Анна Галимова
Мини-музей шишки «По тропинкам хвойного царства»
▼ Скачать + Заказать документы
ПАСПОРТ МИНИ-МУЗЕЯ
«ПО ТРОПИНКАМ ХВОЙНОГО ЦАРСТВА»
Автор:
воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №12» Галимова Анна Сергеевна
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспортные данные мини-музея
2. Аспекты музейной деятельности
3. План работы по созданию мини-музея
Публикация «Мини-музей шишки „По тропинкам хвойного царства“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Хвойные деревья. Изучаем ели, сосны, кедры
- Шишки. Поделки из шишек, занятия, игры
- Темочки
4. Тематический план занятий в мини-музее
5. Перспектива развития мини-музея
ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ
Наименование мини-музея:
Мини-музей «По тропинкам хвойного царства»
Дар тайги в смоле янтарной,
С ароматом хвои терпким.
Шишка кедра пахнет славно,
И внутри – орешек крепкий.
АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления. Искренний интерес ребёнка к окружающей среде необходимо поддерживать и воспитывать. Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать её.
Красота родной природы рождает патриотизм, любовь к Родине, привязанность к тому месту, где ты живёшь. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение положительно влияет на ребёнка, делает его добрее, мягче, будит в нём лучшие чувства. На основе приобретённых знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождает не только интерес к природе, но и способствует формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.
Работы музея в воспитании ребёнка нельзя переоценить. Накопленный опыт по музейной педагогике показывает, что создание музея также способствует установлению эмоциональной близости в детско – родительских отношениях.
На территории нашего детского сада растут большие красивые сосны. Воспитанники с интересом наблюдают за ростом шишек на этих деревьях. Рассматривают и играют ими. Очень любят мастерить из шишек различные интересные поделки. Исходя из этого, нами было решено создать Мини-музей шишки в детском саду. В ходе реализации проекта воспитанники вместе с родителями с удовольствием пополняли музей интересными экспонатами.
Профиль музея: естественно-научный.
Цель создания мини-музея:
• Обогащение предметно-пространственной среды детского сада с целью формирования у детей представлений о многообразии шишек и хвойных деревьев.
Задачи:
• Познакомить детей с разнообразием шишек, их особенностями и происхождением, учить различать и классифицировать их по внешнему виду.
• Развивать познавательный интерес, навыки опытно-экспериментальной деятельности.
• Познакомить детей с новыми сказками и рассказами.
• Развивать коммуникативные навыки
• Развивать творческие способности, воображение.
• Воспитывать эмоционально-положительное отношение к природе.
• Формировать интерес к музеям.
• Расширять представление об окружающем мире.
Ожидаемый результат:
• Активное участие детей и их родителей в оформлении мини-музея в детском саду.
• Интерес и желание детей узнать больше о видах шишек и хвойных деревьях.
• Положительное отношение к деятельности по созданию мини-музея.
• Возникновение вопросов у детей с целью узнать, что-то новое на занятиях и вне занятий.
• Выполнение детьми творческих заданий (рисование, лепка, аппликация).
• Обогащение познавательно-речевой (составление рассказов) и естественнонаучных (опыты, наблюдения) видов деятельности детей.
Размещение:
Мини-музей располагается вне группы - в рекреации на втором этаже детского сада. Экспонаты размещены на стеллаже в коробках, пластиковых контейнерах и корзинах, снабжены этикетками. Здесь же представлена детская литература, подборки картинок и фотографий, мини- лаборатория для экспериментирования. В целях безопасности коллекция используются при работе с детьми совместно с воспитателем.
Содержание и экспонаты:
В мини-музее представлены объекты живой природы – шишки разных хвойных деревьев, разнообразные изделия из этого природного материала, а также предметы в виде шишек (игрушки, поделки, свечи и т. д.).
Экспонаты собирались воспитателями и детьми с родителями детского сада. Воспитатели обращались к папам и мамам с просьбой внимательнее посмотреть на окружающий мир, и найти что-нибудь интересное для музея шишки. Многие семьи путешествуют и привозят экспонаты, отражающие особенности природы разных регионов России.
Как используется мини - музей:
Материалы мини-музея используются при проведении:
• познавательных и экологических занятий, бесед, наблюдений и опытов,
• экскурсий по мини-музею,
• для свободной деятельности детей (рассматривания, чтения, экспериментирования, релаксации).
Для удобства работы в мини-музее составляется описание каждого экспоната (название экспоната).
ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ «По тропинкам хвойного царства»
1 Подготовительный этап.
Родительское собрание,
Индивидуальные беседы с родителями,
Педсовет
2 Практический этап.
Сбор экспонатов.
Оформление выставки.
Индивидуальная работа с детьми.
Проведение опытов, экскурсий.
3 Подведение итогов
Обмен опытом педагогического мастерства.
Посещение мини-музея воспитанниками других групп.
Выставка экспонатов мини-музея
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ В МИНИ-МУЗЕЕ
1. Конспекты занятий "какие разные шишки". Цель: познакомить детей с видами шишек
2. «Познание» на тему «Путешествие в мир шишек». Цель: продолжать знакомство с телами живой природы - шишками;
Экспериментировать (классифицировать шишки по внешнему виду, выявлять их свойства и особенности;
Воспитывать эмоционально-положительное отношение к ней;
Вырабатывать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе.
Развивать исследовательские навыки: (принимать и ставить цель, выделять существенные признаки и связи, выдвигать различные гипотезы, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и навыки). (Познание)
Формировать навык безопасного поведения с лабораторным оборудованием.
3. Экспериментирование.
Опыт № 1. Определение цвета и формы шишек разных хвойных деревьев
Опыт №2. Определение размера и толщины чешуек шишек разных хвойных деревьев
Опыт №3. Определение характера прилегания чешуек шишек разных хвойных деревьев
Опыт№4. Рассматривание шишек через лупу
Опыт №5. Определение веса шишек разных хвойных деревьев
Опыт №6 Определение плавучести шишки
Опыт №7 Посадка семян хвойных растений и наблюдение за их ростом
Цель: Обратить внимание на особенности шишек разных хвойных деревьев. Вместе с детьми классифицировать шишки по признакам: размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); вес (лёгкий, тяжелый, плавучесть – тонет в воде
Развивать у ребят интерес к шишкам, сенсорные ощущения, умение обследовать шишки с помощью разных органов чувств. Называть свойства и особенности. Дать детям представление о том, что у разных хвойных деревьев разные шишки. Расширять словарный запас.
4. Дидактические, пальчиковые, подвижные и театрализованные игры, самомассаж шишками.
Цель: Заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус, развивать память, внимание, логическое мышление. Развитие двигательной активности.
5. Поделки из шишек «Превращение шишек» (животные, цветы, корзины, игрушки на елку из шишек)
Лепка «Шишка» в разных техниках
Рисование и аппликации «Шишка»
Цель: Учить детей видеть прекрасное вокруг себя.
Воспитывать интерес и любовь к родному краю, природе.
Учить фантазировать и передавать свои фантазии в процессе деятельности.
Продолжать учить приемам работы с пластилином, бумагой и клеем, рисовать гуашью, смешивать краски для получения нужного цвета.
Воспитывать аккуратность.
ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ
1. Поиск и пополнение фондов музея новыми экспонатами, представляющими интерес для музея.
2. Составление этикетажа.
3. Подбор электронных материалов по теме музея: видеофильмы, презентации, фото - материалы.
Значение и использование мини-музея.
Средства музейной педагогики помогают заинтересовать и привлечь к партнерскому сотрудничеству семьи дошкольников, с целью развить уважение у ребёнка к обществу, традициям семьи. От участия родителей в работе выигрывают все. Дошкольники начинают с гордостью и уважением относиться к своим родным, родители приобретают опыт сотрудничества со своим ребёнком и с коллективом детского сада.
В обычном музее ребёнок - лишь пассивно созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Наш мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателей, детей и их семей.
Результаты работы свидетельствуют о востребованности музеев родителями и воспитанниками, об огромных потенциальных возможностях её использования в процессе патриотического, нравственного, трудового, умственного, эстетического воспитания дошкольников.
Список литературы
1. Байдина Е. А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник старшего воспитателя. – 2018. - № 2. - С. 32-37.
2. Пантелеева Л. В. Музей и дети. - М: Дом “Карапуз”, 2010.
3. Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы // Дошкольное воспитание. - 2016. - N 4. - С. 38-42.
4. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.