Аленичева
Мини-лаборатория «Обитатели пруда в капле воды»
В знакомой вам с детства сказке сестрица Аленушка говорила братцу Иванушке: «Не пей водицы из лужицы — козленочком станешь».
И правда, пить воду из водоемов опасно для здоровья. На первый взгляд может показаться, что в чистой и прозрачной воде никто не живет. Однако возьмите микроскоп — и откройте для себя фантастический мир одной капли.
СХЕМЫ ИНСТРУКЦИИ Что понадобиться : микроскоп; предметное и покровное стекла; пипетка; вода из стоячего водоема, или лужи, или вазы, в которой пару дней стояли цветы и чистая питьевая вода Подготовительный этап:
Публикация «Мини-лаборатория „Обитатели пруда в капле воды“» размещена в разделах
1. Зачерпните из стоячего водоема примерно полстакана воды. Для эксперимента понадобится всего несколько капель, однако, имея дома такую воду, вы сможете рассматривать ее обитателей и каждый раз находить что-то новое.
2.. Наберите в пипетку стоячей воды и капните на предметное стекло. 3. Сверху медленно опустите покровное стекло. Следите, чтобы не было пузырьков воздуха. Если вы видите, что в жидкости между стеклами есть воздух, поднимите покровное стекло с помощью иголки или зубочистки и снова аккуратно опустите. Дело в том, что воздух образует прослойку, которая не дает пройти свету, из-за чего изображение не фокусируется и выглядит размытым.
Микропрепарат готов!
Итак, приступаем к исследованию.
Давайте рассмотрим сначала под микроскопом питьевую воду. -Смотрите внимательно, мы капнули на предметное стекло капельку воды из пробирки №1, которую я взяла из бутылки и вставляем в микроскоп, чтобы нам лучше было видно. - Что вы видите? - А теперь мы сделаем тоже самое, но на другое стеклышко, капнем капельку из пробирки №2, где вода из водоема. - Что же мы с вами видим здесь? - Действительно, здесь что-то двигается. Как вы думаете, Что же это? -Сейчас мы с вами видим первых жителей Земли, самых маленьких её обитателей – микроорганизмов, или еще их называют - микробы. Микробы бывают вредные и полезные, они есть везде и в нашем теле, и в воздухе, и в воде. Так как микроб очень маленький, его можно рассмотреть только под микроскопом. -Какой формы тело у нашего микроба? -Рассмотрите микроб, есть ли у него тело, голова, лапы, хвост, рот?
Вывод: В чистой очищенной питьевой воде нет микроорганизмов (она пригодна для питья, а в грязной воде обитают микроорганизмы (она опасна для питья). Мы с вами установили, что микробы не имеют лап, головы, рта, ушей, они состоят из одного тела. Но они живые, едят, растут, двигаются и размножаются. Давайте с помощью пластилина вырастим своих микробов. Возьмите кусочек пластилина и скатайте из него шарик. Это «микроб», попавший в человека или на предметы. Через некоторое время он начинает питаться и расти. (дети катают шарики по доске с мелко нарубленным пластилином). Когда микроб достигает нужного размера, он просто делится пополам. (Разделите шарик на две части.) Сколько «микробов» стало? Эти маленькие микробы питаются и растут (дети катают шарики по доске с мелко нарубленным пластилином). Микробы становятся большими и опять делятся надвое. И так это может продолжаться бесконечно.
Рефлексия. Дети делятся своими впечатлениями о проведенном исследовании : Что я сегодня узнал? Что для меня было интересно? Что для меня было трудно? Теперь я могу… Я попробую… Что меня удивило?