Оксана Геннадьевна Сторожук
Мини-исследование «Педагогическая копилка»
▼ Скачать + Заказать документы
"ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОПИЛКА"
Мини-исследование.
Понятие «Педагогическая копилка» довольно известно и широко применяемо педагогами, но, не смотря на популярность, не имеет точного определения. Обратимся к толковому словарю С. И. Ожегова. Слово «копилка» означает «собрание чего-нибудь … ценного». Следовательно, педагогическая копилка – это сбор, накопление ценного опыта отдельного педагога с целью совершенствования педагогического мастерства, повышения уровня квалификации педагога. Творчески-работающий педагог постоянно пополняет, умножает свои знания, умения и навыки, чтобы всегда шагать в ногу со временем, что особенно актуально и востребовано в меняющейся социальной среде.
Публикация «Мини-исследование „Педагогическая копилка“» размещена в разделах
В связи с вышесказанным я задалась целью:
- выявить основные формы повышения квалификации педагога, в частности – воспитателя.
Для этого были рассмотрены следующие вопросы:
- самообразование;
- обмен опытом.
Педагогика как наука не стоит на месте, изменяясь вместе с обществом, выполняя его заказ на образование. Поэтому воспитатель должен постоянно пополнять свой теоретический багаж, совершенствуя имеющиеся знания, овладевая прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения. Система непрерывного повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений предполагает разные формы. Из них я выделила следующие (название форм условное):
-теория (самообразование);
-практика (обмен опытом);
-интеграция.
Рассмотрим каждую форму в отдельности.
1) Теория
Здесь подразумевается самостоятельное приобретение теоретических знаний из различных источников, будь то методическая, специальная, художественная литература или интернет-ресурсы. Подбор осуществляется не спонтанно, а по определённой тематике. Например, по проблеме, вызывающей затруднение у воспитателя. Подбирается вся имеющаяся по данной теме информация. Затем она изучается, анализируется и отбирается только наиболее востребованная. Такой процесс овладения знаниями носит название самообразование и тесно связан с самовоспитанием (его составная часть). Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной действительности и вписаться в контекст происходящего.
2) Практика
Кроме теоретических основ по данной теме так же изучается опыт коллег - сотрудников или педагогических коллективов ДОУ. Обмен опытом работы по интересующему вопросу осуществляется на семинарах, методических объединениях, посещении открытых занятий и т. д. Копилка педагога пополняется методическими разработками коллег, конспектами занятий, сценариями праздников и т. д., апробированных ранее.
3) Интеграция
Творчески-работающий воспитатель никогда не ограничится вышеперечисленными формами повышения квалификации. Интегрируя теорию и практику, педагог разрабатывает собственную систему подачи материала. Эта последняя форма повышения квалификации является творческой и наиболее ценной и сродни инновации.
Итак, подведём итог
Педагогическая копилка воспитателя выступает в роли своеобразного показателя уровня профессионального мастерства и имеет взаимообратную связь с самообразованием. Способствует осмыслению опыта на более высоком теоретическом уровне. Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.
Благодарю за внимание!
Используемая литература:
Самообразование педагогов в ДОУ
К. Ю. Белая,
канд. пед. наук, заведующая кафедрой педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования, заслуженный учитель РФ
http://do-zaochnoe.ru/mod/resource/view.php?id=5139
Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю.
Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. Виноградова. -М. :Азбуковник, 1997.-944 стр.