Лариса Семенютина
Мини-тренинг для родителей в период адаптации детей к детскому саду
▼ Скачать
Цель: гармонизация взаимоотношений ребенок-взрослый.
Задачи: сплочение родителей в разрешении проблемных ситуаций, поиск альтернатив; повышение психолого-педагогической культуры родителей; обучение навыкам рефлексии.
Материалы: две большие разрезные картинки, 10-15 капроновых лент длиной 1 м.
1. «Собери картинку»
Публикация «Мини-тренинг для родителей в период адаптации детей к детскому саду» размещена в разделах
Всем участникам группы раздается фрагмент большой картины, и они должны сообща сложить картину. Если участников в группе 8-12 человек, то целесообразно разделить их на две подгруппы и каждой группе дать свою сюжетную картинку. После того как картины сложены, участники должны придумать им название.
2. Погружение в детство
Ведущий. Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию: оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, в ногах. Поток времени уносит вас в детство — в то время, когда вы были маленькими. Представьте теплый весенний день, вам три-четыре года. Представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы идете по улице. Посмотрите, что на вас надето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идете по улице, а рядом с вами близкий человек. Посмотрите, кто это. Вы берете его за руку и чувствуете ее тепло и надежность. Затем вы отпускаете руку и убегаете весело вперед, но недалеко, ждете своего близкого человека и снова берете его за руку. Вдруг вы слышите смех, поднимаете глаза и видите, что держите за руку совсем другого, незнакомого вам человека. Вы оборачиваетесь и видите, что ваш близкий человек стоит сзади и улыбается. Вы бежите к нему, снова берете за руку, идете дальше и вместе с ним смеетесь над тем, что произошло.
А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату. Когда будете готовы, вы откроете глаза.
Рефлексия
— Удалось ли окунуться в детство?
— Почувствовали ли вы надежное плечо, сопровождающее вас в детстве?
— Что для вас значит «надежное плечо»?
— Какие чувства у вас были, когда вы потеряли поддержку?
— Что хотелось сделать?
3. «Недетские запреты»
Выбирается один участник и садится на стул в центре круга. Все остальные по одному подходят к нему и говорят, что они ему запрещают делать, — то, что участники чаще всего говорят своему ребенку. При этом капроновой лентой завязывают ту часть тела, которой касался запрет. Например: «Не кричи!» — завязывается рот, «Не бегай» — завязываются ноги и т. д.
После того как выскажутся все участники, сидящему предлагается встать. Так как он не сможет встать, то его нужно развязать. Для этого каждый участник подходит к ленте, которую завязал, и снимает запрет, то есть говорит, что делать можно. Таким образом, суть запрета остается. Например: «Не кричи — говори спокойно».
Деролинг
Каждый участник проговаривает: «Я не ребенок — Я. (собственное имя)».
Рефлексия
Рефлексия участника, игравшего роль ребенка:
— Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу свободу?
— Ограничение движения какой части тела вы ощутили наиболее остро?
— Какие чувства были у вас, когда вам предложили встать?
— Что хотелось развязать в первую очередь?
— Что вы чувствуете сейчас?
Рефлексия участников, игравших роль взрослого:
— Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?
— Что вам хотелось сделать?
— Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?
— Какие чувства вы испытываете сейчас?
4. «Атомы и молекулы»
Участники — это атомы, которые хаотично передвигаются по залу и по команде ведущего собираются в группы. По команде: «Идет реакция в молекулах по одному» — двигаются без остановок, «по два» — быстро распределяются по парам, «по три» — объединяются в тройки. Игру можно повторять несколько раз.
5. Открытый микрофон
Ведущий берет в руки игрушечный микрофон или предмет, его изображающий, и говорит аудитории, что больше всего ему понравилось или запомнилось в процессе совместной деятельности. Микрофон передается по кругу.