Наталья Белобородова
Мини-музеи
▼ Скачать + Заказать документы
Мини-музеи
оздание мини- музеев в МОУ как эффективная форма совместной партнерской деятельности детей, педагогов и родителей
Публикация «Мини-музеи» размещена в разделах
Создание мини- музеев – одна из эффективных форм обогащения воспитательно - образовательного процесса в МОУ
В дошкольном возрасте закладываются основы созидательного и познавательного отношения к миру, формируется эмоциональная отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира, уважение и заинтересованное отношение к народной культуре, опыту и народным традициям.
Коллектив нашего МОУ постоянно находится в поиске современных образовательных форм и методов интенсивного обновления педагогического процесса, мы стараемся создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться.
Педагоги нашего МОУ заинтересовались практикой создания мини-музеев в дошкольных учреждениях. На подготовительном этапе создания мини-музеев коллектив каждой группы (дети, педагоги, родители) определил тему и название музея, разработал его модель, выбрал удобное место для размещения.
Тематика мини- музея в первую очередь отразила специфику возраста, интересы и увлечения каждого «творческого коллектива» группы. Музейные островки гармонично вошли в интерьер групп и кабинетов, стали неотъемлемой частью развивающей среды, получились неповторимыми по оформлению и содержанию. Так, например: в младшей группе «Солнышко» создан музей «Курочки рябы»; воспитателями и детьми старшей логопедической группы «Колокольчик» совместно с родителями была собрана коллекция для мини – музея «народно – прикладного искусства»; воспитатели старшей группы «Одуванчик» создали мини – музей «Буренушка»; воспитатели совместно с детьми подготовительной группы «Ландыш» и их родителями создали мини – музей «Собака – друг человека»; воспитатели подготовительной логопедической группы «Фиалка» создали мини – музей «Авиации».
Основой экспозиции наших мини-музеев стали коллекции, альбомы фотографий и иллюстраций, книги, детские поделки, исторические экспонаты, игровые макеты изготовленные педагогами и детьми, родителями.
Мини- музей «Народно – прикладного искусства»
Цель создания:
познакомить детей с историей родного края на примере народной игрушки, воспитывать интерес к народным промыслам, развивать воображение, художественный вкус, моторику рук.
Содержание экспозиции:
деревянные, глиняные игрушки и посуда, куклы из ткани, соломы, тканые изделия, а также старинная утварь. Творческие поделки, изготовленные детьми и взрослыми.
Литературный ряд:
народные песни и потешки, загадки, детские стихи об игрушках
Зрительный ряд:
репродукции с изделиями народных промыслов, альбомы с эскизами, схемами изготовления игрушек.
Активизация восприятия :
материалы для изготовления игрушек: кусочки ткани, нитки, солома, глина и т. д. Шаблоны для самостоятельной росписи, мастер - классы для детей и взрослых.
Мини- музей «Буренка»
Цель создания:
Познакомить детей младшего возраста с домашними животными на примере коровы, со сказками о ней, развивать речь, формировать эмоциональное отношение к животным. Познакомить с их ролью в жизни человека, воспитывать бережное, заботливое отношение к животному миру. Формирование проектно-исследовательских умений навыков. Формировать умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания. Развитие творческого и логического мышления, воображения. Обогащение предметно- развивающей среды МОУ.
Литературный ряд:
стихи классиков, детских поэтов, загадки, сказки, былины, детские рассказы
Музыкальный ряд:
коллекция колокольчиков.
Экспозиция:
1. Подбор экспонатов для музея (родителями и детьми). 2. Чтение стихов детьми о корове. 3. Рассказывание сказок детям родителями. 4. Наблюдение за животными (коровами) в природе (на лугу). 5. Знакомство с деятельностью человека ухаживающего за домашними животными (художественная литература, рассматривание картинок и т. д.) -родителями. 6. Изготовление экспонатов своими руками. 7. Подобрать литературы и фотографий про коров разных пород. 8. Враги- кого боится Бурёнушка? 9. Знакомство с профессиями людей обслуживающими домашних животных. 10. Музыкальные инструменты (коллекция колокольчиков, дудочек, флейт). 11. Просмотр и прослушивание р. н. сказок (по DVD и CD-R) 12. Подбор и изготовление дидактических игр. 13. Экскурсии в другие группы. 14. Подбор молочной продукции, мясной (муляжи и картинки) и т. д.
Мини- музей «Собака – друг человека»
Руководители мини-музея : Пупшева Наталья Ивановна, Селихова Светлана Васильевна, воспитатели подготовительной к школе группы.
Структура управления мини-музеем :
Руководители мини-музея планируют, координируют, контролируют работу в мини-музее.
Цель создания:
- знакомство детей с ролью собаки в жизни человека;
- воспитание заботливого отношения к животному миру;
- формирование у дошкольников навыков исследовательского поведения.
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
- принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
- принцип опоры на интересы ребенка;
- принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
- принцип наглядности;
- принцип последовательности;
- принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Экспозиция:
музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются на полках стенки в групповой комнате. Например, коллекции игрушек-собачек (мягких, резиновых, пластмассовых) располагаются на нижней полке стенки, поэтому всегда доступны для детских игр. Коллекция фигурок собак из различных материалов (яичная скорлупа, слоеное тесто, масса для лепки, гипс, картины в рамках стоят на верхней полке в целях безопасности и используются при работе с детьми только совместно с воспитателем. На нижней полке представлена детская литература, подборки картинок о собаках, дидактические игры с фотографиями собак.
Литературный ряд: библиотечка сказок, загадки, иллюстрации.
Видеоряд: фильмы, сказки, мультфильмы.
Мини- музей «Авиации»
Цель создания:
Музей призван способствовать формированию у воспитанников гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса. Воспитанию любви и уважения к жителям города авиационной промышленности, городу – наукограду – Жуковский.
Литературный ряд:
книги об авиации, календари с изображением самолетов, фотографии летчиков, космонавтов, подборки газет, альбомы с иллюстрациями о достопримечательностях города.
Экспозиция:
1. Подбор макетов самолетов для музея (родителями и детьми). 2. Чтение и рассматривание иллюстраций в книгах об авиации. 3. Изготовление экспонатов своими руками. 4. Знакомство с профессиями людей, работающих в авиации. 5. Экскурсии в другие группы.
Мини- музей «Курочка Ряба»
Цель создания:
Познакомить детей младшего возраста с домашними птицами на примере курицы, со сказками о ней, развивать речь, формировать эмоциональное отношение к домашним птицам. Познакомить с их ролью в жизни человека, воспитывать бережное, заботливое отношение к животному миру. Формирование проектно-исследовательских умений навыков. Формировать умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания. Развитие творческого и логического мышления, воображения. Обогащение предметно- развивающей среды МОУ.
Литературный ряд: стихи классиков, детских поэтов, загадки, сказки, былины, детские рассказы
Экспозиция: 1. Подбор экспонатов для музея (родителями и детьми). 2. Чтение стихов детьми о курочке. 3. Рассказывание сказок детям родителями. 4. Наблюдение за курочками и цыплятами в природе (в деревне). 5. Знакомство с деятельностью человека ухаживающего за домашними птицами (художественная литература, рассматривание картинок и т. д.) 6. Изготовление экспонатов своими руками. 7. Знакомство с профессиями людей ухаживающими за домашними птицами. 8. Просмотр и прослушивание р. н. сказок (по DVD и CD-R) 9. Экскурсии в другие группы.
В настоящих музеях, как правило, запрещается трогать экспонаты руками, а в наших мини- музеях это не только можно, но и нужно! Дошколята могут посещать «музей» каждый день, менять, переставлять экспонаты, брать их в руки, рассматривать и даже использовать в своих играх. Работа над созданием музея увлекает воспитателей, обогащает и развивает детей, нравится родителям, музейные экспонаты используются для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка и расширения кругозора детей дошкольного возраста
Направление музейной педагогики настолько широко и интересно, что применять ее методы можно практически в любых сферах деятельности детей, а также в непосредственной образовательной деятельности. Такое дополнение делает НОД ярче, вызывает интерес дошкольников, развивает познавательную активность, обогащает знания об истории, многовековой культуре человечества, позволяет активизировать и обогатить процесс взаимодействия взрослых и детей, является, по сути, новой образовательной технологией.
Одним словом, дети, ради которых мы и создаем проект, получают несомненную пользу от его внедрения. У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музеям.
Мини-музеи позволили воспитателям сделать понятие музей привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка.
Цели и задачи мини- музея
1 Обогаще6ние предметно- развивающей среды ДОУ
2 Обогащение воспитательно - образовательного процесса новыми формами
3 Формирование у дошкольников представления о музее
4 Расширение кругозора, развитие познавательных способностей
5 Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания
6 Развитие творческого и логического мышления и воображения
7 Формирование активной жизненной позиции