Татьяна
Методы рефлексии в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Методы рефлексии, используемые воспитателями МБДОУ «Детский сад «Улыбка. "
«Не хвалите детей.
Дети должны научиться делать это сами»
Евгений Доманский
Одним из условий воспитывающей деятельности нашего детского сада является рефлексия.
Актуальность
Соответствие рефлексии ФГОС. В нашей дошкольной образовательной организации проводятся работы по оценке, адаптационных методов и приёмов рефлексии к особенностям развития детей.
2- 3 слайд: Что же такое «рефлексия»?
Публикация «Методы рефлексии в ДОУ » размещена в разделах
Слово рефлексия происходит от латинского «reflexior» – обращение назад, отражение.
Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. (Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка).
Рефлексия – это умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. Современная педагогическая наука считает, что, если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса.
4-5 слайд: Что такое метод?
Метод — это совокупность рациональных действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определённую задачу или достичь определённой цели.
Метод — это совокупность рациональных действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определённую задачу или достичь определённой цели.
6 слайд: Этап развития рефлексии
На сегодняшний день нами, воспитателями накоплен богатый опыт по развитию рефлексивных навыков у детей.
Развивать навыков рефлексивной деятельности, мы начинаем уже со II младшей группы с детьми четвёртого года жизни.
7 слайд: в теоретической литературе выделяется несколько классификаций рефлексии :
• физическую (успел – не успел)
• сенсорную ( самочувствие: комфортно — дискомфортно)
• интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал)
• духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Второй вид классификации, на наш взгляд, наиболее приемлем для использования в практике дошкольного образования:
• рефлексия настроения и эмоционального состояния
• рефлексия деятельности
• рефлексия содержания учебного материала.
7слайд: Этап становления рефлексии
«Дошкольный возраст - (1.5 -7 лет) :».
Эгоцентризм – оценка окружающих, формирование образа и стремление ему соответствовать.
Развивать навыков рефлексивной деятельности, мы начинаем уже со II младшей группы с детьми четвёртого года жизни.
С детьми младшего дошкольного возраста используем только рефлексию настроения и эмоционального состояния. Учитывая специфику возраста, использовать разнообразный наглядный материал (маркеры настроения) : смайлики настроений (двух видов, звёздочки (цветочки, флажки) двух разных цветов.
Оценка своего настроение после совместной деятельности, выбрав из двух маркеров (если настроение хорошее и всё понравилось – возьми улыбающийся смайлик, если настроение не очень хорошее и было неинтересно – возьми смайлик, который не улыбается, обязательно необходимо обосновать свой выбор, особенно если ребёнок выбирает отрицательный маркер.
На практике получалось, что в начале все дети выбирают положительные маркеры, но при систематическом использовании нами рефлексивных приёмов, они начинают осознанно подходить к выбору маркеров и объяснять свой выбор («У меня получился красивый рисунок», «Я постарался», «Отвечал много» или «Мой снеговик развалился, потому что плохо скрепил…», «У меня плохое настроение и рисунок некрасивый»).
Когда дети освоят два эмоциональных маркера (положительный и отрицательный) их спектр расширяется. К старшему дошкольному возрасту таких маркеров может быть уже четыре или пять:
• радостный,
• улыбающийся,
• задумчивый/грустный,
• слезливый,
• сердитый.
7 слайд: Для того чтобы развить у ребё нка навыки самоконтроля и самооценки воспитателю необходимо:
• 1)использовать в практике всё многообразие форм рефлексии (словесные, рефлексивные экраны, маркеры и т. д.);
• 2) продумывать завершение каждой образовательной ситуации (занятия, организуемой с детьми с использованием методов и приёмов рефлексии;
• 3) учитывать индивидуальные и личностные особенности детей своей возрастной группы;
• 4) знакомить родителей (законных представителей) со способами развития рефлексивного контроля, как необходимого качества успешного обучения в школе.
8 слайд:
Метод «Огонёк общения».
Дети по кругу передают символическое сердечко и говорят:
• сегодня меня порадовало…
• сегодня меня огорчило…
Или, когда ребёнок дарит медальки (цветочки) разного цвета тем, кому посчитает нужно. Например, зелёный самому умному, продуктивному; розовый – самому вежливому, воспитанному, приятному в общении. Затем смотрим, у кого получился самый большой букетик? Спрашиваем детей: «Как вы думаете, почему?».
9 слайд: Рефлексию деятельности мы начинать применять со среднего дошкольного возраста.
Метод «Незаконченное предложение» или «Я начну, а ты продолжи…»
• Сегодня на занятии было самое интересное….
• Мне особенно понравилась…
• Я не очень понял…
• Мне еще хотелось бы заняться …
или
• Сегодня я узнал…
• У меня получилось…
• Было трудно…
• Меня удивило…
• Было интересно…
• Теперь я умею…
10 слайд:
Метод. «Светофор».
Дети сигналят карточками:
• Зелёной – побольше таких дел, поучительно;
• Жёлтой – понравилось, но не всё, интересно;
• Красной – дело не понравилось, скучно.
11 слайд:
Метод «Лесенка успеха».
Детям предлагается разместить свой маркер (фотографию) на лестнице успеха, в зависимости от того, как он оценивает свои знания:
• Уверен в своих знаниях…
• В основном уверен…
• Нужно ещё повторить…
• Нуждаюсь в помощи…
12 слайд:
Метод «Карта маршрута». (в время игры «Путешествия», когда проводиться самооценка, дети отмечают место на карте где им было
• Интересно,
• Скучно,
• Трудно,
• легко и т. д.
В своей работе также используем:
Стоит отметить, что мы используем личностно-ориентированного подхода (например, именного маркера, фотографии ребёнка) повышает ответственность ребёнка за собственный выбор во время рефлексивной деятельности.
Рефлексия осуществляется нами не только в конце занятия, как это принято считать, но и на любом его этапе. Она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с занятия с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы свои с другими.
Концепция нашего развивающего обучения предполагает научить детей работать в разных режимах (индивидуальном, групповом, коллективном). Поэтому рефлексивная деятельность, как любая другая, может организовываться в индивидуальной и групповой форме.
Процесс рефлексии у нас многогранный. Рефлексия на занятии – это совместная деятельность детей и воспитателя, позволяет совершенствовать образовательный процесс, ориентируясь на личность каждого ребенка в группе.
13 слайд: Для того чтобы развить у ребё нка навыки самоконтроля и самооценки воспитателю необходимо:
1)использовать в практике всё многообразие форм рефлексии (словесные, рефлексивные экраны, маркеры и т. д.);
2) продумывать завершение каждой образовательной ситуации (занятия, организуемой с детьми с использованием методов и приёмов рефлексии;
3) учитывать индивидуальные и личностные особенности детей своей возрастной группы;
4) знакомить родителей (законных представителей) со способами развития рефлексивного контроля, как необходимого качества успешного обучения в школе.
Таким образом, систематическая и грамотная организация воспитателем рефлексивной деятельности с детьми разного дошкольного возраста – это подготовка к сознательной внутренней рефлексии как очень важному качеству современной личности, в конечном итоге способствующей формированию личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.
15 слайд: Дети очень любят рисовать смайлики («Занимательное дело рефлексия», отмечать свои достижения «ладошками», «Семицветиком» и т. д.
16 слайд: «Тот, кто сумел отрефлексировать действительность,
тот и получает преимущества в движении вперед.»
В своей работе мы используем так же методы и формы рефлексии для себя.
Графическая рефлексия деятельности.
Лист обратной связи.
«Торт решений».
Телеграмма.
«Рейтенг».
«Конверты»,
«Архитектор»,
Вербальная и не вербальная рефлексия (и т. д.)
В работе с родителями на собраниях, и т. д.
17 слайд: Методы рефлексии воспитательных процессов.
Решение проблемных задач семейного воспитания.
Обсуждение различных точек зрения на вопросы воспитания.
Анализ родительского поведения.
Вывод:
Рефлексируя, мы анализируем свои поступки, мысли, чувства, мотивы и пытаясь понять других людей, познаёт себя, раскрывают свои сильные и слабые стороны, мы учиться контролировать актуальную ситуацию, видят объективные причины и проблемы ситуаций, которые прошли и ясно видят будущее, что позволяет нам оперативно и безошибочно повлиять на стечение обстоятельств.