Эндже Шакирова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Четыре гостьи. В гостях у времён года»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе.
Тема: Мир и человек. Четыре гостьи. В гостях у времён года.
Программное содержание: 1. Формировать у детей общее представление о Земле- планете как в природе, о взаимосвязи природы с человеком.
2. Закладывать основы экологической культуры личности, учить детей правильному поведению в природной среде.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе „Четыре гостьи, В гостях у времён года“» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2013
3. Развивать способности к творческому воображению, к индивидуальному самовыражению, приобщать детей к нравственным ценностям народа, общества. Учить создавать атмосферу эмоционального взаимодействия друг с другом.
Тип занятия : интегрированное.
Методические приё мы: словесный, наглядный, игровой.
Словарь: Вселенная звезда, планета, астроном, пейзажи, старик-годовик, Масленица.
Демонстрационный и раздаточный материал: 1. Плакаты Солнечной системы, времена года.
2. Выставка книг по теме и картины художников.
3. Портреты писателей, композитора Чайковского.
4. Глобус, карта.
5. Художественные тексты.
6. «Как прекрасен этот мир»-выставка детских рисунков.
7. Бумага, карандаши, фломастеры.
8. Чайный стол. Блины.
Предварительная работа: Наблюдения. Беседы, экскурсия; заучивание художественных текстов; чтение; рисование.
Костюмы, элементы декора.
Воспитатель: Земля- наш общий дом, ведь мы на ней живём, а много ли, дети, мы знаем о нем?
Добрый день, дорогие дети, уважаемые гости! Сегодня мы поговорим о земле… Расскажу вам легенду «Земля, небо и боги».
«В начале времён Земля и Небо были единым целым. Богов окружала темнота, и они попросили Лес упереться головой в небо, а ногами в Землю- и надавить… Так земля и Небо навсегда оказались раздельными».Люди отправились в дальние путешествия, чтобы увидеть и узнать побольше о нашей планете. «Иди, иди, иди, а конца не найдешь»,- говорили о ней.
Ни начала, ни конца,
Не затылка, ни лица.
Знают все- и млад и стар-
Что она большущий шар.
(демонстрируется модель земли- глобус)
Планета Земля разделена 7 материков: Азия, Австралия, Африка, Антарктика, Америка Северная и Южная, Европа. Развёрнутая на плоскости Земля выглядит вот так (демонстрируется карта) и называется карта Земли.
Синий цвет и голубой
Окружают шар зеленой.
Реки и моря большие
Тоже сине –голубые.
Большая часть Земли покрыта водой- это озёра, реки, моря, океаны. Есть на Земле жаркие пустыни, влажные тропики, холодные льды (показываю плакат, карту).
К доске выходит ребёнок из букв составляет слово-название планеты, прикрепляет при помощи магнитов : ЗЕМЛЯ. (демонстрируется плакат «Планеты Солнечной системы»)
Рассмотрев, начинаем читать названия планет (Юпитер, Меркурий, Марс, Плутон, уран, Венера, Сатурн, Нептун, Земля)- их 9. Земля-третья от Солнца планета. У Земли есть спутник-Луна. Когда Земля вращается вокруг Солнца, происходит смена времён года, вращение вокруг своей оси приводит к смене дня и ночи.
-Ребята, какие времена года мы знаем? Сколько их?
-Зима, весна, лето, осень. Четыре.
-Какое время года сегодня, вот сейчас?
-Зима. (Называют зимние месяцы)
-Назовите время суток, когда светло, темно.
-День, ночь.
- Молодцы. «День и ночь-сутки прочь», так проходят дни месяца. Назовите дни недели по порядку. (ответы детей)
Вы, дети, знаете, что окружающий нас мир весёлый, разноцветный, меняется независимо от нас. Четыре художника наряжают Землю и она «переодевается», словно человек. ( В календаре природы и погоды делаются пометки: указывается смена времён года, год, месяц, день недели и дата).
Красота природы вдохновляют поэтов, художников, композиторов. Посмотрите на картины художников: это «Зима» И. И Шишкина (уроженца Елабуги, нашего земляка, И. И Левитана «Золотая осень» и «Март», «Большая вода», «Первый снег», А. Пластова.
Русский композитор П. И. Чайковский (показываю портрет) создал музыкальный календарь природы «Времена года», посвятив пьесу- музыку каждому месяцу года. Этнограф, моряк-путешественник, писатель В. И Даль (показываю его портрет) написал сказочку «Старик-годовик». Сядьте поудобнее и послушайте её. Читаю с комментариями, по вопросам выясню, как поняли дети смысл и содержание сказки.
А сейчас физкультминутка.
1, 2, 3, 4, 5 не ленись и покружись
1, 2, 3, 4, 5 дружно за руки возьмись
И друг другу улыбнись. (садятся)
Ребята, целый год собирались тихонько наряжались четыре гостьи. Скоро они будут у нас. Хотите с ними встретиться? Хорошо, помогут нам капелька фантазии и хорошее настроение.
Видеть мир привыкли люди
Белым, жёлтым, синим, красным.
Пусть же все вокруг нас будет
Удивительным и разным.
Вот и первая гостья. Звучит музыка. Выходит Лето. (девочка)
Лето: Я-Лето. Я с грибами; я с цветами,
С земляникой под кустом, чудо рыбой под мостом.
Я принесла летние гостинцы, их прислали летние месяцы, как их зовут? (ответы детей) Уходит.
Входит Осень. (девочка)
-Вот промелькнуло лето –настал и мой черед. Ребята, вы узнали меня? Да, я Осень, я приношу веселые краски для деревьев, тучами закрываю солнце, отправляю птиц в теплые страны, покрываю землю где листком, где снежком. Ребятишек провожаю в школу, а взрослые собирают урожай.
- А когда наступает осень? (ответы детей)
В белом платье при короне с волшебной палочкой входит Зима. (девочка)
-Низкий поклон вам, гости дорогие! Здравствуйте, друзья!
Я Зима, снега, стужи мастерица,
И вами я снежки играла.
И на санках всех катала,
Бабу снежную лепила…
Ничего я не забыла! (достает снежинки с загадками и загадывает детям-про зимние месяцы, дети отгадывают, она их благодарит и хвалит : «Ах, вы умные ребятки, отгадали все загадки!»
Под музыку входит Весна. (девочка)
-Я пришла сюда на последний хоровод Зимы, она постаралась, чтобы мы встретились.
Воспитатель: ждали мы тебя, Весна, ты нам очень всем нужна, вместе с нами ты садись, на ребяток подивись!
-Пора мне собираться, да на Север возвращаться. (танцуют Зима с весной)
-Принимай весна,правленье, ключ тебе в награду. (Зима уходит)
Воспитатель: Встречай Весну красавицу, родимая Земля. А поможет нам весёлая Масленица. Встреча Масленицы приходится на февраль-март, по древнему преданию именно в это время приходит на Землю добрая богиня Лада- светлое божество плодородия. Но шёл век за веком, сменялись божества- и богиня Лада превратилась в вестницу весны и любви Масленицу. Будем Масленицу величать, блинами угощать да добрые русские обычаи помнить.
СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ.
Появляется Масленица со своей свитой (они играют и поют).
Масленица: А я с ярмарки шла, полтора зерна несла,
Уморилась, уморилась, уморилася.
Я домой пришла, я блинов напекла,
Уморилась, уморилась, уморилася.
Эй, играй, моя гармошка,
И пощады не проси.
Посмотрите, полюбуйтесь,
Вот веселье на Руси!
Как на масленой неделе
Из печи блины летели
Ой, блины, мои блины
Вы блиночки мои!
(на стол подаётся большое блюдо с блинами)
Воспитатель: Дорогая наша гостья Масленица, коса длинная, лента алая, ты надолго к нам пришла?
Масленица: Я пришла всего на 7 дней, на неделю. Самым важным событием считается среда-лакомка. В этот день тёщи угощали зятьёв блинами.
Песенка инсценировка «Было у тёщи 7 зятьёв».
1. Было у тещи 7 зятьё в: Хомка- зять, и Пахомка- зять, и Гришка- зять, и Гаврилка- зять, и Макарка- зять, и Захарка- зять, и Ванюша- зять. Зятюшка- Ванюшка милей всех зятьёв.
2. Стала теща зятьё в угощать: и Хомке- блин, и Похомке- блин, и Гришке- блин, и Гаврилке –блин, и Макарке –блин,и Захарке- блин, и Ванюшке- блин. Зятюшке Ванюшке два блина. Хорший зятек –второй сынок. (Зятья накидывают шаль на её плечи) Отгадайте – ка мою загадку: Что на сковородку наливают да вчетверо сгибают?
Зятья: -Блины!
Тё ща: Пойдемте блины «печь»!
(Дети садятся за столы и на бумажных листочках –кружочках рисуют блины)
КОНКУРС ГОСТЕЙ.
Воспитатель: Дорогие гости, вспомните, пожалуйста, народные пословицы, поговорки, приметы, частушки… Нарисуйте- «испеките» блины на память по своему рецепту.
В это время готовится чайный стол с блинами, мёдом, вареньем. Теща девочка собирает рисуночные блины на поднос. Демонстрируется выставка детских рисунков «Как прекрасен этот мир».
ИТОГИ ЗАНЯТИЯ
Дорогие друзья, наша встреча подошла к концу, жалко с вами расставаться, но пришла пора прощаться. Мы все старались, чтобы всем было интересно и весело. Мы надеемся, что гости унесут от нас капельку мечты, чайную ложечку радости и полное сердце любви.
Дети давайте поделимся друг с другом о том, что интересного и полезного вы узнали сегодня, что вам особенно понравилось…Завтра 1 марта –начало весны, давайте же: «Февралю помашем, марту «здравствуй» скажем»
Все вместе закончим занятие с песней : «Здравствуй, солнышко!»
1. А весна, а весна
Снова к нам вернулась,
Посмотрите в окно-
Солнышко проснулось.
Припев: Здравствуй, солнышко,
Мы рады,
Мы ребята из детсада
Песню весне поем.
- А не пора ли хозяевам и гостям налить чаю!
ЧАЕПИТИЕ!