Елена Олейник
Мини-музей в ДОУ «Здравствуй, театр»
▼ Скачать + Заказать документы
Мини-музей в ДОУ
в образовательном процессе ДОО
В нашем саду успешно применяется социально-педагогическое проектирование, связанное с образовательным учреждением и средой, в котором реализуются процессы обучения, формирования и в том числе социально-личностное воспитание дошкольников. Для успешного всестороннего развития используется метод проектов, один из которых назван «Мини-музеи в детском саду»
Темочки:
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
С этой целью в нашем МДОУ организована деятельность педагогического коллектива, направленная на создание и обогащение музейной среды в МДОУ. Проект включает в себя работу таких мини-проектов как «Здравствуй, театр!», «Русская изба», «Музей моря», «Россия – Родина моя» (музей государственной символики, «Музей игрушки», «Музей спорта»
Актуальность создания мини-музеев. Причины самые разные. Во-первых, наше дошкольное учреждение находится вдали от «настоящих» музеев. Во-вторых, многие родители считают, что детям дошкольного возраста ещё рано посещать такие учреждения. И, в-третьих, многим мамам и папам просто не приходит в голову идея такой экскурсии. Поэтому мы решили создать собственный «музейный комплекс», включающий мини-музеи в групповых помещениях, мини-музеи спорта, кукол, театра, моря, народного быта.
Мини-музей в детском саду – это особый вид детского музея, который располагается непосредственно в дошкольном учреждении.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали их «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определённую ограниченность тематики.
Важная особенность этих элементов развивающей среды – участие в и создании детей и родителей. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! В обычном музее ребёнок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причём не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Экспонаты для мини-музеев постоянно пополняются педагогами, детьми и родителями. Для организации мини-музеев использовались различные групповые помещения, раздевалки, коридор. В настоящее время каждый оборудованный мини-музей разработал свою экспозицию, определенное методическое обеспечение и накопительный материал по разделам (документация, описание экспонатов, исторические данные, художественное слово, образцы элементов росписи, детское прикладное творчество).
Мини-музеи в группах позволили сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения занятий. Любой предмет из мини-музея может стать предметом интересной беседы, или даже цикла бесед. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребёнка.
Дошкольники разных групп знакомятся с мини-музеями своих «коллег». При этом в старших группах экскурсии проводят сами дети, а в младшим обо всём рассказывают воспитатели.
Каждый мини-музей – познавательный центр, результат общения и совместной работы воспитателей, детей и родителей.
Мини-музей «Здравствуй, театр!»
Цели и задачи.
Формирование познавательных интересов дошкольников.
Приобщение дошкольников к миру искусства, миру театра.
Привлечение родителей к культурно-досуговой деятельности детского сада.
Расширение кругозора детей с помощью информационной и экскурсионной деятельности. Обогащение предметно-развивающей среды детского сада.
Развитие моторики, речи, предоставление условий как для самостоятельной игры, так и для работы в коллективе (постановка спектаклей, сочинение сценариев, сказок. Приобщение к театральному искусству через вовлечение в театральное творчество.
В основу решения этих задач положены
следующие принципы.
Принцип опоры на интересы ребёнка.
Принцип учёта возрастных особенностей дошкольников.
Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого.
Принцип наглядности.
Принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Проект долгосрочный (один год)
Жанр.
Мини-музей выставка (театр).
Расположение.
Первый этаж, помещение перед входом в спортивный зал
Направление.
Художественно-эстетическое, познавательное
Содержание и экспонаты.
Фотографии на стене с изображением различных видов театра, куклы Петрушки, Московского Театра кукол им. Сергея Образцова.
На полках – куклы разных видов театра, различающиеся по типу управления:
пальчиковые куклы, куклы би-ба-бо, перчаточные куклы, куклы на ложках, куклы-марионетки.
На полках и столе – фигурки плоскостного настольного театра «Репка», «Теремок», «Лиса и журавль» и др.
На столе – авторская многофункциональная ширма для показа театра картинок (русские народные сказки, теневого театра и театра би-ба-бо.
На диване – театр мягкой игрушки и театр подушек.
Литературная зона: подбор художественной литературы, методическая подборка для воспитателей.
Надо сказать, что и сами воспитатели, родители и все посетители музея всегда просят разрешения поучаствовать в импровизируемом представлении и делают это с большим удовольствием, с неподдельным интересом наблюдая за движениям игрушек.
Содержание и формы работы в мини-музее «Здравствуй, театр!»
Изучение литературно-исторических источников, соответствующих профилю музея.
Систематическое пополнение фонда музея с привлечением деятельности родителей воспитанников дошкольного учреждения).
Обеспечение сохранности музейных предметов.
Составление перспективных и календарных планов работы музея.
Создание и обновление экспозиции, стационарные и передвижные выставки.
Досуги, развлечения, театрализованные постановки с использованием кукол и различных видов театра.
Экскурсии, проводимые воспитателями и детьми подготовительной группы.
Выступления перед детьми других групп и гостями музея.
Выставки работ детей по изобразительной деятельности, ручному труду.
Занятия с использованием технологии «Сказкотерапия»: различные импровизации, этюды с куклами с целью преодоления эмоциональных трудностей у дошкольников.
Экскурсии для родителей.
Этапы реализации проекта
Установочный этап (анализ состояния проблемы в теоретическом и практическом аспектах, изучение практики организации мини-музеев в ДОО, анализ используемых в практике методов воспитания и образования и др.)
Основной этап (планирование работы, осуществление организационной и педагогической деятельности, проведение мероприятий)
Обобщающий этап (обобщение результатов реализации цели и задач проекта)
Перспектива развития мини-музея
«Здравствуй, театр!»
Подбор дополнительной литературы
Пополнение экспозиции музея куклами различных видов театра
Мастер-классы для воспитателей и родителей
Индивидуальная работа с детьми по изготовлению простейших кукол
Проведение на базе мини-музея и использование его коллекций на занятиях по разным видам деятельности.
Внедрение проекта в систему дошкольного образования
• проект «Мини-музей «Здравствуй, театр» в условиях детского сада позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;
• является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;
• способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;
• помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада.
Источники литерат
ры
Абрамова Р. М. Система методической работы по музейной педагогике в ДОУ. Управление ДОУ. 2005. №4
Виниченко В. Ребёнок в пространстве музея. Дошкольное воспитание. 2003 №5
Музей в детском саду: беседы, экскурсии, творческие мастерские (под ред. Н. В. Микляевой, Н. Ф. Лагутиной) М. :ТЦ Сфера, 2011
Якубенко Л. Т. Внедрение музейной педагогики в ДОУ. Управление ДОУ. 2009. №7
План работы мини-музея
«Здравствуй, театр!»
№ Месяц Содержание работы Ответственный
1 Сентябрь Составление плана и создание условий для реализации проекта мини-музея «Здравствуй, театр!» Заведующий
Музыкальный
руководитель
2 Октябрь Анкетирование родителей «Музеи в жизни нашей семьи»
Консультация для родителей «Играем вместе»
Подготовка воспитателей к проведению экскурсий и занятий в музее «Здравствуй, театр!»
Настольный театр «Репка»
Театр би-ба-бо «Гости ходят в огород»
Театр пальчиковый «Теремок»
С полочки – на сцену. Игровое театрализованное представление с куклами-марионетками «Как Колобок друзей собрал» Воспитатели групп
Руководитель музея –
музыкальный руководитель
Воспитатели
3 Ноябрь Экскурсии в музее «Здравствуй, театр!»
Знакомство с содержанием музея, фотографиями на стенах, экспонатами
С полочки – на сцену. Игровое театрализованное представление с куклами-марионетками «Три поросёнка»
Этюды с куклами различных видов театра Музыкальный руководитель
Воспитатели групп
4 Декабрь Размещение информации о работе музея на сайте детского сада
Театр би-ба-бо «Теремок». Выступление детей старших групп перед малышами
Театр мягкой игрушки «Подарок для Деда Мороза» Заместитель зав. по УВР
Воспитатели
Музыкальный руководитель
5 Январь Петрушка в гостях у детей
Пальчиковый театр «Сочини сказку» Воспитатели групп
6 Февраль Изготовление театра картинок по мотивам русских народных сказок
«Ждём вас в гости, малыши» - дети подготовительной группы рассказывают русские народные сказки по картинкам театра Музыкальный руководитель
Воспитатели
Родители
7 Март Создание фотоальбома с изображением различных видов театра, кукол, фрагментов постановок с их использованием.
«Дуйте в дудки, бейте в ложки, в гости к нам пришли матрёшки!» - игра с куклами на ложках, чтение стихотворений, исполнение знакомых песен Зам. зав по ВР
Музыкальный руководитель
Воспитатели групп
8 Апрель Привлечение родителей к посещению музея.
Совместные экскурсии с детьми по темам
«Что такое МУЗЕЙ»
«Здравствуй, театр!»
«Театральные куклы» Воспитатели групп по графику
9 Май Музыкальные досуги на базе музея «Здравствуй, театр!» с использованием кукол-экспонатов.
Подбор и систематизация теоретического материала, пополнение музея экспонатами Музыкальный руководитель
Воспитатели групп