Татьяна Ивановна Школина
Мини-музей «Народные промыслы Самарской губернии»
▼ Скачать + Заказать документы
Мини-музей «Народные промыслы Самарской губернии»Пояснительная записка
В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. Одна из форм ознакомления детей с родным краем в нашей группе стала организация мини-музея народных промыслов Самары и Самарской губернии.
Публикация «Мини-музей „Народные промыслы Самарской губернии“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Народные промыслы и игрушки. Мини-музеи
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Самарская область, Самара
- Темочки
Знакомство дошкольников с народными промыслами, мастерством самарских умельцев родного края позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою малую родину, богатую славными традициями.
Создание мини - музея на сегодняшний день очень актуально. Он помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций родного края, воспитанию чувства патриотизма и духовности.
Важная особенность нашего мини-музея – участие в его создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к общему делу, здесь они — соавторы, творцы экспозиции, причём не только они сами, но и родители. Мини-музей удобно посещать каждый день, можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать предметы со всех сторон, и практически освоить их,
еще к основным экспонатам добавляются предметы, выполненные руками детей совместно с родителями.
Мини – музей - результат совместной работы воспитателей, детей, родителей. Это большая поисковая деятельность, содержанием которой являются встречи с хранителями старинных вещей, работа с семейным архивом, семейными реликвиями.
Мини-музей стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашей группы. Мини-музей в группе позволяет сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Он постоянно пополняется новыми экспонатами. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора, мастер-класса, круглого стола с детьми и родителями.
Знакомя детей с изделиями народных мастеров в мини-музее народного промысла Самарской губернии : плетением из лозы и бересты, домовой резьбой по дереву, ткачеством, гончарным производством и др, мы не только приобщаем детей к народной культуре родного края, но и обогащаем внутренний мир ребенка, прививаем любовь к своему народу, воспитываем гордость за малую родину, поддерживаем интерес к ее истории и культуре.
Профиль музея: познавательный.
Аспекты музейной деятельности
Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях старших дошкольников, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных навыков.
Формы деятельности:
поисковая;
научная;
экспозиционная;
познавательная.
Примерный перечень экспонатов.
Оформление мини-музея : Музейные экспонаты располагаются в специально отведенном месте групповой комнаты, где на полках располагаются доступные для детей экспонаты. Представлены предметы народного промысла : из лозы и бересты: лапти, ваза, шкатулки разных размеров, туесок (Туесок – это короб с крышкой, который применяется для хранения продуктов. Благодаря особым свойствам бересты, продукты в туеске долго сохраняются свежие. Их использовали для хранения грибов, ягод, яиц и т. д, корзинки разных размеров, плетеные фигуры животных, чемодан; изделия из глины: кувшины разных размеров, свистульки, чашки, колокольчики, посуда; тканые изделия: коврики, панно; роспись по дереву: деревянные ложки разных размеров, матрешки, свистульки, тарелки, шкатулки разных размеров, расписные яйца, игры-забавы; резьба по дереву: солонки, вазочка, короба разных размеров. Также представлены: подборки картинок о разных видах поделок из бересты, лозы, глиняных изделий, матрешки (самарского узора, тканых изделий, домовой самарской резьбы; альбом «Русские ремесла» под ред. О. Михайловой, альбомы музеев «Народные промыслы Самары и Самарской губернии», альбом «Самарские узоры» С. Г. Горловой, книга «Глина» Е. Максимовой, загадки, стихи, дидактические игры.
Для удобства просмотра и восприятия вся экспозиция музея размещена по тематическим блокам.
Экспонаты данных коллекций находятся в свободном доступе у детей и используются ими для сюжетно-ролевых игр, для театральной деятельности, для познавательной деятельности, могут быть использованы в процессе образовательной деятельности.
Плетение из бересты и лозы.
Плетение – один из древних промыслов русского народа. Люди мастеровые и талантливые несут это умение через века и годы, удивляя нас неброской красотой плетёных изделий и возвращая нас в седую старину.
Самый доступный материал для плетения – лоза. Тонкие гибкие ветки в руках мастера могут превратиться в корзины, лукошки, панно и другие интересные и нужные в быту вещи.
Рекомендации к тематическому блоку «Плетение из бересты и лозы».
Задачи этого блока:
Младший и средний возраст
• Познакомить детей с изделиями народного промысла Самары и Самарской губернии - разных видов поделок из бересты, лозы.
• Развивать интерес к предметам народного промысла родного края.
Старший дошкольный возраст
• Продолжать знакомство детей с особенностями народных промыслов Самары и Самарской губернии – поделками из бересты и лозы.
• Развивать интерес к предметам народного промысла родного края.
Подготовительная к школе группа
• Расширять, углублять и систематизировать знания детей о народных промыслах Самары и Самарской губернии – изделиях из лозы и бересты.
• Прививать любовь и бережное отношение к произведениям народных мастеров Самары и Самарской губернии.
• Формировать у дошкольников навыки работы через продуктивную деятельность.
Плетение из лозы и бересты
Экскурсия к берёзе, иве.
Беседа «Плетение из бересты и лозы».
Рассматривание альбома «Лоза и береста».
Беседа на тему «Эх, лапти мои, лапти липовые».
Рассказ воспитателя об основных свойствах бумаги,
бересты, ткани.
Чтение стихотворений о березе О. Мирко, Т. Кульбачная, С. Есенин.
Чтение сказки рус. нар. ск. «Пузырь, соломинка и лапоть».
Плетение детьми из лозы и бересты «Корзины», «Вазы».
Д/и «Сложи картинку» (разрезные картинки).
Д/и «Четвертый лишний».
Хоровод «Ай да, березка», «Во поле береза стояла».
Гончарное производство.
Гончарный промысел - это древнее ремесло. Глина — основа гончарного производства. Глина — это вторичный продукт земной коры, остатки гор, образуется в результате их разрушения и в процессе выветривания. Для каждой работы требуется особая разновидность глины.
Наиболее распространенными сортами глины являются: красная глина, белая глина, глина для производства фарфора, огнеупорная глина и глина из песчаника (песка).
Рекомендации к тематическому блоку «Гончарное производство».
Задачи этого блока:
Младший и средний возраст
• Дать представление о старинной посуде, сделанной из глины.
• Способствовать развитию интереса детей к народному промыслу – гончарному производству.
Старший дошкольный возраст
• Продолжать знакомство детей с гончарным производством.
• Закреплять знания детей об изделиях народного промысла Самары и Самарской губернии - глиняных изделиях.
Подготовительная к школе группа
• Расширять, углублять и систематизировать знания детей о народных промыслах Самары и Самарской губернии – гончарном производстве.
• Воспитывать уважительное отношение к мастерству ремесленников, результатам их труда.
• Формировать у дошкольников навыки работы через продуктивную деятельность.
Гончарная лепка
Экскурсия в мини-музей тема «Гончарное производство».
Беседа на тему «Умельцами славиться Самарский край».
Рассматривание выставки старинной глиняной посуды.
Рассказ воспитателя о свойствах глины.
Рассказ воспитателя о работе гончара.
Создание альбома «Изделия из глины».
Чтение познавательной книги Елены Максимовой «Глина».
Лепка из глины «Миска», «Кружка», «Кувшин», «Горшок».
Сюжетно-ролевые игры «К нам гости пришли».
Русская народная игра «Горшки».
Д/и «Чудесный мешочек».
Д/и «Магазин».
Ткачество.
Сейчас редко увидишь ткацкие станки. А в старину они стояли в каждом доме. Девочек с малых лет учили ткать.
Для ткачества использовали различное сырьё : лён, шерсть, коноплю, которые в ручную обрабатывали в каждом крестьянском доме. Это была очень трудоёмкая работа. Летом выращивали лён, коноплю, а зимой из них ткали. Девушки, собираясь вместе, свивали нити на ручных прялках. На деревянных станках начинали ткать холсты. Из холста шили одежду, бельё, изготавливали предметы для украшения домашнего быта: полотенца, скатерти, занавески. Из тканого полотна шили рубахи, передники, верхнюю летнюю одежду.
Рекомендации к тематическому блоку «Ткачество».
Задачи этого блока:
Младший и средний возраст
• Познакомить детей с изделиями народного промысла Самары и Самарской губернии – ткаными изделиями.
• Способствовать развитию интереса детей к народному промыслу – ткачеству.
Старший дошкольный возраст
• Продолжать знакомить детей с ткацким производством, с основами ткацкого мастерства, ткаными изделиями.
• Расширять кругозор воспитанников.
Подготовительная к школе группа
• Расширять, углублять и систематизировать знания детей о народных промыслах Самары и Самарской губернии - ткачеством.
• Воспитывать уважительное отношение к мастерству ремесленников, результатам их труда.
• Формировать у дошкольников навыки работы через продуктивную деятельность.
Ткачество
Экскурсия в мини-музей тема «Ткачество».
Беседа с рассматриванием альбома «Русские ремесла».
Беседа на тему «Одежда наших предков».
Беседа «Одежда на Руси».
Чтение русской народной сказки «Скатерть - самобранка и кошелек-самотряс».
Плетение из полосок бумаги «Коврик», «Золотая рыбка», «Ваза», «Закладка для книги».
Сюжетно-ролевые игры «Сундучок бабушки Агафьи».
Д/и «Из чего сделано?».
Подвижные игры «Пятнашки», «Затейники».
Самарская домовая резьба
В русском народном творчестве особое место издавна занимала домовая резьба. Деревянные узоры на русских избах как застывшая прекрасная музыка, как песня о любви к родному дому, к отчему краю.
Деревянной резьбой украшали карнизы фронтонов, слуховые окна, фризовые доски, наличники и ставни окон, крыльцо, ворота, калитки. Она стала неизменной спутницей архитектуры крестьянского и городского жилища.
Рекомендации к тематическому блоку «Самарская домовая резьба».
Задачи этого блока:
Младший и средний возраст
• Познакомить детей с народным промыслом - Самарской домовой резьбой.
Старший дошкольный возраст
• Продолжать знакомить детей с народным промыслом - Самарской домовой резьбой, с разнообразной тематикой изделий.
• Развивать интерес к искусству родного края.
Подготовительная к школе группа.
• Расширять, углублять и систематизировать знания детей о народных промыслах Самары и Самарской губернии – Самарской домовой резьбой.
• Формировать у дошкольников навыки работы через продуктивную деятельность.
• Развивать интерес к искусству родного края.
Самарская домовая резьба
Беседа с рассматриванием альбома «Самарская домовая резьба».
Создание альбома «Самарская домовая резьба».
Вырезывание элементов украшения: симметричное вырезывание «Ставни для окон», «Наличники», «Резные фантазии».
Аппликация по желанию детей.
Дидактическая игра-лото «Народные промыслы Самарской губернии».
Развивающая игра «Домино».
Подвижные игры «Палочка - выручалочка», «Бабки».
Матрешка – самарская роспись.
Матрешка - это деревянная кукла, она похожа на Ваньку-встаньку. Делают матрёшки из традиционного материала – дерева. Таким деревом была и остаётся – липа. Мастерили матрёшек мужчины. Мастер придирчиво выбирает материал для куклы, ищет такой, чтобы не было ни сучка, ни трещинки. Сначала точит самую маленькую матрёшку, порой она бывает совсем крошечной – меньше ногтя, затем больше, больше и больше…. Иногда число таких матрёшек превышает пятьдесят. Затем эти фигурки попадают в руки к женщинам. Сначала они их обмазывают крахмалом и сушат, и фигурки становятся белее снега. Потом пёрышками и кисточками начинают их разрисовывать.
Матрешка изображает русскую крестьянскую девушку. Деревенский мастер наградил матрешек русской красотой – чёрными бровями, румяными щёчками, синие глаза прикрыл длинными ресницами.
Роспись матрешки в Самарской области. Характерная черта нашей матрешки – роскошный золотой головной убор (кокошник, на переднике изображены сюжеты русских народных сказок, прекрасные пейзажи и картины, связанные с Россией. Для украшения часто используется бисер, стразы, золотая поталь, краски с особым свечением. В Самарской области матрёшек расписывают на Жигулёвской фабрике художественных изделий. В художественных салонах мы можем увидеть авторские работы профессиональных художников.
Особенности росписи матрёшки по мотивам авторской (самарской) росписи Горловой С. Г:
• Грунтовка клеем ПВА.
• Нанесение карандашом контуров лица и др. частей тела: платочка, фартучка, рук.
• Роспись лица и закрашивание платочка, юбочки, фартучка краской выбранного цвета (два-три оттенка солнечной краски (например, лимонный, жёлтый, оранжевый, красный) - гуашь или акрил.
• Закрашивание основных частей и элементов (2-й слой) + выполнение припушённости (жёсткой сухой кистью с густой краской более тёмного цвета по выбору автора) в определенных частях основных деталей: платочка, фартучка.
• Выполнение начальной росписи – определение основных элементов на платочках матрёшек - оживки цветочных элементов основным цветом; при росписи солнечными цветами оживка выполняется оранжевым, красным, вишнёвым цветом.
• Выполнение завершающих завитков, листочков, других элементов -
при росписи солнечными цветами выполняется оранжевым, красным,
вишнёвым цветом.
• Выполнение завершающих ажурных элементов (точечная россыпь и др. мелкие и нежные элементы) по контуру, по рисунку платочка, фартучка, юбочки и др.
• Выполнение лакирования готовой матрёшки (лак ПФ или НЦ).
Рекомендации к тематическому блоку «Матрешка – самарская роспись»
Задачи этого блока:
Младший и средний возраст
• Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к народной игрушке – матрешке.
Старший дошкольный возраст
• Рассказать детям об истории возникновения народной игрушки - матрешки, показать многообразие техники исполнения рисунка.
• Дать возможность детям почувствовать себя мастерами – расписать силуэты матрешек по образцам и по замыслу.
• Приобщать детей к историческому прошлому своего народа.
Подготовительная к школе группа
• Расширять, углублять и систематизировать знания детей о народных промыслах Самары и Самарской губернии – матрешке (расписанной самарской росписью).
• Формирование обобщё нных знаний и умений:
умение различать стили наиболее известных видов декоративной
живописи: хохломской, городецкой, дымковской, жостовской и др. ;
освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции
самарской росписи матрешки.
• Формировать у дошкольников навыки работы через продуктивную деятельность.
• Воспитание патриотизма и любви к малой родине.
Роспись предметов элементами народного узора
Экскурсия в мини-музей тема «Матрешка».
Беседа на тему «История русской матрешки».
Беседа на тему «Чем играли наши бабушки».
Беседа с рассматриванием альбома «Самарские узоры»
(С. Г. Горлова).
Рассматривание элементов народных росписей.
Составление орнаментов.
Создание альбома «Наша славная матрешка».
Роспись «Самарские узоры» : «Самарская птица счастья», «Цветы Самары», «Загадочный петушок».
Свободное рисование.
Д/и «Русские узоры».
Д/и «Народные промыслы».
Д/и «Матрешки».
Сюжетно - ролевая игра «Ярмарка».
П/и «Найди свой цвет».
Организация праздников с экспонатами музея
«Веселая ярмарка».
«Забавный оркестр» (с деревянными ложками, свистульками, трещотки).
Вечер загадок и отгадок о предметах народных умельцах.
«Мастерская «Очумелые ручки».
Предметы для работы в мастерской расположены в чемодане. Дети могут использовать их самостоятельно в процессе самостоятельной творческой деятельности или вместе с педагогом.
При определении содержания:
• Заранее мы подбираем разнообразные музейные экспонаты и их количество. Например: для проведения выездной экспозиции «музейного чемоданчика» нам может понадобиться несколько предметов одного назначения (расписные ложки, скалочки, свистульки и т. д.). В этом случае они не все выставляются на витринах, а приобретаются впрок и до времени хранятся в «запасниках».
• Если на начальном этапе нет разнообразия материала – ни в коем случае не выставляем его весь. Главная задача музея в нашей группе постоянно поддерживать к нему живой интерес воспитанников и не допускать скучного однообразия.
• Определяя тематику экспозиций, мы придерживаемся правила «постепенной смены» : что-то для детей остаётся знакомым, а что-то новое вносится поэтапно.
• Обязательно выстраиваем перспективу работы музея. Мы не гонимся за активным обновлением материалов. Отдельные темы и экспонаты присутствуют в нашем музее с определённой цикличностью. Это связано с особенностями воспитательного процесса ДОУ: знакомство с отдельными темами проходят у дошкольников поэтапно, с добавлениями и усложнением в зависимости от возраста.
Перспектива развития мини-музея
– Подбор детской литературы, детских мультфильмов и наглядного материала (сюжетной картинки).
– Проведение экскурсий для других групп детского сада
- На базе мини-музея или с использованием его коллекций можно проводить занятия по разным видам деятельности.
Планируемый результат.
1. Расширение представлений детей об окружающем мире, воспитание познавательной активности.
2. Обогащение представлений детей и родителей о музейной культуре.
3. Повышение активности родителей и детей к изучению и уважению национальной культуры Самарской губернии.
Взаимодействие с родителями:
Консультации для родителей «Воспитать любовь к труду»,
«Совместный труд», «Традиции».
Анкетирование «Знаете ли Вы народные промыслы Самары и Самарской губернии».
Поисковая деятельность по сбору экспонатов - предметов старины.
Подобрать иллюстрации, фотоматериалы о предметах старины.
Использованные источники
1. Кочев М. С. Секреты бересты. М., 2005.
2. Пятков А. И. Руководство по плетению изделий из берёсты. М., 2006.
3. Козлов В. М. «Плетение из ивового прута» Москва «Культура и традиции» 1997.
4. Толмачева А. «Плетение из лозы» Москва «АСТ-Пресс книга» 2005
5. Федотов Г. Послушная глина. Основы художественного ремесла. - М., 1997.
6. Методические рекомендации по авторской (самарской) росписи «Особенности авторской (самарской) росписи».
7. Алексахин Н. Н. Матрё шка: Методика преподавания росписи матрёшки. – М. : Народное образование, 1998. – 96 с. : ил.
8. Воронов В. С. Крестьянское искусство. М. : Советский художник, 1972.
9. Костенко В. И. Русская вышивка.