Анна Михайлищева
Экологическое образование и воспитание дошкольников. Проект в младшей группе «Огородные сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ Байкаловский детский сад №4 «Богатырь»
Содержание.
Введение.
Паспорт проекта.
Этапы работы над проектом.
1. Подготовительный.
2. Практический.
3. Презентационный.
Приложение:
1. Конспекты непосредственно образовательной деятельности.
2. Загадки с грядки.
3. Стихи про огород.
4. Пальчиковая гимнастика.
Введение.
Публикация «Экологическое образование и воспитание дошкольников, Проект в младшей группе „Огородные сказки“» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
Природа – наш общий дом. Потеря уважения к ней ведет к потере нравственности в человеке – эту мысль неоднократно утверждали в своих произведениях русские писатели М. Пришвин, В. Бианки, К. Паустовский.
Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в на-стоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры. Тем выше в дальнейшем ее уровень. Мы учим видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому.
Для решения задач экологического воспитания у нас в группе проводятся все необходимые мероприятия:
- создается предметно – развивающая среда;
- осуществляется ознакомление с природой в разнообразных формах : на НОД и в повседневной жизни (в труде, наблюдениях, играх, уголке природы) ;
- регулярно планируются и проводятся тематические прогулки, помогающие детям наблюдать за погодой и природой в естественных условиях;
- активно используются развивающие и познавательные игры.
В конце зимы на подоконниках нашей группы появляется яркое разнообразие огородных культур. Мы не просто сажаем рассаду и ухаживаем за ней с детьми, а придумываем различные сюжеты, добавляя персонажей к каждому, а также интересные названия к ним, иногда связанные с любимыми сказками. На грядках чудесного огорода прорастают лук и морковь, свекла и картофель, укроп и петрушка, а также цветочные культуры. Здесь ведутся наблюдения за ростом рассады и способами ухаживания, которые отражают в календаре наблюдений, что развивает наблюдательность, приучает всматриваться в окружающую природу, устанавливать последовательность и связь явлений, их причины. Выращивая растения и ухаживая за ними, дети наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают цвет и форму листьев, определяют условия, необходимые для роста и развития.
Эта работа проводится при активном участие родителей. Не секрет, что воспитателю трудно без единомышленников. Родители совместно с воспитателями с большим интересом помогают в оформлении огорода.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Организация: МКДОУ Байкаловский детский сад № 4 «Богатырь»
Название проекта : «Огородные сказки»
Участники проекта : родители, дети младшей группы, воспитатели млад-шей группы.
Тип проекта : информационно – творческий, групповой.
Сроки реализации проекта : краткосрочный, 2014 учебный год, март – апрель.
Интеграция образовательных областей : «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
Формы совместной деятельности:
- трудовая (поручения, трудовые действия, ручной труд,
- познавательно-исследовательская (наблюдения, рассматривание, экспери-менты,
- речевая (беседы, рассказы, упражнения,
- коммуникативная,
- игровая (игры, игровые упражнения, игровые ситуации,
- продуктивная (рисование, лепка, аппликация, конструирование).
Ожидаемый результат:
- создание необходимых условий для умственного, экологического, трудового, воспитания детей;
- развитие интереса к трудовой и познавательно-исследовательской дея-тельности, творческих умений;
- развитие коммуникативных навыков в совместной деятельности;
- углубленные знания об условиях жизни растений, организмов, различных
видах семян, корнеплодов, способах ухода за посевами растений;
Цель:
- создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников с особыми образовательными потребностями, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений.
Задачи:
1. Дать знания, что растения живые, их поливают, выращивают из семян.
2. Уточнить представления о труде взрослых, учить правильно называть действия.
3. Воспитывать трудолюбие, бережное отношения к растениям.
4. Получить положительные эмоции от результатов деятельности.
5. Обогащение словаря детей.
6. Развивать эмоциональное восприятие объектов природы.
7. Формировать черты личности - любознательность, самостоятельность, доброту
8. Учить основам взаимодействия с природой (рассматривать растения, не нанося им вред)
9. Учить различать по внешнему виду овощи.
Принципы:
- принцип учета возрастных особенностей детей младшей группы.
- принцип опоры на интересы ребенка.
- принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли.
- принцип наглядности.
Этапы реализации проекта :
• - Подготовительный.
• - Практический.
• - Презентационный.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ.
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.
Работа с родителями:
1. Помощь в проектировании модели «Огородные сказки»
2. Сбор материала для модели «Огородные сказки»
3. Помощь в оформлении модели «Огородные сказки».
Работа с детьми:
Настольно – печатные игры :
1. «Вершки и корешки»
2. «Во саду ли, в огороде»
3. «Чудесный мешочек»
4. «Овощи и фрукты»
5. «Сад и огород»
Изготовление атрибутов к драматизации
1. Сюжетно – ролевой игры «На даче»
2. Музыкально – дидактической игры «Огородная – хороводная»
Чтение художественной литературы:
Стихотворения: А. Максаков «Посадила в огороде»
1. Т. Казырина «А у нас в саду порядок»
Сказки :
1. Белорусская народная сказка «Пых»
2. К. И. Чуковский «Огород»
2. ПРАКТИЧЕСКИЙ.
Работа с родителями:
Закупка семян, орудий труда для ухода за огородом, земли.
Работа с детьми:
Продуктивная деятельность: НОД – образовательные области : Познание, Здоровье,Безопасность, Коммуникация: Комплекс занятий.
Двигательная, игровая, музыкально – художественная деятельность:
Настольно – печатные игры: «Вершки и корешки», «Во саду ли, в огороде», «Чудесный мешочек», «Овощи и фрукты», «Сад и огород».
Музыкально – дидактические игры: «Огородная - хороводная», «Мыши в кладовой», драматизация сказок : «Вершки и корешки», «Репка».
Коммуникативная деятельность:
Беседы по темам: «Лето на даче», «Огород», «Овощи», «Как я помогаю на огороде».
Разучивание пословиц, поговорок о труде.
Чтение художественной литературы:
С. Сирена «Огород»
О. Емельянова «Что растет на огороде»
Произведения Дж. Родари «Чиполино»
Использование фольклора.
Познавательно – исследовательская деятельность:
Составление дневника наблюдений за ростом растений в огороде.
Труд:
Составление графика полива огорода, организация дежурства, коллективные и индивидуальные трудовые поручения.
3. ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ
• Участие в конкурсе «Огород на окне»
• Этот проект значим для всех его участников:
Дети: получения новых знаний, проявления активности в процессе выполнения трудовых поручений
Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
Родители: предоставление материала для выполнения трудовых и экспериментальных действий
ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ОГОРОДНЫЕ СКАЗКИ»
В результате реализации проекта «Огородные сказки» :
• Дети получили знания, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают из семян.
• Дети получили представление о труде взрослых, научились правильно называть действия
• Проводимая работа позволила воспитывать трудолюбие, бережное отношение к труду и растениям.
• Все участники проекта (дети, родитель, воспитатели) получили поло-жительные эмоции от полученных результатов.