью костюма, поэтому необходимо, чтобы он все время находился лицом к зрителям. Такие куклы помогают ребенку проявиться себя в песенном, танцевальном творчестве, выразительной жестикуляции, что не доступно другим видам кукольного театра.
Приоритетным направлением работы нашего ясли-сада «Айналайын» является игровая театрализованная деятельность. Возраст наших детей от 1 года до 3 лет и любое направление воспитательно-образовательной работы с детьми раннего возраста – это большой труд, к которому нужен нестандартный подход каждого педагога. В нашем детском саду игровая театральная деятельность интересна всем – и детям, и взрослым. В ней как бы «нет возраста», а есть общая цель – создание условий и организация совместной игровой театрализованной деятельности детей и взрослых, направленная на формирование и развитие творческой активности, исполнительского мастерства дошкольников.
Стремимся к тому, чтобы кукла «с живыми руками» стала для ребёнка мостиком, соединяющим игру с творчеством и повседневной жизнью. Нам очень импонирует такой вид кукол, как куклы «с живой рукой». Считаем, что эти куклы обладают яркими выразительными возможностями, удобны для танцевальных импровизаций; они способны передать тончайшие нюансы настроения и переживаний героя, обладают выразительной жестикуляцией, недоступной другим куклам! Любовь к театральному творчеству, желание передать эту любовь детям, стремление через театральное мастерство сделать жизнь ребёнка счастливее, а внутренний мир богаче, стало опорной точкой для данного вида коллективной работы. Изготовление кукол «с живой рукой» - стало нашим общим хобби, которому мы посвящаем свободное время. Сегодня мы имеем 12 кукол с «живыми» руками : Дедушка, Бабушка, Внучка, Жучка, Кошка, Мышка, Заяц, Волк, Лиса, Медведь, Петух и Курочка (фото в приложении 1). Каждая кукла помещена в отдельную коробку для удобного хранения. Дидактическое пособие «Куклы с «живыми руками» позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей.
Проблема:
Период раннего детства – особый период в жизни человеке, поскольку именно на него приходится большинство важных открытий мира: движения, игры, общения. В этот период делаются первые шаги малыша в окружающий мир, где он впервые знакомится с социальной жизнью человека. В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Подобные изменения, так или иначе, сказываются на последующем развитии и обучении ребенка.
Актуальность
Хорошо известно, что главным спутников в жизни для малыша является его любимая игрушка, любимая кукла. Как много значит ее присутствие для детского сердца, ведь кукла может почти все : выслушать, развеселить, обрадовать, пожалеть. А если вдруг она «оживает», начинает говорить, двигаться, петь и танцевать, то вызывает огромный восторг в душе ребенка. Такие встречи с театральными куклами близки, доступны и понятны детям, они помогают им расслабиться, снимают напряжение, создают радостную атмосферу, вызывают желание пообщаться с куклой, хорошо ее рассмотреть, взять в руки. Однако нельзя рассматривать кукольный театр и драматизации только как развлечение. Очень важно его воспитательное значение. В раннем дошкольном возрасте у ребенка формируются отношение к окружающему миру, его интересы, характер. Поэтому в этом возрасте необходимо показывать детям примеры доброты, дружбы, правдивости и трудолюбия. Умелое использование кукол с «живыми руками» оказывает большую помощь в повседневной работе ясли - сада по нравственному, умственному, эстетическому воспитанию.
Цель дидактического материала : воспитывать и развивать творческую личность путём приобщения к театру. Развитие коммуникативных качеств личности, памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия, развитие творческого воображения.
Задачи:
формирование у детей представлений о русской народной сказке, активизация познавательной и речевой деятельности детей;
соединить воспитательно-образовательный процесс с личностью каждого малыша, пропустить знания через эмоциональную сферу;
удовлетворить естественную потребность в самовыражении;
приобщение детей дошкольного возраста к искусству;
воспитывать культуру речевого общения, гуманные чувства, формировать чувства сотрудничества и взаимопомощи.
Дидактическое пособие является :
Средством социализации младших дошкольников.
Средством развития речи младших дошкольников.
Средством развития эмоциональной сферы ребенка раннего возраста.
Средством развития психических процессов.
Вывод:
Обогатилось содержание воспитательно-образовательного процесса. Дети знакомятся со сказками, учатся распознавать сказочных героев по иллюстрациям. Расширяется кругозор детей. Куклы с «живыми» руками являются помощниками для воспитателей и детей на протяжении всего времени нахождения ребенка в детском саду. Развитие у детей творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков – это главное направление создания дидактического пособия. Данное дидактическое пособие позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и д. р.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления.
Приложение 1 (фото кукол)
Мастер-класс: «Развитие речи дошкольников
через игровую театрализованную деятельность с применением многофункционального дидактического пособия
«Куклы с «живыми руками».
Подготовила заведующая ясли-сада «Айналайын» Травян Т. Н.
Цель: обмен опытом.
Материал: ширма, куклы.
Актуальность. Данная тема актуальна для работы с дошкольниками в современном детском саду, так как позволяет развивать чувства, глубокие переживания и открытия ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Развивает память, мышление, воображение, внимание; позволяет обогащать и активизировать словарь детей, что является важным средством для подготовки детей к обучению в школе.
В современном мире все чаще живое общение детям заменяют компьютер и телевидение, и эта тенденция растет. Вследствие чего неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
К сожалению, вечно занятые родители в наше время часто забывают об этом, и пускают процесс развития речи на самотёк. Дома ребёнок проводит мало времени в обществе взрослых (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками, редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребё нка к моменту поступления в школу возникает множество проблем:
Односложная, состоящая из простых предложений;
Бедность речи, недостаточный словарный запас;
Замусоривание речи сленговыми словами;
Бедная диалогическая речь;
Неспособность построить монолог;
Отсутствие навыков культуры речи.
Многие родители полагаются в решении проблемы на детский сад, однако практика показывает, что двух занятий в неделю недостаточно для формирования речевых умений и навыков, развития коммуникативных способностей. Разнообразить речевую практику дошкольников в детском саду нам помогает игровая театрализованная деятельность, именно театрализованная игра с применением многофункционального дидактического пособия «Куклы с «живыми руками», оказывает большое влияние на речевое развитие детей: стимулирует речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Имея опыт работы с детьми раннего возраста, находясь в постоянном поиске, нами создано данное пособие, с которым мы хотим вас познакомить.
Целью речевого развития детей дошкольного возраста является – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
Для реализации этой цели, её источником является многофункциональное дидактическое пособие «Куклы с «живыми руками», которое помогает осуществить следующие задачи:
- ознакомление с художественной литературой;
- развитие связной речи;
- формирование грамматического строя речи – создание условий для практического освоения всех частей речи;
- развитие словаря – обогащение словарного запаса детей в процессе ознакомления с окружающей жизнью;
- воспитание звуковой культуры речи – развитие речевого слуха, обучение правильному звукопроизношению, овладение средствами звуковой выразительности, выработка четкой дикции, формирование культуры речевого поведения;
- подготовка детей к обучению грамоте.
В нашей воспитательно-образовательной работе игровая театрализованная деятельность пронизывает все учебные и режимные моменты. В непосредственно образовательную деятельность мы включаем сюрпризные моменты, что позволяет привлечь внимание детей, настроить их на нужную волну для достижения поставленной цели.
Демонстрация кукол, которые можно использовать в сюрпризных моментах (собачка, лиса, волк, дед)
Присутствие кукол с «живыми руками» в режимных моментах:
Баю - баю - баиньки
В огороде заиньки
Зайки траву едят,
Малым деткам спать велят (зайка укладывает спать)
Из колодца принесла
Из колодца принесла
Курица водицу.
И ребята всей гурьбой
Побежали мыться.
А водичка булькает,
А водичка пенится
Машенька умоется,
Причешется, оденется.
Хлюп – хлюп ручками, полон мыла таз.
Ты не трогай, Машенька,
Мыльной ручкой глаз.
Чистая водичка
Моет Ване личико,
Танечке – ладошки,
Пальчики – Антошке. (Курочка учит умываться)
Кот на печку пошел -
Горшок каши нашел.
На печи калачи,
Как огонь горячи.
Пряники пекутся,
Коту в лапы не даются.
Вот тарелка и пуста! (Котик)
Физкультминутки – прекрасное средство переключить детей на другой вид деятельности. А проговаривание стихов одновременно с движениями, делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой и эмоциональной. Например:
Петя, Петя – петушок (наклоны головы вправо — влево)
Целый день учил стишок, (наклоны головы вперед – назад)
А запомнил он строку (на каждый слог ударять руками по бедрам)
Лишь одну - «Ку-ка-ре-ку!» (петушок)
Декламируя стихотворение, дети имитируют сюжет при помощи слов, мимики и жестов. Четкое проговаривание чистоговорок и скороговорок развивает звуковую культуру речи. Например:
«Тра-тра-тра – в детский сад идем с утра!»
«Тру-тру-тру – пыль везде сотру!»
«Дро-дро-дро – новое ведро!»
«Уле-уле-уле – я сижу на стуле!» (внучка)
(дети произносят, меняя силу голоса, т. е. тихо, громче, громко; и меняя интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно).
При разучивании потешек, прибауток, стихов учим детей не только правильно произносить звуки, но и изображать движения действующих лиц.
Знакомы вы с бабушкой нашей?
Кормила козла она кашей.
Гоп, козлик! Гоп, козлик!
Гоп, козлик! Топ, топ!
Гоп, козлик! Гоп, козлик!
Гоп, козлик! Топ, топ! (бабушка с игрушкой козлика)
Огуречик, огуречик!
Не ходи на тот конечик -
Там мышка живёт,
Тебе хвостик открызёт. (мышка)
Играя в подвижные игры, наряду с двигательной активностью также развивают диалогическую и монологическую речь (медведь и игра «У медведя во бору»).
Инсценирование сказок очень увлекает детей, они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют самостоятельно, речь их становится более выразительной, грамотной. Дети начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.
Особое внимание по развитию речи средствами театрализованной игры мы уделяем взаимодействию с семьей. Родители не находятся в роли сторонних наблюдателей или обычных зрителей, напротив, они участвуют в работе над театрализацией. Дома помогают детям разыгрывать полюбившиеся сказки, стихи, потешки, обсуждают персонажи, роли, которые предстоит сыграть. Родители оказывают помощь в изготовлении костюмов и атрибутов. Целенаправленно они вместе с детьми посещают театры, читают книги, просматривают видеофильмы, рекомендуемые воспитателем, делятся с детьми своими впечатлениями. Это способствует развитию речи ребенка, расширению кругозора, обогащает внутренний мир.
Сегодня дошкольные учреждения Казахстан руководствуются в своей работе Государственным общеобразовательным стандартом образования, в котором содержание программы структурировано по пяти образовательным областям: «Здоровье», «Коммуникация», «Познание», «Творчество», и «Социум». Театральная игра – это такой вид деятельности, который можно использовать в любой области, одновременно решая одну из главных задач – развитие речи.
В современной педагогике широко известны авторские программы ориентированные на развитие художественно-речевого творчества детей посредством театральной - игровой деятельности, среди них «Арт-фантазия» А. Г. Чуриловой, а так же методические разработки, пособие А. И. Бурениной «От игры до спектакля», Т. Н. Дороновой «Играем в театр» и др.
Итог: «Красивая речь способна на все…» (народная мудрость)
И только при правильном постоянном педагогическом воздействии дошкольники овладеют правильной, чистой, красивой речью.