Александра Смирнова
Мини-музей «Кузькин Дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
«Не зная прошлого, невозможно понять
подлинный смысл настоящего
и цели будущего» М. Горький
Наша жизнь стремительно движется вперед. Мир вокруг нас меняется и меняет нас, наше мировоззрение, наше мироощущение. Идя в ногу со временем, мы многое приобретаем и, к сожалению, теряем самое дорогое для нас - наше прошлое. Причиной этого является то, что при смене поколений мы теряем связь с нашим прошлым. Современное поколение выросло на появлении и внедрении инновационных технологий, новых открытий и возможностей. Вовлеченные в этот процесс мы стали воспитывать своих детей согласно изменениям в нашем мире, совсем позабыв о том, как жили наши предки. Мы забыли, а наши дети и не узнали… Но, ведь не зная прошлого, невозможно создавать будущее!
Публикация «Мини-музей „Кузькин Дом“» размещена в разделах
Создание мини-музея «Кузькин Дом» дало нам возможность окунуться в прошлое и совместной деятельностью детей и родителей воссоздать в миниатюре предметы русско-народного быта и убранства. А интерес детей к этому привлек наш персонаж домовенок Кузя, который попал в современный мир и напуганный попросил деток создать ему уголок, привычный для его жизни.
Цель: формирования у детей представления о старинных предметах быта знакомство с традициями русского народа.
Задачи:
- Способствовать формированию у детей интереса к прошлому русского народа. К его жизненным устоям и быту.
- Приобщить родителей к поиску необходимой информации для создания мини-музея.
- Дать возможность родителям проявить инициативу в изготовлении экспонатов и презентации к ним.
- Вызвать у детей бережное отношение к старинным предметам, обычаям, традициями
Ожидаемый результат:
— дошкольники приобщаются к традициям, обычаям русского народа;
— обогащение словарного запаса названиями старинных предметов быта;
— изготовление экспонатов и открытие музея
Сентябрь
Подготовительный этап
«Знакомство с домовенком Кузей»
Октябрь Создание предметов русско-народного быта
в «Кузькин дом»
ноябрь первая
неделя Открытие мини-музея «Кузькин дом».
Выступление родителей с детьми (презентация музейных экспонатов)
«Кузя, добро пожаловать домой»
вторая
неделя «Волшебный колодец»
Рассматривание иллюстраций колодцев
Чтение сказки «Госпожа Метелица» Братьев Гримм
третья
неделя «Для чего нужно коромысло?»
Знакомство с коромыслом, рассматривание иллюстраций.
Чтение стихотворения С. Я. Маршака.
Отгадывание загадок.
Чтение пословиц о коромысле.
четвертая неделя «Корыто»
Презентация «Знакомство с корытом»
Чтение сказки А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке» Сюжетно-ролевая игра «Стирка»
декабрь первая
неделя «Рубель и его предназначение»
Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла»
Народная игра «Тяни холсты»
Рассматривание детьми и воспитателем рубеля
Показ педагогами способов глаженья белья с помощью рубеля
Практическая деятельность детей с рубелем (глажение ткани)
вторая
неделя «Рукомойник»
Чтение произведения «Мойдодыр»
Презентация на тему «История происхождения рукомойника»
Подвижная игра «Колечко, колечко выйди на крылечко»
третья
неделя «Мельница-вертельница»
Рассказ-презентация «Что такое мельница и для чего она нужна»
Народная игра «Как смолола я муки»
четвертая неделя «Сито»
В гостях у кузьки «Как мы сеяли муку» Беседа на тему для чего необходимо сито. Презентация на тему.
Эксперементирование «Волшебное сито»
январь третья
неделя «Русская печь»
Лепим на прогулке фигуру из снега «Печка-матушка» Сюжетно-ролевая игра «На пирожки к бабушке»
Рассказ Кузьки «Для чего нужна была печь на Руси и почему так любит спать на ней домовенок Кузя»
Чтение сказки «По щучьему веленью»
четвертая неделя «Кочерга»
Презентация «Кочерга в быту русского народа»
Чтение произведения «Федорино горе»
Работа с пластилином «Лепим кочергу»
февраль первая
неделя «Чугунок»
Чтение сказки «Каша из топора» Рассматривание картинок по теме. Работа с тестом «Мы лепили чугунок»
вторая
неделя «Ухват»
Рассказ воспитателя на тему «Зачем нужен ухват»
Сочинение сказки «Как ухват в гости к чугунку ходил»
третья
неделя «Садник»
В гости к Кузьке на пироги
Презентация «Как Кузя пироги в печи пек»
Сюжетно-ролевая игра «Как пекли пироги»
четвертая неделя «Помощница-метелка»
Рассматривание иллюстраций с изображением метлы
Рисование «Метелки» (нетрадиционный способ рисования ладошкой)
март первая
неделя «Деревянная ложка»
Знакомство с одним из видов декоративно-прикладного искусства «Хохломская роспись»
Презентация «Где моя большая ложка»
Рисование «Хохломские узоры на ложке»
вторая
неделя «Чаепитие в гостях у Кузьки»
Вечернее чаепитие у самоваром с гостями, празднование Масленицы
Прослушивание русско-народных песенок, потешек
Подвижная игра «Ручеек»
Просмотр отрывка мультфильма про Кузю (чаепитие у Бабы-Яги)
третья
неделя «Сундук»
Игра-викторина «Сундучок со сказками»
Презентация-беседа «Для чего нужны были сундуки в старину»
Аппликация «Сундучок»
четвертая неделя «Эх, лапти, да лапти мои…»
(В гостях у Кузьки. Ребята вспоминают какая у них есть обувь, Кузя рассказывает про свои лапти)
Беседа о лаптях (их цвете, форме, материале, величине и значении)
Расширение словарного запаса по теме «Обувь»
Подвижная игра «Передай лапти»
апрель первая
неделя «Прялка»
Беседа–презентация «Прялка и веретено»
Русско-народная хороводная подвижная игра «Звонарь»
Чтение сказки «Золотое веретено», обсуждение прочитанного.
вторая
неделя «Старинная одежда» (Сарафан да рубаха)
Иллюстрации и беседа о стариной русской одежды
Ряженье девочек и мальчиков в сарафаны и русско-народные рубахи.
Показ русско-народной моды под музыкальные потешки
Раскрашивание раскрасок «Русско-народные костюмы»
третья
неделя «Зыбка» (колыбель)
Беседа-презентация «Баюшки-баю»
Сюжетно-ролевая игра «Убаюкай малыша»
Пение колыбельных песенок
четвертая неделя «Полог»
Беседа «Как украсить колыбель»
«Для чего нужен полог?»
Аппликация «Украсим полог» (с использованием ткани)
май вторая
неделя «Перина»
Чтение сказки «Принцесса на горошине»
третья
неделя «Утюг»
В гостях у Кузьки «Путешествие в прошлое утюга»
Рассматривание иллюстраций утюга, сравнение современного и старинного утюга
четвертая неделя «Рушник»
Беседа на тему «Роль рушника в русской культуре»
Презентация по тнме.
Аппликация «Как украшу я рушник»
Работа с родителями.
Цели и задачи:
- Расширять сотрудничество с родителями
- Повышать педагогический опыт родителей
- Поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях
- Повышать компетентность родителей в области истории и культуры русского народа
Осень Анкетирование родителей
Консультация для родителей «Приобщение детей к народным традициям»
Совместная работа родителей с детьми по созданию экспонатов в мини-музей «Кузькин Дом»
Совместная работа родителей с детьми по созданию презентаций экспонатов в мини-музей «Кузькин-Дом»
Участие родителей в открытие мини-музея «Кузькин Дом»
Зима Совместная работа воспитателей с родителями по созданию презентаций для занятий.
Выступления родителей на занятиях с детьми
Весна Совместная работа воспитателей с родителями по созданию презентаций для занятий.
Выступления родителей на занятиях с детьми
Совместная работа воспитателей с родителями по подготовке и проведению мероприятия «Чаепитие в гостях у Кузьки», «Празднование Масленицы», «Показ русско-народной моды».
Методы используемые в работе:
- Метод повышения познавательной активности
- Метод обучения и развития творчества
- Метод формирования интереса к прошлому своего народа
- Метод проектов
- Интеграция
- ИКТ
- Метод проблемных ситуаций
- Метод наглядности
- Практический метод
- Словесный метод
Формы организации деятельности детей при формировании у детей представления о старинных предметах быта и знакомство с традициями русского народа используются:
- занятия
- тематические мероприятия совместно с родителями
- работа по созданию экспонатов в мини-музей «Кузькин-Дом»
- игры и творческая деятельность во время прогулок