Чернеева Марина
Мяч в жизни дошкольника с ОВЗ
▼ Скачать +Заказ
Мяч в жизни дошкольника с ОВЗ
Чернеева Марина Владимировна,
инструктор по ФК МБДОУ №41 «Подснежник»
Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением. Наша система образования ставит перед собой цель воспитать всесторонне развитого человека. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Для того чтобы обеспечить достаточную двигательную деятельность детей с ОВЗ, педагоги дошкольных учреждений увеличивают двигательную активность детей в режиме дня, проводят физкультурные паузы между занятиями, физкультминутки, используют разнообразные двигательные игры и упражнения. Самым доступным средством является мяч.
Публикация «Мяч в жизни дошкольника с ОВЗ» размещена в разделах
Мяч по популярности занимает первое место в царстве детской игры. Обычно мяч рассматривают, в основном, как средство для развития физических качеств – ловкости, меткости, силы. Однако возможности этой игрушки далеко не исчерпываются этим.
В чем заключается ценность игры с мячом? Игры с мячом доступны детям и взрослым разных возрастов, они адаптируется под разные возможности (моторные, интеллектуальные). Возможно применение разных форм игры с мячом: в одиночку, парой, подгруппой, группой, возможно регулировать сложность правил и продолжительность игры; позволяют развивать многообразный спектр функций и навыков.
Игры с мячом, как и любая дидактическая игра, направлена на достижение определённых целей воспитания и обучения. Использование мяча в занятии помогают повысить работоспособность детей с ОВЗ, снять напряжение, способствуют переключению с одной деятельность на другую.
Практика использования мяча показывает, что мяч может быть прекрасным коррекционным инструментом: игры с мячом отвлекают внимание ребенка с ОВЗ от речевого дефекта и побуждают к общению; освобождают детей от утомительной неподвижности на занятиях; помогают разнообразить виды деятельности на занятии; развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве; регулируют силу и точность движений; движение мяча активизирует непроизвольное внимание и формирует произвольное (мяч может быть брошен любому ребенку); развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипердинамичных детей; развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции; развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ и работу основных органов.
Игры с мячом, направленные на развитие ориентировки в пространстве используются для профилактики нарушений пространственной ориентировки, приводящей к дисграфии. Применяем резиновые, теннисные и сшитые из ткани мячи (самодельные мякиши). Используем упражнения: прокатывание мяча от ребенка к ребенку в определенном направлении; выполнение инструкций («В правую руку мячик возьми, над головою его подними…»); попадание мячом в ворота, в цель, расположенные в разных направлениях); комплексы упражнений для ног с элементами массажа; рисование мячом фигур на полу.
И, конечно, в практике широко используем игры с мячом на развитие высших психических процессов (память, внимание, мышление). Например, в игре «Какое что бывает?» мяч помогает развивать у детей память и внимание, активизировать словарь. Что бывает круглым? – (колесо, кольцо, мяч, солнце, луна, яблоко, вишня). Что бывает длинным? – (лента, верёвка, дорога, нитка, река, лента, шнур) и т. д.
В заключении отметим, что игры с мячом не только развивают мелкую и общую моторику, но и способствуют познавательному развитию, развитию умственной деятельности: мыслительных процессов и операций, познавательной активности, самостоятельности, культуры речи. Возможность использовать игры с мячом в разных видах деятельности детей (на музыкальных, физкультурных и других занятиях, на прогулке, в свободной деятельности) позволяет намного быстрее и прочнее усвоить изученный материал.
Так же, кроме занятий НОД, в нашем ДОУ проводится дополнительный кружок физкультурно-оздоровительной направленности «Чемпион» (юный баскетболист) для всех воспитанников, включая детей с ОВЗ. На котором большее количество времени дети проводят с мячом, развивают внимательность, координацию, быстроту, равновесие, гибкость.
Рассмотрим игры и упражнения с мячом для детей с ОВЗ:
Катание – полезное упражнение, помогающее овладеть мячом, тренирующее мышцы пальцев и кисти, приучающее правильно оценивать направление движения мяча и необходимые при этом мышечные усилия. Для успешного прокатывания следует направлять мяч вперед, стараясь, чтобы он не уклонялся в сторону, толчок должен быть более сильным и уверенным. Постепенно увеличивается расстояние (с 1 м в младшей группе, до 2 м — в средней. В старшей и подготовительной к школе группах дети катают утяжеленный набивной мяч весом до 1 кг). Толчок должен выполняться пальцами выпрямленных рук, как бы сопровождая ими движение мяча.
Бросание и ловля — более сложные движения, требующие глазомера. Для освоения ловли мяча детям необходимо знать правила: ловить мяч кистями рук, образуя из пальцев как бы половину полого шара, в который он и должен попасть; в момент ловли мяча стараться не прижимать его к груди. При ловле мяча важно правильно оценить направление его полета, а при броске сочетать необходимое направление с силой броска.
Ведение мяча – одно из наиболее важных и сложных действий с мячом.
К разучиванию этого движения надо приступать после того, как дети овладеют навыком отталкивать мяч стоя на месте мягкими, плавными движениями кисти. При ведении мяча ребенок продвигается вперед шагом, немного наклонившись по ходу движения. Рука, ведущая мяч, при этом согнута в локте, кисть с расставленными пальцами накладывается на мяч сверху и от себя. Мяч отбивают так, чтобы он отскакивал на уровне или несколько выше пояса.
Мяч в кругу
Цель игры: Научить детей прокатывать мяч в определенном направлении.
Описание игры: Дети рассаживаются на земле (полу) на корточках в два круга (две команды). Водящие с мячом — в центре круга. Они катят мяч каждому ребенку по очереди или тому, кого назовут: «Саша, лови!» Игрок ловит мяч и отсылает его обратно, но при этом надо выполнить какое-либо задание: успеть хлопнуть в ладоши 2—3 раза, назвать количественное или порядковое число, например, водящий говорит: «Первый», ребенок отвечает: «Второй» и т. д. Можно назвать любой предмет, входящий в обобщенное понятие (мебель, фрукты и т. п.). Побеждает та команда, которая быстрее прокатывала мяч (рис. 1).
Докати до стены
Цель игры: Совершенствовать навык отталкивания мяча при прокатывании.
Описание игры: Из 6—8 палок образуют два коридора шириной 30—50 см так, чтобы коридор доходил до стены. Таких коридоров должно быть два. Группа делится на две команды. Двое из каждой команды стоят у стены, остальные сидят на стульчиках по обеим сторонам зала. По сигналу воспитателя дети начинают прокатывать мячи к стене (рис. 3). Бросив мяч, игрок садится на место. Стоящий у стены после касания мяча о стену ловит его и становится на исходную позицию для прокатывания, его место у стены занимает следующий в команде. Побеждает та команда, которая быстро и правильно выполнила задание.
Догони мяч
Цель игры: Догнать катящийся мяч.
Описание игры: Из гимнастических палок делают 2—4 коридора шириной до 30 см и длиной 3—4 м. Дети распределяются на 3—4 команды и выстраиваются у начала коридоров. Первый катит мяч, бежит за ним и старается его поймать, не давая ему выкатиться из коридора. Затем передает мяч следующему, сам становится сзади строя или садится на стул. Побеждает команда, которая не только быстро, но и правильно выполнит задание.
Подбрось — поймай
Цель игры: Подбрасывать мяч вверх и ловить его.
Описание игры: Дети распределяются в две команды, в каждой команде по два звена, звенья одной команды встают в шеренги (напротив друг друга) на расстоянии вытянутых в стороны рук. Расстояние между звеньями команд 1 м. У детей одного звена каждой команды по мячу. Воспитатель дает сигнал, и дети одновременно подбрасывают мяч перед собой вверх, ловят его двумя руками и прокатывают мяч партнерам своей команды, стоящим напротив в другом звене (рис. 14). Те в свою очередь повторяют задание в подбрасывании, ловле и прокатывании мяча. Побеждает та команда, которая четко выполняла задание (меньше было падений мяча, точнее прокатывание).
Перебрось мяч
Цель игры: Точно перебрасывать и ловить мяч.
Описание игры: Дети строятся в две шеренги. У детей первой шеренги по одному мячу. Они перебрасывают мяч детям другой шеренги (рис. 15). Побеждает та подгруппа, у которой число падении мяча будет наименьшим.
Мяч вокруг обруча
Цель игры: Совершенствовать навык ведения мяча рукой по кругу.
Описание игры: Дети распределяются по 4—5 команд. Напротив команды на расстоянии 1,5—2 м лежат обручи, диаметр каждого 80—100 см (можно использовать хула-хуп). По сигналу воспитателя первые начинают вести мяч, направляясь к обручам, обходят его, берут в руки, затем бегом возвращаются в свою колонну и передают мяч следующему. Если кто-либо роняет мяч, он продолжает вести его с того места, где упал мяч.
Используемая литература
1. Овчинникова, Т. С. Занятия, упражнения и игры с мячами, на мячах, в мячах. Обучение, коррекция, профилактика / Овчинникова, Т. С., Черная О. В., Баряева Л. Б. Учебно-методическое пособие. - СПб: КАРО, 2010 – 248с.
2. Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет; Мозаика-Синтез - Москва, 2009.
3. Янкелевич Е. И. Физическое воспитание детей от 0 до 7 лет; Физкультура и спорт - Москва, 2010.