Татьяна Парасюк
Семинар-практикум для молодых воспитателей по нетрадиционным техникам рисования «Руками волшебника»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение её начинается уже в дошкольном возрасте.
Творчество (креативность) – активная, целенаправленная деятельность человека, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное. Очень важная организация условий, средств, благотворно влияющих на развитие творчества.
Публикация «Семинар-практикум для молодых воспитателей по нетрадиционным техникам рисования „Руками волшебника“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Семинар, практикум
- Темочки
По мнению ряда современных психологов, лучшим периодом для развития является дошкольный возраст. Поэтому развитию творчества уделяется много внимания во всех видах деятельности дошкольников. Ещё Аристотель писал: «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности ребёнка».художественно – творческие способности, умение и навыки детей необходимо начинать развивать как можно раньше, поскольку занятия изодеятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности художественного мышления и памяти детей.
Самое главное – создавая изображение, ребенок приобретает различные знания, уточняются его представление об окружающем, в процессе работы он осмысливает новые качества предметов, овладевает изонавыками, умениями, учится осознано их использовать.
Нетрадиционный подход к выполнению изображения даёт толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребёнка, учит нестандартно мыслить.
Нетрадиционные техники рисования помогают почувствовать себя свободным, преодолеть свой страх, увидеть и передать на бумаге то, что обычными средствами сделать труднее. А главное, они дают детям возможность удивиться и порадовать миру. Ведь всякое открытие чего-то нового, необычного несёт радость, даёт новый толчок к творчеству.
Каждый из нетрадиционных материалов, которые могут быть предложены дошкольникам, имеют свою специфику, изобразительные возможности. Неправильно думать, что достаточно научить ребёнка рисовать каким-то материалом, другими он научится сам. При применении различных материалов педагог должен сначала тщательно продумать и предполагаемую технику работы, и ожидаемый результат, чтобы дети поняли различные между ними и могли в дальнейшем использовать их для создания выразительных, творческих рисунков.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет не интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе, а перечисленные ниже нетрадиционные техники способствуют этому.
С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:
• рисование пальчиками;
• рисование ладошкой;
• оттиски печатками из картофеля;
• тычок жесткой полусухой кистью.
Пальчики – палитры
Под рукой нет кисточки? Не беда! Один палец обмакнём в красную краску, другой – в синюю, третий – в жёлтую… Чем не палитра.
Темы: Младшие группы.
«Рассыпались мамины бусы»
«Посыпался весёлый горох»
«Падает пушистый снег»
«Украсим ёлку к Новому году»
Оттиск печатками из картофеля
Ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумаге. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.
Темы: «Украсим маме фартук»
«Звёзды на погоны папе»
«Звёздное ночное небо»
Тычок жесткой полусухой кистью
Ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Темы: «Пушистая шубка Деду Мороза»
«Шерстка медведя»
«Ёжик»
«Рисование ладошкой»
Обмактем всю ладонь или её часть в краску и оставим на бумаге отпечаток. А можно «раскрасить» ладонь в разные цвета. Что получится? Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.
Тема: «Рыбки в аквариуме»
«Солнышко»
«Травка».
Средняя группа.
«Дорожка для дымковской барыни»
«Вспомним лето»
Старшая группа.
«Гроздья спелой рябины»
«Волшебные облака»
Подготовительная к школе группа
«День смеха»
«Космический сон»
«Набрызг»
Непростая техника. Её суть – в разбрызгивание капель с помощью специального приспособления, которое в детском саду нам заменяет зубная щётка и стека. Зубная щётка в левой руке наберём немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щётки – быстрыми движениями, по направлению к себе. Лучше начинать осваивать эту технику летом на прогулке.
Тема: «Закружила осень золотая». Золотой краской набрызгать кружащую листву. Кисточкой пририсовывать стволы.
«Снегопад». По-разному цветному фону белый «набрызг».
«Кляксография»
Игры с кляксами помогают развить глазомер, кординацыю и силу движений, фантазию и вооброжение. Поставим большую яркую кляксу. Возьмём трубочку для коктейля и осторожно подуем на каплю… Побежала она вверх, оставляя за собой след. Повернем лист и снова подуем. А можно сделать ещё одну кляксу, но другого цвета. Пусть встретятся. А на что же похоже их следы? Думайте!
«Расчёсывание краски»
Это приём рисования, при котором специальным гребешком, стекой с зубчиками или обыкновенной вилкой проводят по мокрой краске и процарапывают на ней прямые и
волнистые линии, длинные или короткие. Это придаёт объём рисунку и необычную структуру изображаемым объектам.
Тема: «Верблюд в пустыни», «Волны на море».
«Монотипия»
Получение изображения переводом его с одной поверхности на другую, оттиск изображения. Техника монотипия требует от ребёнка развитых изобразительных навыков, точности и аккуратности, необходимости последовательных действий. Сложность монотипии заключается в быстром развитии рисунка.
С учё том сложностей создания изображения при помощи монотипии рекомендуется:
• на начальном этапе обучения – использовать приём сотворчества с взрослыми;
• ребёнок должен получать лист бумаги с готовой линией сгиба;
обучение техники монотипии лучше всего организовывать с подгруппой детей.
Темы: «Осенний пейзаж», «Дорисуй предмет», «Бабочка», «Город на реке»
«Рисование воском»
Рисунок наносится при помощи водоотталкивающего материала – свечки или сухого кусочка мыла, невидимые контуры не будут окрашивать при нанесении поверх них акварельной краски, а будут проявляться.
Тема: «Морозный узор», «Снежинки», «Ночной город», «Космос», «Берёзовая роща».
«Рисование ладошкой»
Обмактем всю ладонь или её часть в краску и оставим на бумаге отпечаток. А можно «раскрасить» ладонь в разные цвета. Что получится? Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.
Тема: «Рыбки в аквариуме», «Солнышко», «Травка»,