Ольга Улановская
Мнемотаблицы и их использование при формировании связной речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема общего недоразвития речи у дошкольников остается актуальной в данный момент. Причины возникновения данной патологии очень разнообразны, а количество детей с тяжелыми нарушениями речи по международной статистике продолжает расти. В последние время в школу поступает все больше детей, испытывающих трудности в усвоении школьной программы. Это обосновано недоразвитием фонематических процессов, таких как фонематическое восприятие и слух, что затрудняет детям с данной патологией различение слов, которые близки по звучанию, в осваивании способов словообразования и словоизменения. Всё это провоцирует у некоторых детей торможение развития лексико-грамматической стороны речи, ограничение словарного запаса, снижение памяти, для того, чтобы запоминать материал и ограничение навыков связных высказываний. Успешность обучения детей данной категории во многом зависит от уровня овладения ими навыками связных высказываний. Поэтому, чтобы миновать данные трудности при начале школьного обучения, необходимо еще с дошкольного возраста осуществлять коррекционную работу по формированию навыков связного высказывания.
У детей с тяжелыми нарушениями речи становление всех видов речи происходит медленнее, чем у детей с нормативным речевым развитием. Поэтому мы решили изучить и представить наиболее эффективные методы и приемы для развития памяти и связной речи. Сегодня существует множество методик, помогающих людям лучше запоминать изучаемую информацию. К ним относятся интеллектуальные карты, лэпбуки и различные техники запоминания (мнемотехники).
В своей работе Г. И. Фатеева приводит понятие «мнемотехника». Данная техника включает в себя сочетание особых приемов и методов, которые помогают быстрее запоминать необходимую человеку информацию и повышают объем памяти посредством образования ассоциаций (связей).
По мнению Д. А. Зеленяк, А. А. Мисника, Е. В. Меньших, данная мнемоническая техника позволяет запоминать значительные объёмы точной информации, улучшать состояния внимания и мышления, экономить время на запоминании, сохранять информацию в памяти и эффективно использовать ее.
В своей работе Л. П. Хохлова утверждает, что этот метод способствует более эффективному сохранению, воспроизведению и запоминанию необходимой информации, а также развитию связной речи.
В исследованиях таких ученых, как Л. С. Выготский, Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой, рассматривается вопрос об использовании различных символических средств. В своих исследованиях ученые доказывают, что именно знаково-символическая деятельность обеспечивает процесс узнавания признаков субъекта или объекта, с которым взаимодействует человек.
Здесь также используется термин «ассоциация». Ассоциация (от латин. associo – «объединение») – это связь между отдельными представлениями, при которой одно восприятие вызывает другое. Например, «рыба»-«вода», «лист»-«дерево», «колесо»-«машина», «елка»-«Новый год».
В основе моделирования лежат факторы, облегчающие процесс формирования связного высказывания. По мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина один из таких факторов является наглядность. Рассматривая предметы и картинки, дети могут называть предметы, их признаки и действия. Вторым вспомогательным фактором является важность составления плана высказывания, на что неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. В своей предварительной схеме Выготский указывал на важность расположения всех конкретных элементов высказывания по порядку и утверждал, что каждое звено в высказывании должно со временем сменяться следующим звеном.
Т. Б. Полянская отмечает, что методика должна быть понятной и вызывать интерес у ребенка с нарушениями речевой деятельности. Для этого необходимо, чтобы взрослые сами были знакомы с подобными техниками для использования в развитии связного высказывания у дошкольников. Применение мнемотехнических приемов известно не только педагогам, но и родителям. Дети дошкольного возраста, как известно, увлекаются рисованием изображений предметов, природных явлений, людей, а также сцен из своих любимых сказок. Для того чтобы удовлетворить творческие желания этих детей, необходимо обучать их мнемотаблицам, но важно помнить, что это занятие предполагает, что мышление и творческие способности ребенка достигли определенного уровня. Начинать лучше всего с цветных форм, так как образы в сознании детей строятся на конкретных свойствах предметов: если небо обязательно голубое, снег - белый, апельсин - оранжевый. Старшим дошкольникам, у которых уже логическое мышление уже сформировано, лучше перейти к черно-белой картинке, чтобы цвет не отвлекал ребёнка от схематичного изображения. Так дети обучаются понятию «закодировать слово».
1 этап – мнемоквадрат. Взрослый зашифровывает (кодирует) слово или действие и демонстрирует ребенку рисунок (схему, которая находится в квадрате-окошке (см. Приложение 2). Любое слово, действие или свойство в мнемоквадрате можно изображать, главное, чтобы оно было доступно детям. Тематика разная, это могут предметы, явления, их свойства и действия. Цель научить детей соотносить изображение (схему) с предметами или действиями и находить взаимосвязи с окружающим миром.
2 этап - мнемодорожка. Мнемодорожка представляет собой несколько «окошек», на которых нарисованы слова, словосочетания и предложения. Сначала ребенок под руководством взрослого переходит от одного квадрата к другому, вспоминая предложения с помощью нарисованной схемы, а затем это делает самостоятельно (см. Приложение 3).
3 этап – мнемотаблица. Последний этап мнемоники мнемотаблица, которая представляет собой схематичное изображение текста. Это может быть любое произведение или рассказ, созданный взрослым, главное, чтобы содержание было доступно ребёнку. Далее дети, так же, как и в работе с квадратами и дорожками, самостоятельно придумывают и шифруют любые тексты.
Е. Г. Коновалова считает, что применения мнемотехники в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, страдающими общим недоразвитием речи (ОНР) не только повышает эффективность коррекционных занятий, но и существенно увеличивает интерес детей к речевой деятельности, стимулируя их к созданию более связных и развернутых высказываний. Это, в свою очередь, напрямую способствует формированию ключевого навыка – владения устной коммуникацией, необходимого для успешной адаптации в современном обществе, характеризующемся интенсивным информационным потоком и высокими требованиями к коммуникативным способностям. Мнемотехника, и в частности, метод мнемотаблиц, обучает детей не только запоминанию информации, но и планированию своего рассказа, развивая навыки логического мышления и последовательного изложения информации. Ребенок учится структурировать свои мысли, выстраивать причинно-следственные связи и представлять информацию в завершенной и логичной форме. Более того, эффективность мнемотехники в работе с детьми, имеющими ОНР, обусловлена несколькими факторами.
Таким образом, мнемотаблицы, представляющие собой визуальные опоры, содержащие ключевые символы, изображения или слова, помогают детям с ОНР преодолеть трудности, связанные с кодированием и декодированием информации. Использование мнемотаблиц оказывает положительное влияние на качество и эффективность коррекционной работы у детей с общим недоразвитием речи благодаря формированию соответствующих навыков, творческому подходу к организации коррекционной логопедической работы; создание ситуации успеха, являющейся наиболее целесообразной мотивацией процесса эффективного обучения. В целом, мнемотаблицы – это мощный инструмент в арсенале логопеда и педагога, позволяющий эффективно решать задачи коррекции ОНР и обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребенку. Их применение способствует не только улучшению речевых навыков, но и всестороннему развитию личности ребенка.