Ирина Маркина
Обучение дошкольников нетрадиционным изобразительным техникам
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение дошкольников нетрадиционным изобразительным техникам
Все в детстве рисуют, но у кого-то это получается хорошо, а у кого-то плохо. Одному ребенку нужно немного помочь, а другому требуется длительное обучение и тренировка. Тем не менее, рисование является одним из самых интересных и увлекательных видов деятельности дошкольников. Нетрадиционные изобразительные техники помогают ребёнку выразить в рисунке задуманное и развивают познавательные способности и эстетическое восприятие. Несмотря на несформированность графических навыков и умений дошкольников нетрадиционные изобразительные навыки дают возможность каждому ребёнку пережить «ситуацию успеха», а это влечет за собой положительное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведет к развитию детской уверенности в своих силах.
Публикация «Обучение дошкольников нетрадиционным изобразительным техникам» размещена в разделах
Нетрадиционные изобразительные техники имеют большой потенциал в развитии образного, пространственного мышления, творческого воображения ребёнка. Для ребенка художественный материал обладает завораживающей, притягательной силы. Он подсказывает замысел, воздействует на его характер, способствует созданию художественного образа. К тому же при использовании различных материалов можно создать ситуацию свободного выбора, так необходимую в творческой деятельности.
В связи с недостаточностью методических материалов для работы с детьми по нетрадиционному рисованию в современной литературе по обучению и воспитанию дошкольников, возникла необходимость в разработке данного методического пособия. В структуру пособия включены:
описание нетрадиционных изобразительных техник рисования доступных дошкольникам;
блочно-тематическое планирование творческих занятий с использованием нетрадиционных техник рисования с детьми старшего дошкольного возраста;
дидактические игры, которые обогатят сенсорный опыт дошкольников.
Не секрет, что результат работы на занятиях по рисованию зависит от того, насколько многообразны были мысли. Включение занятий по нетрадиционному рисованию в любую программу по изобразительной деятельности позволит сделать работы детей более интересными, выразительными и красочными, а также развить детскую самостоятельность, мышление и зрительный генезис. Блочно-тематическое планирование данного пособия без труда обеспечит связь между другими занятиями по рисованию, т. к. включает традиционные темы. Периодичность занятий устанавливается педагогом в зависимости от уровня группы и её возрастных особенностей (36 занятий проводятся либо в течение года – 1 раз в неделю, либо в течение 2 лет – 2 раза в месяц). После того, как дети овладеют данными техниками рисования, целесообразно включать в планирование занятия по замыслу. В процессе творческой работы по рисованию дети учатся применять несколько изобразительных техник в одном рисунке, что способствует более активному развитию творческого воображения и фантазии.
Очень важно соблюдение следующих принципов:
От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
Принцип динамичности, каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать.
Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с различным материалом.
Принцип выбора заключается в творческом взаимодействии взрослого и ребёнка при решении темы, без каких либо определённых и обязательных ограничений.
Принцип наглядности заключается в обеспечении восприятия материала по мере возможности всеми органами чувств, применении наглядности в комплексе с другими средствами обучения.
Принцип индивидуализации обеспечивает развитие каждого ребенка.
Связь обучения с жизнью, изображение должно опираться на впечатление, полученное ребёнком от действительности. Дети рисуют то, что им хорошо знакомо, с чем встречались в повседневной жизни, что привлекает их внимание. Чем интереснее, насыщеннее, богаче по содержанию жизнь детей, тем больший отклик она приносит в их творчество.
В обучении дошкольников нетрадиционным изобразительным техникам условно можно выделить три этапа:
1. Ознакомление.
Самый важный этап обучения, поскольку происходит «закладка будущего здания». Результаты видны будут не сразу, а лишь тогда, когда дети научатся свободно владеть определёнными изобразительными материалами. Дети знакомятся с различными изобразительными материалами и способами работы с ними. На каждом занятии необходимо похвалить детей за работу, и тем самым показать детям, что каждый замечен. Детские работы различаются не столько по содержанию, сколько по качеству. И здесь очень важно понять, что способности бывают разные: актуализированные (уже раскрытые и развитые) и потенциальные (еще не проявившиеся по независимым от ребенка причинам).
2. Эксперементирование.
Дети уже вошли в мир изобразительной деятельности. Они могут разбираться в цвете и понимают его оттенки. Им знакомы различные изобразительные материалы (цветные карандаши, фломастеры, гуашь, акварель, цветные восковые мелки, и др.) и нетрадиционные техники рисования. На этом этапе можно экспериментировать с материалом и техникой. Дети учатся соединять в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа. Самое главное не навязывать свою помощь, дать возможность ребёнку действовать, так как ему нравится. Иначе мы рискуем внушить ребенку, что он «ничего не умеет делать, так как надо».
3. Творчество.
Дети к этому времени обладают значительными знаниями, умениями и навыками, имеют практический опыт работы с различными материалами. Сейчас важно чутко и умело управлять творческим процессом. Дети учатся нетрадиционно решать творческие задачи, применять творческие подходы для организации самостоятельной творческой деятельности.
Для эффективной работы на занятиях, необходимо соблюдение следующих педагогических условий:
1. Отчетливая целенаправленность занятия.
2. Достаточное организованное и материальное обеспечение занятия.
3. Оптимальный психологический режим занятия.
4. Оптимальный темп и ритм работы на занятии.
5. Систематическая последовательность занятий.
6. Непрерывный контроль и самоконтроль.
7. Закрепление знаний, умений, навыков.
8. Непрерывное совершенствование учебно-воспитательного процесса.
9. Занятие является основной формой организации работы.
10. Обучение невозможно без опоры на познавательные интересы детей.
Структура занятия может быть гибкой и изменяться от поставленных целей и задач.
Модель творческого процесса на занятиях.
Каждое занятие начинается с организационного момента. Именно здесь задаётся эмоциональное настрой, объяснение нового материала. В качестве опорного материала на занятиях с дошкольниками выступают игрушки и игровые ситуации, художественное слово, иллюстративно-наглядный материал.
В основной части занятия дети выполняют задания, где надо анализировать внешний вид объектов, выделить характерные признаки. Происходит знакомство с изобразительным материалом и техникой рисования.
В практической части занятия дети планируют свою работу и выполняют задание, а педагог при необходимости помогает советом и проводит индивидуальную работу (помогает найти нужное решение, подобрать нужный материал, проявить волевые усилия, направленные на создание выразительного образа и сюжета). На первом этапе работы детям надо зрительно сфотографировать и точно повторить образец, на втором этапе – рассмотреть и подумать, как можно сделать, на третьем этапе - предложить свой путь (изменить сюжет, выбрать другой материал).
Желание, эмоциональный настрой, упорство и старание помогают достичь успеха и увидеть результат своего труда.
Очень важна заключительная часть, в ней подводиться итог занятия, и анализируется работа. Просмотр и анализ детских работ в конце занятия - важное условие успешного развития детского изобразительного творчества. Во-первых, детям это нравится, а во-вторых, позволяет ребёнку полнее осмыслить результат своей деятельности, учит его задуматься над тем, что у него получилось, как работа выглядит среди работ других детей и как оценивается.
Развивая у детей творческие способности в изобразительной деятельности, главное самому верить, что художественное творчество не знает ограничений не в материале, не в инструментах, не в технике.
Нетрадиционные изобразительные техники в работе с дошкольниками
ТЫЧОК ЖЕСТКОЙ ПОЛУСУХОЙ КИСТЬЮ
Возраст: младший дошкольный.
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения : ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности. Недостающие детали дорисовываются.
РИСОВАНИЕ ПАЛЬЧИКАМИ
Возраст :младший дошкольный.
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения : ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем
гуашь легко смывается.
РИСОВАНИЕ ЛАДОШКОЙ
Возраст: младший дошкольный.
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: гуашь, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения : ребенок окрашивает ладошку с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Недостающие детали дорисовываются.
РИСУНОК из ЛАДОШКИ
Возраст: старший дошкольный.
Средства выразительности: цвет, фантастический силуэт, линии.
Материалы: простой карандаш, гуашь, кисть, плотная бумага любого цвета, салфетки.
Способ получения изображения : ребенок с помощью взрослого или самостоятельно (с пяти лет) обводит на бумаге свою ладошку. Затем карандашом дополняют рисунок необходимыми элементами. Разукрашивают получившееся изображение красками или цветными карандашами.
ОТТИСК ПРОБКОЙ
Возраст: младший дошкольный.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, пробки разного размера.
Способ получения изображения :
ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка. Недостающие детали дорисовываются.
ОТТИСК ПОРОЛОНОМ
Возраст: младший дошкольный.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка,
в которую вложена штемпельная подушка из тонкого
поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения : ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся
другие мисочка и поролон.
ОТТИСК СКОМКАНОЙ БУМАГОЙ
Возраст: старший дошкольный.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения : ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага. Недостающие детали дорисовываются.
ВОСКОВЫЕ МЕЛКИ+ ГУАШЬ (акварель)
Возраст: старший дошкольный.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, гуашь, кисти,
Способ получения изображения : ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист гуашью ил акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.
СВЕЧА + ГУАШЬ (АКВАРЕЛЬ).
Возраст: старший дошкольный.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, гуашь или акварель, кисти.
Способ получения изображения : ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист гуашью или акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
ПЕЧАТЬ ПО ТРАФАРЕТУ
Возраст: старший дошкольный.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой, трафареты из полукартона либо прозрачной пленки.
Способ получения изображения : ребенок прижимает поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит краску на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.
КЛЯКСОГРАФИЯ ОБЫЧНАЯ
Возраст: старший дошкольный.
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.
Способ получения изображения : ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть)» Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается : определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
ЗНАКОМАЯ ФОРМА - НОВЫЙ ОБРАЗ
Возраст: старший дошкольный.
Средства выразительности: изменчивость знакомой формы.
Материалы: простой карандаш, бумага, различные предметы, которые можно обводить (ножницы, подносы, стаканчики, ложки и т. д.). Можно обводить также ладошки, ступни, кулачки, фигуру.
Способ получения изображения : ребенок обводит карандашом выбранный предмет. Затем превращает его во что-то другое путем дорисовывания и раскрашивает любыми подходящими материалами. При обведении ступни ребенок снимает обувь и ставит ногу на лист. Если обводится фигура, к стене крепится ватман, один ребенок прислоняется к нему, другой его обводит.
НАБРЫЗГ
Возраст: старший дошкольный.
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5 на 5 см).
Способ получения изображения : ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается по бумаге.
НАБРЫЗГ С МАСКОЙ
Возраст: старший дошкольный.
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: два листа бумаги одинакового размера, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5 на 5 см).
Способ получения изображения : ребенок вырезает из одного листа бумаги силуэт предмета, накладывает его на другой лист, набирает краску на кисть и ударяет кистью о кусочек картона, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается по бумаге. Затем верхний слой бумаги убирает и получается изображение.
ОТПЕЧАТКИ ЛИСТЬЕВ
Возраст: старший дошкольный.
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие, гуашь, кисти.
Способ получения изображения : ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
РИСОВАНИЕ АКВАРЕЛЬЮ «ПО-СЫРОМУ».
Возраст: старший дошкольный.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: бумага для акварели, акварель, кисти.
Способ получения изображения : ребенок рисует водой на бумаге или тонирует цветом. Затем набирает акварель на кисть и, не дожидаясь, пока вода высохнет, рисует изображение. Рисунок получается расплывчатый, как в тумане, дымке.
ОТТИСК КУСОЧКОМ КАРТОНА
Возраст: старший дошкольный.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: гуашь, плотная бумага любого цвета и размера, небольшие кусочки картона, кисти.
Способ получения изображения : ребенок набирает краску на кисть и проводит ей по краю кусочка картона, затем этим краем картона наносит оттиск на бумагу. Если при этом сдвинуть верхний край, а нижний плотно прижать, получится клинышек. Из нескольких клинышков можно сделать изображение. Чтобы получить другой цвет, меняются и краска и кусочек картона. Недостающие детали дорисовываются.
Дидактические игры
«Подбери по цвету»
Цель: закрепление и уточнение названий цветов. Включение элементов самоконтроля в процесс восприятия цвета.
Игровой материал: коробка с цветными карандашами (не менее 12).
Ход работы. Педагог показывает детям один из цветов, просит его назвать и найти предмет такого же цвета в кабинете.
«Маленькие художники»
Цель: Совершенствование цветовосприятия и цветоразличения.
Игровой материал: Набор картинок «Овощи и фрукты» и набор цветных кружков (можно использовать набор гуашевых красок в баночках не менее 12 цветов).
Ход работы. Педагог раздаёт детям картинки с овощами и предлагает подобрать цветной кружок (краску) к своему овощу или фрукту. Затем обвести пальчиком по контуру нарисованные овощи и фрукты, уточнить форму и назвать цвет.
«Золушкины игры»
Цель: Развитие мелкой моторики, совершенствование восприятия формы.
Игровой материал: Картинки с силуэтными изображениями грибов, пуговицы или фасоль.
Ход работы. Педагог предлагает выложить пуговицами по контуру гриба.
«С какого дерева листочек»
Цель: Закрепление знаний о названиях деревьев. Совершенствование восприятия формы листьев.
Игровой материал: набор картинок «Деревья и листья».
Ход игры: Педагог показывает картинку с деревом. Дети называют его. Предлагается одному из детей выйти к столу и найти картинку с листиком от этого дерева. Подумать и сказать, на что по форме похож этот лист. В этом могут помочь и другие дети.
«Осенние листья»
Цель: Упражнять в выборе листьев по определённому цвету, совершенствование восприятия цвета и формы. Развитие умения сравнивать, быстро
реагировать на словесный сигнал.
Игровой материал: два набора картонных листьев деревьев разных цветов.
Ход работы. Один набор раздаётся детям, другой у педагога. Он показывает листок и говорит: «Раз, два, три такой листочек лети».
«Выложи из палочек ежа»
Цель: Развитие воображения, учить создавать схематичное изображение.
Игровой материал: наборы с счётными палочками по кол-ву детей.
Ход работы. Педагог предлагает детям подумать и выложить из счетных палочек изображение ежа.
«Тактильные дощечки»
Цель: развитие образного мышления, творческого воображения.
Игровой материал: дощечка №1 - кусочек пушистого натурального меха; дощечка №2 - кусочек искусственного меха; дощечка №З - ткань типа фланели или байки; дощечка №4- наждачная бумага.
Ход работы. Педагог предлагает закрыть глаза и представить, что дети попали в лес. В лесу стоит теремок, а в теремке живут… погладь дощечку и назови кого ты гладишь. Педагог может и сам предложить детям погладить зайчика, лисичку, ёжика и т. п.
«Аквариум»
Цель: Развитие зрительного внимания, совершенствование восприятия формы тела рыбки.
Игровой материал: картинка аквариум, силуэты: Золотая рыбка, меченосец, гуппи, улитка.
Ход работы. Рассмотреть картинку аквариума и рыбок. Уточнить форму тела, строение рыбки. Затем педагог предлагает закрыть глаза и меняет местами обитателей аквариума. Дети должны назвать «кто поменялся местами?».
«Геометрическая мозаика. Зайчик».
Цель: Развитие воображения. Учить создавать схематичное изображение животного.
Игровой материал: Два набора геометрических фигур (овалы разного размера) для фланелеграфа.
Ход работы. Педагог предлагает одному из детей на фланелеграфе выложить фигурку сидящего зайчика. При необходимости привлекаются к помощи и другие дети. Из второго набора детям предлагается выложить фигурку зайчика, который «встал как столбик под сосной».
«Собери снежинку»
Цель: развитие умения анализировать, формирование сообразительности, сосредоточенности.
Игровой материал: разрезные картинки из 3-4 частей с изображением снежинок.
Ход работы. Педагог предлагает рассмотреть части картинки и составить картинку снежинки. Затрудняющимся детям предложить образец.
«Геометрическая мозаика. Цыплёнок»
Цель: Развитие воображения, умения создавать схематичное изображение. Формирование умения абстрагироваться от второстепенных деталей, выделяя основную форму. Воспитание навыков сотрудничества.
Игровой материал: набор счётных палочек и геометрических фигур по одному на пару детей.
Ход работы. Педагог предлагает выложить из геометрических фигур и счётных палочек силуэт цыпленка.
«Собери семью»
Цель: развитие внимания, совершенствование восприятия формы и строения.
Игровой материал: Цветные изображения домашних птиц (куринная семья, утиная семья).
Ход работы. Педагог раскладывает перед детьми картинки с изображением взрослых птиц, просит рассмотреть их, вспомнить названия, найти сходство и различия. Выясняет, знают ли дети, какие из этих птиц умеют плавать. Затем педагог показывает детям изображения цыпленка, цыплят, гусенка, гусят, раздаёт изображения детям и предлагает собрать семью.
«На кормушке»
Цель: Совершенствование восприятия формы, строения и внешнего вида птиц. Развития умения ориентироваться в пространстве.
Игровой материал: картинки с птицами, картинка с кормушкой.
Ход работы. Педагог предлагает рассмотреть птиц, которые прилетели на кормушку. Назвать их отличительные особенности. Затем педагог предлагает назвать, где находятся птицы (над кормушкой, на кормушке, слева от кормушки и т. д.). Просит детей вспомнить, чем можно накормить птиц.
«Укрась рукавичку геометрическими фигурами»
Цель: Развитие умения построения узора, принимая во внимание пространственные отношения между его элементами, соблюдая симметричность. Воспитание навыков сотрудничества.
Игровой материал: силуэтные изображения рукавичек на правую и левую руку, набор геометрических фигур один на пару детей.
Ход работы. Педагог предлагает украсить рукавички узором из геометрических фигур. (Можно предложить каждой паре детей украсить рукавички одинаковым узором.)
«Назови пальчики»
Цель: развитие моторики, закрепление названий пальцев руки.
Ход работы. Педагог читает стихотворение:
Мой мизинчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил
С этим братцем щи варил.
С этим братцем песни пел.
Ну а этого встречал и конфеткой угощал.
Дети показывают пальчики, затем называют их.
«Выложи узор»
Цель: Развитие умения построения узора, принимая во внимание пространственные отношения между его элементами, соблюдая симметричность. Воспитание навыков сотрудничества.
Игровой материал: силуэтные изображения предметов одежды, набор геометрических фигур один на пару детей.
Ход работы. Педагог предлагает украсить одежду для кукол. Даёт указание, что узор должен располагаться в центре и по краям.
«Когда весело, когда грустно»
Цель: развитие умения определять настроение картинки по её цветовой гамме.
Игровой материал: иллюстрации из книг.
Ход работы. Педагог показывает иллюстрацию и предлагает детям определить, какое настроение она вызывает, объяснить свой выбор.
«Когда это бывает»
Цель: Закрепление знаний о временах года, развитие связной речи, внимания, выдержки.
Ход работы. Педагог называет признак или показывает схематичную картину с признаком времени года и просит детей назвать когда это бывает.
«Разрезные картинки»
Цель: развитие умения сравнивать, обобщать, правильно называть предмет; формирование сообразительности, сосредоточенности
Игровой материал: разрезные картинки из 5-6 частей с изображением овощей и фруктов.
Ход работы. Педагог предлагает рассмотреть части и составить картинку без образца.
«Куда плывёт рыбка»
Цель: Развитие зрительного внимания и ориентировки в пространстве.
Игровой материал: картинка аквариум, силуэты рыбок.
Ход работы. Рассмотреть картинку аквариума и рыбок. Уточнить форму тела, строение, местонахождение рыбки.
Затем педагог предлагает закрыть глаза и меняет местами обитателей аквариума. Дети должны назвать, что изменилось?
«Чьи детки»
Цель: Закрепление знаний о названиях деревьев, их строении и отличительных особенностях. Воспитание навыков сотрудничества.
Игровой материал: набор картинок: деревья, листья и плоды.
Ход игры: Педагог показывает картинки с деревьями и говорит, что каждое дерево имеет свои листья и плоды. Затем картинки с деревьями, листьями и плодами раздаются детям. Детям предлагается найти дерево. с которого упали «детки».
«Найди по силуэту»
Цель: развитие наглядного мышления, внимания, образной памяти. Игровой материал: бумажные фигурки сказочных героев.
Ход работы. Педагог с детьми рассматривает фигурки сказочных героев со всех сторон, объясняет, что такое силуэт (накладывает фигурку-шаблон на чистый лист бумаги и обводит её карандашом). Затем, переворачивает несколько фигурок обратной стороной и просит найти героев сказки.
«Рисовальный конструктор»
Цель: развитие воображения, развитие умения создавать образы на основе схематического изображения.
Игровой материал: листы бумаги с контурным изображением геометрической фигуры, карандаши.
Ход работы. Педагог с детьми рассматривает нарисованные геометрические фигуры. Затем раздает детям по одной фигурке и предлагает дорисовать её, чтобы получилось изображение предмета.
«Оденем кукол на прогулку»
Цель: Упражнять в нахождении оттенков темнее или светлее заданного цвета.
Игровой материал: 4 пальто красного, зелёного, синего, коричневого цветов. 8 шапочек и 8 пар сапожек. Половина шапочек и сапожек более светлых оттенков, чем пальто, остальные более тёмных оттенков.
Ход работы. Педагог вызывает ребё нка и предлагает подобрать одежду кукле для прогулки: к красному пальто подобрать более светлые сапожки и более тёмную шапочку и т. д. Можно вызвать сразу троих детей и предложить им подобрать более темные шапочки и сапожки, чем пальто.
«Составь узор на круге»
Цель: Развитие умения построения узора, принимая во внимание пространственные отношения между его элементами, соблюдая симметричность. Воспитание навыков сотрудничества.
Игровой материал: бумажные круги, набор геометрических фигур один на пару детей.
Ход работы. Педагог предлагает украсить тарелочку для кукол. Даёт указание, что узор должен располагаться в центре тарелочки и по краям.