Песегова Галина
Многообразие путей и средств для формирования устойчивых познавательных интересов учащихся
▼ Скачать + Заказать документы
МБОУ ДО «Центр развития творчества»
Педагог дополнительного образования
Песегова Г. И.
«Многообразие путей и средств для формирования устойчивых
познавательных интересов учащихся»
Многие педагоги ищут способы, оживляющие их занятия, привлекающие обучающихся к активной работе. И главной задачей педагога становится – не просто изложить материал на занятиях, а пробудить способности детей, привлечь их активное внимание. Познавательная деятельность развивает логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны. Интерес вызывает тот учебный материал, который является новым, неизвестным, поражает воображение, заставляет удивляться. А удивление - сильный стимул познания, удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового. Многие педагоги-классики утверждают: «Смертный грех учителя - быть скучным». Сохраняя основную форму занятия, они придают ему оригинальность, творчество, повышая интерес к обучению. На таких занятиях дети увлечены, работоспособны.
Публикация «Многообразие путей и средств для формирования устойчивых познавательных интересов учащихся» размещена в разделах
Для привлечения детей к активной работе мы зачастую на своих занятиях используем методы, приемы и средства активизации. Такие как:
- Увлекательное сообщение темы занятия путем загадывания загадок, чтения стихотворений, пословиц, поговорок. Прослушав их в начале занятия, дети должны отгадать, о чем будем говорить на занятии.
- Работа с викторинами. При ответе на вопросы викторины надо применить знания, соответствующие пройденным темам. Более трудные вопросы, требующие поисковой работы, можно дать детям заранее, давая возможность самим найти ответы в журналах, книгах, интернете.
- Одним из приемов, активизирующих познавательную деятельность обучающихся, являются кроссворды по темам занятий. О работе с кроссвордом на следующем занятии можно детям сообщить заранее, чтобы они повторили и восстановили пройденный материал. Такая работа нравится детям и не оставляет равнодушными слабых обучающихся. Можно организовать эту работу в парах, группах. Кроссворды могут быть составлены и самими обучающимися.
- Познавательные игры. Одним из самых действенных средств активации познавательной деятельности детей (особенно начальных классов) является дидактическая игра. Она активизирует психические процессы, пробуждает живой интерес к учебе. Учебный материал становится увлекательным, процесс усвоения знаний облегчается. За счет игр снижаются физические и психические нагрузки. В играх нет обучения напрямую, а есть позитивные эмоции. Дети очень любят игры, практически они никогда не устают обучаться играя. Используемые игры: «Парные картинки», «Разрезанные картинки», «Найди лишнюю картинку» и т. д.
- Использование загадок, пословиц, поговорок соответствующих темам занятий. Их можно использовать как на занятиях, так и в качестве домашнего задания. Детям очень нравится загадывать загадки в объединении друг другу. Часто дети сами пытаются придумать загадку о любом предмете его окружения.
- Логические загадки. Детям также нравятся такие задания, которые они могут приготовить совместно с родителями.
- Подготовка информации по заданным темам, используя различный материал из учебников, интернета.
- Организация конкурсов рисунков по определенной теме, где дети сами определяют призовые места путем голосования за понравившийся рисунок. Рисунки вывешиваются на доске, голоса подчитываются.
- Изучение и проведение физкультминуток, соответствующих теме на данном занятии. Детям нравится выходить перед сверстниками и проводить их.
- Оформление стенгазет, куда ребята приносят и помещают различный материал (кроссворды, загадки, сообщения, рисунки, ребусы и т. д.)
- Использование в работе различных презентаций по темам.
Умение создавать условия для самомотивирования обучающихся особенно важно, т. к. не всегда мотивирующих усилий педагога достаточно для того, чтобы ребенок достигал возможных для его потенциала результатов. Педагог, который умеет добиваться самомотивирования обучающихся, делает это, используя разные приемы. Это уважительное отношение к ребенку, формирование у него положительного отношения к окружающему миру, привычки опираться на собственные силы, готовности нести ответственность за свои поступки; развитие навыков общения в различных условиях и с разными людьми.
Совокупность этих приемов, примененная к конкретному обучающемуся, обеспечивает создание у него ощущения личностной значимости и собственного позитивного социального статуса.
Только рядом с мастером может вырасти другой мастер, воспитать личность может только другая личность, лишь у мастера можно научиться мастерству. Профессионализм педагога является основой для формирования положительной мотивации у детей к обучению в системе дополнительного образования и развития личности ребенка. И на сегодняшний день становится очевидным, что из простой суммы знаний «сложить» компетентного профессионала невозможно, огромным чувством ответственности должен обладать педагог, обучая нынешнее поколение.