Елена Кранда
Мини-музей кубанского быта на базе ДОО
Очень хочется, чтобы дети знали свою историю, почитали наши праздники, знали обычаи и традиции своих предков. С этой целью мною оформлен мини-музей (уголок кубановедения, где представлены кухонная утварь, макет русской печи, самовар, подсвечник, керосиновая лампа, скатерти с вышивкой. Подобран материал по развитию труда и ремёсел на Кубани (орнаменты вышивки, иллюстрации казачьих костюмов, плетение, а также подобраны печатные формы кубанского фольклора (пословицы и поговорки). В нашем музее всех встречает манекен девушки (Катеньки) в рост человека, одетый в костюм кубанской казачки. Беседа начинается со знакомства и Катенька выступает в качестве гида. Здесь же и плетённые корзины с муляжами фруктов и овощей, растущих на Кубани, большой сноп с зерновыми культурами житницы России: пшеница, ячмень, овёс. Есть даже настоящие вышитые кубанским узором блузы. В нашем детском саду создан мини-музей при содействии заведующего детского сада Казаченковой Г. В. с бесценными образцами (вышивки, аппликации соломкой, гончарного искусства, кузнечного дела) и экспонатами кубанского быта (предметами земледелия, фотодокументами, кухонной утвари, музыкальными инструментами, домотканным ковриком, работами кубанских художников, фотостендом с костюмами различных казаков, даже манекеном девушки в кубанском убранстве. Для наглядности изготовила макет русской печи с «духовкой». При сооружении музея кубанского быта привлекался широкий круг источников, которые можно разделить на несколько групп:
Публикация «Мини-музей кубанского быта на базе ДОО» размещена в разделах
- Кубань
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2022
1) подлинные образцы народного декоративно-прикладного искусства населения Кубани, предметы из частных коллекций;
2) материалы и архивы; видео-, аудио- и фотоматериалы районов Кубани с проходящих форумов;
3) музейные документы (копии);
4) публикации обзорного, статистического, историко-этнографического характера, относящиеся к дореволюционному периоду, содержащиеся в периодических изданиях;
5) научные исследования и публикации: докторские и кандидатские диссертации, научные монографии, статьи из сборников, материалы научных конференций и семинаров по проблемам развития культурологии, истории и теории народной художественной культуры, народного искусства, культурологического и художественного образования, словари, энциклопедии, издания альбомного типа.
Когда предметы можно увидеть и потрогать на экскурсии в мини-музей, то увеличивается в разы запоминаемость, сенсорное восприятие. Представляется новый подход к художественно-творческому развитию детей, в котором гармонично сочетаются классика и современность, традиции и новаторство, универсальное и индивидуальное. На данном этапе вопрос о детском художественном творчестве решается с точки зрения необычайной педагогической ценности. Основной побудитель эстетической активности – стремление ребёнка к деятельному познанию окружающего и его активному творческому отображению. Мини-музей помогает создавать экспозиции для проведения праздников в нашем саду по тематике региональной направленности, здесь используются музейные предметы для «Казачьей семьи», «Кубанской ярмарки», «Каравая», «Переполоха в станице», «Гостей у бабули», «Яблочного Спаса», «Масленницы» и для театральной недели. Открыт доступ воспитателей в пользовании экспонатами для проведения бесед по краеведению. В каждой группе имеются уголки народного творчества, проводятся тематические выставки, где я являюсь членом жюри. Имея маленькую площадь для нашего музея, нет возможности выставить все экспонаты, поэтому в запасниках хранится много материала по флоре и фауне нашего края, копии боевых наград времён Великой Отечественной войны, копии трудовых медалей и орденов, грамоты, старинные карты.
Опираясь на вышесказанное, и возникла идея организации мини-музея на базе нашего детского сада. Научно-практическая деятельность нашего мини-музея ориентирована на передачу культурного опыта в условиях музейной среды, где находятся экспонаты, обладающие культурной и исторической ценностью; специально организованную предметно-пространственную среду, включающую произведения народного творчества, искусства, экспонаты, дающие представления о фауне и флоре нашего региона. Здесь дети приобщаются к историко-культурным ценностям народа своей малой родины и своего народа в целом.
Опыт показывает, что работа мини-музеея в саду очень эффективна, так как у детей появилась возможность экспериментировать, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, шлифовать полученные знания. Возникла единая последовательная система по освоению методов и приёмов изобразительной деятельности с применением регионального компонента, умение проводить предварительную работу, добиваться положительных результатов, радовать родителей и радоваться вместе с ними, повысился уровень обученности и качества знаний учащихся, о чём свидетельствуют проводимые выставки в групповых помещениях, занятие призовых мест танцевального коллектива нашего сада по региональной тематике и умелое оформление ярморочных праздников (с применением экспонатов мини-музея. Музей активизирует воображение и фантазию, дети проникаются духом исторического времени, преобразовывают накопленные историко-культурные ценности своей малой родины. Так как предусмотрены открытые мероприятия для родителей, вовлекать и заинтересовывать самих родителей миром прекрасного и неповторимого (презентации, просмотры фильмов о кубанском декоративно-прикладном искусстве, беседы о знаменитых людях Кубани, семейные клубы).
Создание мини-музея было вызвано необходимостью заинтересовать и увлечь детей неподражаемой культурой и разнообразием декоративно-прикладным искусством кубанского края. Длительное время по крупицам собирали экспонаты, образцы вышивки, предметы быта, выверяли, примеряли к детям, привыкшим смотреть современные мультипликационные фильмы, совсем недоброго качества, которые насаждаются иностранными аниматорами. Дети порой путаются чему верить, что брать на вооружение, кому подражать. Средствами музейной педагогики решаются важнейшие задачи патриотического воспитания. В музейной педагогике не обойтись без разработок, изготовлением и использованием комплекта дидактических игр по знакомству детей с народным декоративно-прикладным искусством восточнославянского населения Кубани.