Александра Крючкова
НОД по мезенской росписи в подготовительной к школе группе «Сказочная птица»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной
к школе группе
Тема: «Сказочная птица»
Цель: Знакомство с декоративным изображением птиц в традиционной мезенской росписи.
Задачи:
1. Учить детей выделять и передавать цветовую гамму, характерные особенности орнамента мезенской росписи;
2. Познакомить со знаками четырех стихий;
Публикация «НОД по мезенской росписи в подготовительной к школе группе „Сказочная птица“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мезенская роспись
- Подготовительная группа
- Птицы, птички. Рисование
- Птицы. Конспекты занятий
- Сказочная птица. Волшебные, жар-птицы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
3. Воспитывать интерес к искусству родного края; любовь и бережное отношение к произведениям народных мастеров;
4. Поощрять активное участие детей в художественной деятельности по собственному желанию и под руководством взрослого.
Материалы: расписные изделия, рушник, карточки с изображением символов и последовательности выполнения изделия, магниты, доска, гуашь (чёрная и красная, кисти (№3) по количеству детей, палочка тиска по количеству детей, чёрные гелевые ручки по количеству детей подставки под кисти, салфетки для кисточек, баночки для воды, листы бумаги А4, трафареты тельца лебедя на каждого ребенка, карточки с элементами стихий (вода, земля, воздух, огонь)
Ход занятия.
Дети встают полукругом в групповом помещении.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! На прошлом занятии к нам приезжала кукла – крестьянка из северного села Палащелье. Что нового вы от неё узнали? (ответы детей) Правильно, она нам рассказывала о росписи, а как она называется, кто-то запомнил? ( ответы детей: мезенская, а еще она рассказывала о своём родном крае, показывала свою улицу и дом где она живёт. А еще говорила, что такое оберег. Помните? Так что же такое оберег, давайте вспомним? Оберег – вещь, способная охранить, защитить человека от разных бед. Люди-то наши верят, что обереги защищают их от разных напастей, бед и невзгод.
Воспитатель: А теперь я прочту вам стихотворение о мезенской росписи.
Мезенской роспись зовется,
В каждом рисунке добро.
В сердце твоем отзовется
Нежною сказкой оно.
В строчках её можно встретить
Оленей, коней, мчащих вдаль.
Лебедя если приметить,
Будет большой урожай.
Росписью той украшают
Из бересты туеса,
Даром своим совершая
Счастья, любви чудеса.
Воспитатель: давайте еще раз рассмотрим изделия. (Показываем деткам изделия мезенских мастеров, либо заготовленные предметы своими руками). Скажите, какие элементы используют мастера в своей работе? ( ответы детей: прямые и волнистые линии, треугольники, квадраты, ромбы).
Воспитатель: с давних времен, с возникновения промысла, в работах палащельских мастеров сохранились глубокие древние традиции, большое место среди них занимают знаки четырех стихий – воды, воздуха, земли и огня. Древние люди очень боялись воды (изображение воды и элементов узора – прямой и волнистой линии, которая несла много бед – наводнения, ливни. Они всегда старались защитить себя от ее разрушительной силы, изображали ее на всех своих изделиях; но вода – это не только зло, но и необходимость для всего живого. Какие знаки обозначают воду? (ответы детей).
Воспитатель: следующая стихия – воздух, его движение; для этого рисовали спиральки, множество штрихов (дети рассматривают картинки).
Воспитатель: земля кормила народ, одаривала своим урожаем, знак плодородия земли был на всех работах. Найдите знаки земли (дети находят квадраты, ромбы, прямые линии, растения).
Воспитатель: четвертая стихия – огонь. Скажите, почему люди боялись огня? (ответы детей). Древние люди думали, что огонь – живое существо, которое питается, растет, умирает, а затем вновь рождается, и что огонь – это земное воплощение солнца. Солнце изображали на всех работах. Попробуйте найти знаки огня и солнца (дети находят кресты).
(Воспитатель показывает карточки с элементами стихий).
Я хочу вам загадать загадку:
Вот так птица — какова!
И не спутаешь с другой.
Может, это цифра два?
Шея выгнута дугой! (Лебедь)
Молодцы! Наверно вы уже догадались кого мы сегодня с вами будем рисовать. (ответы детей)
Воспитатель: Посмотрите на доску. (На доске поэтапное изображение мезенского лебедя)
А теперь мы с вами немного подвигаемся. Согласны? ( ответы детей: конечно да)
Физкультминутка Перелетные птицы
Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают. («клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели (улетают», садятся)
Воспитатель: Садимся на свои места.
Рабочее место уже подготовлено дежурными.
Воспитатель:
Сегодня мы с вами будем рисовать дивную птицу, я забыла, как её зовут. Напомните мне, пожалуйста ( ответы детей: лебедь).
Перед вами лежит всё необходимое для сегодняшнего занятия, посмотрите перед вами: бумага, кисти, гуашь, скажите мне, пожалуйста, а почему у вас на столе всего два цвета гуаши, черная и красная? ( ответы детей: потому, что в мезенской росписи используется два цвета, красный и черный). Какие вы молодцы, запомнили. А вот еще вопрос: перед вами трафарет-шаблон, как вы думаете, что это? (ответы детей) Правильно! Это тело нашего прекрасного лебедя.
Теперь вы можете приступать к работе. Сначала мы обведем через трафарет тело нашего лебедя, затем постепенно будем дорисовывать остальные детали, хвост, глаза, лапки при желании. Каждое последующее изображение птицы отличается от предыдущего появлением дополнительных деталей. Перед вами есть образцы, которые вам могут помочь при росписи вашего рисунка. Не забывайте, что сейчас вы маленькие мастера, и чтоб ваша работы была индивидуальной, вы можете пофантазировать и добавить другие элементы мезенской росписи, которые мы просматривали с вами ранее.
Воспитатель: Вот это, мастера-художники, вот это красота. Предлагаю дать название нашему произведению искусства. (Выслушиваем ответы детей, ненавязчиво выбираем самый подходящий, мы выбрали название рисунка «Сказочная птица»).
Воспитатель: Про какую роспись мы с вами сегодня говорили? О каких четырех стихиях сегодня узнали? Какие цвета присутствуют в мезенской росписи?
По окончанию занятия все подсохшие работы вешаем на магнитную доску.
После прогулки можно обсудить с детьми работы
В процессе анализа наших работ мы даем каждому ребенку высказаться по поводу своего рисунка и обсуждаем с детьми, что кому понравилось, тем самым отмечая у каждого ребенка индивидуальный вид изображения и видения. Словесно поощряем инициативность и помощь детей друг другу, отмечаем успехи ребенка, тем самым мотивируя и «заряжая» ребенка на достижение своих целей.