Тужикова Елена Николаевна
Мини-музеи в ДОУ «Традиции русского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт мини – музея
«Традиции русского народа»
Одним из элементов развивающей предметно-пространственной среды в МБДОУ №27 «Капелька» является мини-музей «Традиции русского народа». Состоит музей из нескольких экспозиций, расположенных в разных уголках детского дошкольного учреждения. Все экспозиции объединены одной темой- приобщение подрастающего поколения к исконным русским традициям.
Публикация «Мини-музеи в ДОУ „Традиции русского народа“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Русские народные традиции и обычаи
- Темочки
Паспортные данные мини – музея
Место расположения:
МБДОУ №27 «Капелька»
Экспозиции расположены в нескольких группах и холлах детского сада. При необходимости отдельные элементы могут быть перенесены в любую группу.
Патриотические чувства закладываются в самом процессе жизни человека, осуществляющегося в рамках конкретной социокультурной среды.
Патриотическое воспитание- это целая система целенаправленного действия. Большое внимание сейчас уделяется музейной педагогике, целенаправленной работе с детьми по формированию у них первых чувств гражданственности и патриотизма.
Исходя из психолого-педагогических исследований о значимости дошкольного детства в становлении личности ребёнка, большое значение отведено гармонизации деятельности ребёнка, где культурологическому аспекту отводится ведущее. В период обновления дошкольного образования значительно возрастает роль народной культуры как источника творческого развития потенциала детей и взрослых.
Использование регионального компонента в ДОУ при реализации образовательной программы с позиции ФГОС дошкольного образования предполагает следующее:
* введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку к менее близким культурно-историческим фактам.
* деятельностный подход к приобщению детей к истории, культуре, природе родного края (дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, сочинение загадок, изготовление поделок.
*осознанным выбор методов ознакомления (мини-музей, выставки, альбомы).
Направленность мини-музея :
социально – коммуникативное,
художественно – эстетическое, познавательное.
Направление: этнография, русское народное творчество, память военных лет.
Цель: возрождение в воспитании дошкольников патриотизма, как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, посредством воспитания любви к родному краю; знакомство с культурными традициями русского народа, бытом, обычаями, фольклором, праздничным календарем. Осознание смысла и значения исторической и духовной ценности музейных предметов.
Задачи:
• Включить детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини-музея;
• Обеспечить безопасные, психологически-комфортные, эстетические и здоровьесберегающие условия;
• Способствовать формированию представлений о формах традиционного семейного уклада;
• Ориентировать семью на духовно – нравственное воспитание детей;
• Формировать чувство любви к Родине на основе изучения русских народных традиций;
• Раскрыть через предметы, экспонаты выставки, экспозиции в доступной форме уникальную историю своей Родины.
• Знакомить с русским народным фольклором.
• Развивать личностные качества детей средствами музейной педагогики.
• Воспитывать бережное отношение к культурному наследию своей страны, развивать чувство гордости за свой народ.
Адресность: Мини-музей предназначен для воспитанников и родителей воспитанников группы, где проводится ООД по образовательным областям с детьми дошкольного возраста; досуги и развлекательные мероприятия.
Соблюдение принципов:
-Принцип непрерывности: музей, являясь частью образовательного пространства группы, связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, отражая тематику занятий, экскурсий и прогулок.
-Принцип партнё рства: музей является результатом сотрудничества взрослых и детей, благодаря чему реализуются права ребёнка.
Педагогические функции музея:
Образовательные: усвоение информации, стимулирующей интерес к народному быту; использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, обогащение словарного запаса.
Развивающие: активация мышления; развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно – физиологических структур; развитие зрительно-слухового восприятия.
Воспитательные: формирование личностных качеств, взглядов, убеждений; формирование патриотических чувств, интереса к народной культуре
Просветительские: формирование умений, навыков; формирование адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации.
Формы работы в музее:
Театрализация (дети примеряют на себя различные историко-культурные и психологические роли, проигрывают их).
Ребенок-экскурсовод (ребенок-рассказчик на качественно лучшем уровне усваивает информацию, а дети-слушатели воспринимают слова своего товарища с большим вниманием и отдачей).
Организационно – образовательная деятельность (педагог объясняет связь какого-либо ремесла и жизни людей, создание в процессе занятия экспонатов для музея).
Основная идея развития музея.
Изначально нами был сделан акцент на приобщение детей к русской национальной культуре, с целью социально – психологической адаптации детей к реалиям современной жизни путем воспитания на материале русской истории и культуры, традиций, устойчивых нравственных ориентиров, а также развития социальных и коммуникативных навыков.
Музей-результат совместной работы воспитателя, детей, родителей. Это большая поисковая деятельность, содержанием которой являются встречи с хранителями старинных вещей, работа с семейных архивом, семейными реликвиями. Дошкольники чувствуют свою причастность к музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят экспонаты. В экспозициях размещены предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских сказках, потешках.
Экспозиция «Куклы - обереги»
Руководители:
Васильева Татьяна Евгеньевна,
воспитатель первой квалификационной категории
Тужикова Елена Николаевна,
воспитатель первой квалификационной категории
Древняя Русь до времен крещения знаменита язычеством. Человек поклонялся разным богам, совершал магические ритуалы, верил в домового, злых духов и прочую нечисть. В этот период люди начали прибегать к защитной магии. Сушили специальные магические травы и заговаривали предметы. Основными ведуньями были женщины, которые занимались всем этим. Они же изготавливали куклы- обереги. Создание куколки было интересным и длительным процессом. Сначала женщина мылась и расчесывалась, читая заговоры. Затем садилась изготавливать оберег. Чаще всего делали кукол перед народными или семейными праздниками, так как считали, что в это время гуляют злые духи, и роду нужна защита. По традиции первая кукла создавалась девочкой в 11 лет. Это было испытание перед замужеством на пригодность. Хороших кукол оставляли на приданое. Славянские куклы-обереги должны были оберегать дом и семью от нечисти и злых глаз, хранить здоровье, семейных очаг и лечить от болезней, исполнять желания, помогать по хозяйству, призывать удачу и делать неразрывной связь между матерью и ребенком. Кукол было много. Каждая женщина изготавливала своих индивидуальных кукол, но обряды и принципы создания были общими. Куклы делались из ткани, дерева, соломы и ниток. Все они призывались помогать и защищать семью и дом.
Экспозиция «Матрешки»
Руководители:
Хвойницкая Наталия Анатольевна,
воспитатель первой квалификационной категории
Баранова Татьяна Викторовна,
воспитатель первой квалификационной категории.
Матрешка – это деревянная кукла, похожая на Ваньку-встаньку. Изображает она русскую крестьянскую девушку. Внутрь матрешки вкладывают несколько меньших матрешек, располагая их по росту. Матрешка в шали алого цвета стояла на письменном столе. Она была густо покрыта лаком и блестела, как стеклянная. В ней было скрыто еще пять матрешек в разноцветных шалях: зеленой, желтой, синей, фиолетовой и, наконец, самая маленькая матрешка, величиной с наперсток, в шали из сусального золота. Деревенский мастер наградил матрешек русской красотой, соболиными бровями и рдеющим, как угли, румянцем. Синие глаза он прикрыл длинными ресницами.
Экспозиция «Бабки-Ёжки»
Руководитель:
Свищева Наталья Борисовна,
воспитатель первой квалификационной категории
«Разных Бабок Ёжек полным-полно на свете
Но только в нашем садике их не боятся дети»
Цель экспозиции:
Воспитывать у детей любовь к литературному творчеству, к родной культуре.
Развивать творческое мышление и воображение, любознательность, связную речь детей в процессе подготовки и проведения экскурсий в мини-музее; способствовать развитию коммуникативных навыков.
Формировать у дошкольников представления о музее, создавать оптимальные условия для приобщения взрослых и детей к истокам русской культуры; познакомить детей с литературным героем – Бабой Ягой, с её личностными качествами в зависимости от сюжета произведения. Обогащать представления детей о русских народных играх, традициях, фольклоре.
Экспозиция «Хохлома»
Руководители:
Рыбалко Светлана Петровна,
воспитатель высшей квалификационной категории
Митрофанова Оксана Владимировна,
воспитатель высшей квалификационной категории
Пожалуй, самым узнаваемым русским народным промыслом является Хохломская роспись. Она зародилась в конце семнадцатого века в Нижегородской области. Все предметы нарядные и красочные. Отличительная особенность росписи – это наличие золотого фона либо золотого орнамента. Свои рисунки мастера во время росписи придумывают на ходу, это всегда импровизация при выполнении правил хохломской росписи. Простую деревянную вещь мастер превращает в произведение народного искусства. Такой утварью до сих пор пользуются хозяйки. Ее же выставляют в музеях.
Экспозиция «Куклы в форме военных лет»
Руководитель:
Журавлева Олимпиада Владиславовна,
воспитатель первой квалификационной категории.
Идея по созданию мини-музея в ДОУ на тему военного костюма «Кукла в военной форме» приурочен к празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне и направлен на воспитание у детей морально-нравственных качеств, чувства патриотизма, национального самосознания, гражданственности.
Цели создания: повысить качество работы по патриотическому воспитанию дошкольников посредством обогащения предметно-пространственной среды детского сада; создать условия для тесного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса (в системах «родители — педагоги» и «родители — дети — педагоги»); расширить их знания о военной форме разных видов и родов советских войск периода Великой Отечественной войны.
Задачи:
- познакомить взрослых и детей с историей развития советской военной формы периода Великой Отечественной войны посредством изучения соответствующей литературы, просмотра видеофильмов, фотографий, чтения писем ветеранов, создания наглядных пособий в виде кукол в военной форме;
- создать в детском саду мини-музей военного костюма «Кукла в военной форме»; организовать свободный доступ детей и педагогов к экспонатам мини-музея военного костюма;
- привлекать на ознакомительные экскурсии в мини-музей военного костюма воспитанников из других детских садов.
Актуальность и трудность реализации проекта в детском саду заключается в том, что в качестве методического материала по ознакомлению детей с событиями Великой Отечественной войны обычно используются иллюстрации к книгам, картины, изображающие солдат и офицеров в форме до 1943 г. Про облик солдата начала войны известно немного. Между тем военная форма, история ее появления и развития представляет большой интерес. В задачу воспитателей входило объяснить детям, что такое военная форма, для чего она служит, почему со временем меняется, как зависит от рода войск. Для оказания им организационно-методической помощи была создана творческая группа из числа опытных педагогов ДОО.
Уникальность мини-музея военного костюма в том, что моделями для демонстрации военной формы, максимально приближенной к историческому аналогу, являются куклы — знакомые и любимые детьми игрушки. Экспонаты изготавливали педагоги и родители в рамках конкурса «Кукла в военной форме»,