Алина Сорокина
Межполушарное взаимодействие в работе воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «СВЕТЛЯЧОК».
МЕЖПОЛУШАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
В РАБОТЕ Воспитателя
с. Мильково 2023 г.
От развития межполушарного взаимодействия зависит успеваемость ребенка в школе и его успешная жизнь в дальнейшем. Зачастую слабое развитие одного из полушарий становится причиной трудностей обучения письму и чтению.
Публикация «Межполушарное взаимодействие в работе воспитателя» размещена в разделах
Межполушарное взаимодействие – это единая система, в которой работают оба полушария. При этом каждое из них выполняет свои собственные функции. Для нормальной работы психики необходимо связанное взаимодействие полушарий.
Правое несет ответственность за:
• воображение,
• креативность и творческие способности,
• эмоциональный диапазон,
• левую часть туловища,
• ориентацию в пространстве,
• интуицию,
• музыкальные способности,
• понимание информации, произнесенной вслух.
Левое отвечает за:
• усвоение вербальной информации;
• движения правой частью туловища;
• память;
• умение анализировать;
• логику;
• речь;
• способность к точным наукам.
Их взаимодействие обеспечивает эмоциональную стабильность ребенка, координацию движений, качество восприятия и обработку информации.
Причинами слабого развития межполушарного взаимодействия у детей иногда обуславливается болезнями матери или стрессом во время беременности. Причинами могут стать неврологические расстройства, особенности строения мозга или патологии мозолистого тела. Однако чаще всего на взаимодействие влияет отсутствие развивающих упражнений и занятий в жизни ребенка. С самых первых дней необходимо всесторонне развивать малыша.
Данные связи генерируются у детей до 12-15 лет. Их развитие происходит поэтапно. Нейропсихологи считают наиболее важным возрастом для формирования взаимодействия период с 3 до 8 лет, так как в это время закладывается слуховое, зрительное, кинетическое восприятие, а также звуковое смыслоразличение и многое другое.
Следует задуматься, если у ребё нка имеются такие симптомы:
• плохая память;
• агрессия;
• нарушения речи (говорит сбивчиво, нечетко);
• трудности в коммуникации с ровесниками;
• письмо в зеркальном отражении;
• затруднения в описании ситуации по рисунку;
• затруднения при переписывании текста или написании под диктовку.
Как и зачем развивать межполушарное взаимодействие у детей?
Для развития межполушарных связей прибегают к играм и упражнениям, которые задействуют как правое, так и левое полушарие. Так называемую «мозговую гимнастику» необходимо выполнять хотя бы несколько минут в день.
Чем более развито взаимодействие двух полушарий у детей, тем проще ему обучаться новому, строить отношения с людьми, достигать спортивных высот.
Работа по формированию межполушарных связей включает в себя:
• Глазодвигательная гимнастика;
• Артикуляционные упражнения.
• Развитие общей моторики.
• Развитие мелкой моторики.
• Дыхательные упражнения;
• Пальчиковая гимнастика;
• Логоритмика;
• Ориентировка в пространстве и собственном теле;
• Ориентировка на листе бумаги.
Я остановлюсь только на некоторых их них.
Кулак, ребро, ладонь.
1 вариант. Для начала знакомим с простыми дорожками, на них подключаем отрабатываемый звук в слогах, словах.
Например: РА-РЫ
Затем предлагаем сложные дорожки.
2 вариант. Если услышишь звук Ш покажи кулак, звук С – ребро, другой звук- ладонь.
Ссамолет, шшшиповник, шшуба.
Жесты, домино с точками на гранях или игральные кубики.
1. вариант. В артикуляционной гимнастике. Ребёнок выполняет упражнение синхронно с жестами указанными на картинках. Вместо картинок можно использовать кубики. Необходимо подбросить кубики и выполнять упражнения одновременно руками и языком.
2 вариант. Автоматизируем звуки в словах. Можно использовать готовые дорожки, проговаривать и выполнять движения, или сочетать картинки с кубиками или карточками.
3 вариант. Развитие связной речи. При чтении скороговорок, чистоговорок, стихотворения меняем положение пальцев на каждой строчке
Пробежал колючий Ёжик.
У ежа не видно ножек.
Под одеждой не поймёшь.
Покажи нам ножки, ёж!
Межполушарные доски для рисование двумя руками
Дети повторяют слоги, слова, предложения за педагогом и проводят линии по дорожкам.
Для автоматизации звуков в изолированно, слогах словах я применяю готовые дорожки
В первом варианте изолированно произносит звук, например Ж и ведёт по дорожкам указательными пальчиками обеих рук.
во втором варианте ребенок зрительно идет по дорожке повторяет слог за педагогом и выполняет жест по образцу, в третьем называет нарисованную картинку и выполняет жест по образцу.
четвертый вариант направлен на закрепление звука в слогах и словах, отработка лексико-грамматических заданий.
1) ребёнок двумя руками по стрелочкам ведет пальчиками и называет картинки,
2) пройдя до конца, прошу назвать какого цвета картинка, например: синие ножницы, красный ёж.
3) прошу превратиться в жадину, например: моё ёж, моя снежинка.
4) прошу превратить из одного во много, например: ёж- ежи, снежинка -снежинки.
5) предсказать ласково, или превратить в маленькое, например: ножнички, пружинка.
6) посчитать сколько слогов (частей) в словах, например: лы-жи, но-жи.
7) сказать нет чего, например: нет ежевики, нет ножей.
Выкладывание «дорожки» двумя руками (камешки «марблс»)
Для запуска речи у неговорящих детей можно использовать короткие детские стихотворения.
Например:
педагог: «Гуси, Гуси!»,
ребенок складывает пальчики, имитируя открывание клюва совместно с проговариванием «Га-га-га!»
педагог: «есть хотите?»
ребёнок машет кистью вверх-вниз «Да-да-да!»
педагог: «Хлеба с маслом?»
ребенок кистью машет влево-вправо «Нет-нет-нет!»
педагог: «А чего вам дать?»
ребёнок разворачивает ладошку, жест- дай «Нам конфет! Дай»
Слева назови картинку, справа её контур или такую же. Используем для автоматизации звуков словах, отработка лексико-грамматических заданий, с помощью волшебных луп.
Для автоматизации и дифференциации поставленных звуков в связной речи я использую готовые чистоговорки и короткие стихи, где необходимо одновременно выполнять движения и повторять за педагогом, а затем самостоятельно.
Завизжала пила, зажужжала как пчела: «Ж-ж-ж-ж».
Ро-ро-ро лёгкое перо. Ро-ро-ро быстрое метро.
Игра «Весёлый цветочек» и «Весёлые пальчики»
Нужно положить свои ладошки на нарисованные, назвать что нарисовано на карточке и поднимать нужный пальчик соответствующим цветом одновременно.