Светлана Морозова
Мини-проект «Зимушка-зима!»
▼ Скачать +Заказ
Проблема:
Расширить знания детей в области познавательно – исследовательской деятельности.
Продолжительность мини – проекта:
Однодневный.
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Коммуникация», «Познавательно – исследовательская», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».
Виды деятельности:
восприятие художественной литературы, игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, художественное творчество, трудовая.
Цели.
Развивающие:
Публикация «Мини-проект „Зимушка-зима!“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
• уточнить и конкретизировать представления детей о характерных признаках зимы;
• развивать любознательность, воображение, творчество;
Обучающие:
• учить устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в неживой природе;
• познакомить детей с образом русской зимы;
• учить создавать коллективные работы, работать слаженно, помогая друг другу;
• закрепить навыки вырезывания, наклеивания, ориентирования;
• развивать мелкую моторику кисти рук;
Воспитывающие:
• воспитывать интерес у детей к зимним играм и забавам;
• воспитывать эстетическое отношение к природе;
• воспитывать интерес и стремление изучать природу;
• формировать понимание, что для сохранения природы ее нужно беречь и преумножать.
Участники проекта:
Дети подготовительной группы и педагог.
Руководитель проекта:
Морозова Светлана Владимировна.
Обеспечение проекта:
Материально – техническое и учебно - методическое.
Наборы для работы:
• цветная бумага, клей, карандаши, ножницы, ватман и т. д.
• иллюстрации по данной теме;
• методическая литература;
• художественная литература;
• подвижные игры.
Предполагаемые результаты:
Дети называют характерные признаки зимы: самые длинные ночи и самые короткие дни, много снега, деревья стоят голы. Имеют представления об изменениях образа жизни животных, птиц, насекомых; устанавливают зависимость. Активны в играх. С интересом выполняют практическое задание, демонстрируют своим младшим друзьям.
Продукт проектной деятельности:
• изготовление коллективной работы «Два дружных снеговика»;
• демонстрация работы родителям и детям младшей группы;
Презентация проекта:
Защита проекта в форме беседы с детьми младшей группы, проведения релаксации и подвижных игр: «Снежный ком» и «Снежки».
Этапы проекта:
1 этап: подготовительный.
• обсуждение темы проекта;
• подбор материалов и игр;
2 этап: выполнение проекта.
• чтение художественной литературы;
• беседа и рассматривание иллюстраций по теме;
• проведение игр, реалаксации;
• выполнение аппликации «Два дружных снеговика»;
• презентация проекта.
Подведение итогов и анализ работы.
План реализации проекта.
Утреннее время:
Чтение сказки Д. Биссета «Первый снег».
Цель:
Познакомить с происхождением и свойствами снега, воспитывать интерес к художественной литературе.
Формы и содержание:
Беседа:
• Куда полетел теплый ветер?
• Что нес с собой холодный ветер?
• Какой бывает снег?
• Откуда появляется снег?
• Какой снег на ощупь?
• Что произошло со снегом в сказке, когда взошло солнце?
• Из чего получаются сугробы?
• Почему снег скрипит?
Содержание образовательной деятельности.
Организационный момент.
Загадывание загадок:
1. Как по небу с севера
Плыла лебедь серая, плыла лебедь сытая.
Вниз кидала, сыпала на поля – озерушки
Белый пух да перышки. (Снеговое облако.)
Почему автор сравнивает снеговое облако с птицей?
2. Скатерть бела весь свет одела.
3. Белое покрывало на земле лежало.
4. На дворе горой, а в избе водой.
5. Бел, да не сахар, ног нет, а идет.
(Снег.)
Отгадали вы правильно. Свежевыпавший снег придает всему окружающему миру праздничность: белые дорожки, обсыпанный первым снегом кустарник, припорошенные скамейки. (Имитируем падание снега.)
С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки. Маленькие льдинки в небе – это замерзший водяной пар. Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки.
При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звезды обращаются в белую пыль. А когда мороз не сильный, снежинки скатываются в белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа.
Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет мороза, образуются хлопья.
Хрустит снег оттого, что под тяжестью вашего тела ломаются звездочки и лучи. Идет зима, растут сугробы. Давайте представим, что мы с вами гуляем в зимнем лесу.
Релаксация.
Мы попали в зимний лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Справа – березка в шубке стоит,
Слева – елка на нас глядит.
Снежинки в небе кружатся,
На землю красиво ложатся.
Вот и зайка прискакал.
От лисы он убежал.
Это серый волк рыщет,
Он себе добычу ищет.
Все мы спрячемся сейчас.
Не найдет тогда он нас!
Лишь медведь в берлоге спит.
Так всю зиму и проспит.
Пролетают снегири – ох, красивые они!
В лесу красота и покой,
А нам пора уже домой!
Ребята, а вы знаете, что месяц декабрь год кончает, а зиму начинает. (Рассматривание иллюстраций о зиме.)
Ребята, а кому зимой снег служит теплым одеялом? (Медведю.)
А кому зимой помогает прятаться? (Зайцам.)
Кому еще зимой без снега не обойтись? (Растениям.)
Зимой снег укрывает корешки, защищает от мороза. Если зимой снега много, то весной он растает, и будет много воды. Земля воду впитает, и все растения вдоволь напьются. В народе говорят: если на полях много снега, то будет много хлеба!
Ребята, а вам нужен снег? Нужен. На санках с горки кататься, снеговика лепить, в снежки играть, из снега крепость строить. (Выставляем иллюстрации.)
Физминутка:
Снег идет, снег идет.
Дворник улицу метет.
Стороной народ идет.
Веселей, веселей!
Заниматься нам не лень:
Мы немного разомнемся,
За дела опять возьмемся.
(Произвольная имитация движений.)
Наступил декабрь, пришла белая и холодная зима. Потонул в снегу лес, и спрятались под ним плоды и семена, еще не доступней стали корни растений. Нет ни сочной травы, ни мягких листьев на деревьях.
Беседа по вопросам:
1. Как вы думаете, боятся ли звери, живущие в лесу, зимы?
2. Что их спасает от зимней стужи? От хищников? Не страшен ли им холод?
3. Чем питается зимой заяц, белка?
4. Чем лиса выслеживает зимой добычу?
5. Почему к зиме барсук, медведь накапливают жир, белка запасает корм, а заяц и лиса – нет?
6. Как проводит зиму еж?
7. Как изменился образ жизни зимующих птиц? Чем они питаются?
8. Где проводят зиму насекомые?
9. Как зимуют лягушки и рыбы?
10. Как можно помочь лесным зверям, птицам, рыбам зимой?
Воспитатель обобщает и уточняет знания детей.
Ребята, а кто назовет зимние месяцы?
Правильно! Мы уже говорили, что «Декабрь год кончает, зиму начинает», а вот про январь в народе говорят: «Январь – году начало, зиме середина». А про февраль говорят: «Морозы и метели под февраль налетели».
Кто из вас меня внимательно слушал, тот понял, что я не просто перечислила зимние месяцы, а рассказала о каждом месяце поговорками. Как вы их понимаете? А вот такие поговорки?
• Зимой снег глубокий – летом хлеб высокий.
• В зимний холод всякий молод.
• Зимой без шубы не стыдно, а холодно.
• Зимой съел бы грибок, да снег глубок.
Много есть стихов, песен, пословиц, поговорок о зиме. А какой праздник ждут не только дети, но и взрослые?
Вот и побеседовали мы с вами о зиме. А сейчас мы потрудимся. Будем выполнять апликацию снеговика. А сделаем это мы необычным способом.
Обсуждение приемов выполнения.
Выполнение коллективной работы «Два дружных снеговика».
Анализ:
Из сегодняшнего занятия мы узнали, что снег состоит из отдельных снежинок, почему во время ходьбы он скрипит, как переносят зиму животные, насекомые, рыбы. С удовольствием побывали в зимнем лесу и поиграли. Коллективную работу выполнили аккуратно. Работали все слаженно, добросовестно помогали друг другу и с желанием довели работу до конца. С поставленными задачами мы справились.
Спасибо за работу!