МААМ-картинки

Методы рефлексии в ДОУ 

Татьяна
Методы рефлексии в ДОУ 
▼ Скачать + Заказать документы

Методы рефлексии, используемые воспитателями МБДОУ «Детский сад «Улыбка. "

«Не хвалите детей.

Дети должны научиться делать это сами»

Евгений Доманский

Одним из условий воспитывающей деятельности нашего детского сада является рефлексия.

Актуальность

Соответствие рефлексии ФГОС. В нашей дошкольной образовательной организации проводятся работы по оценке, адаптационных методов и приёмов рефлексии к особенностям развития детей.

2- 3 слайд: Что же такое «рефлексия»?

Публикация «Методы рефлексии в ДОУ » размещена в разделах

Слово рефлексия происходит от латинского «reflexior» – обращение назад, отражение.

Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. (Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка).

Рефлексия – это умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. Современная педагогическая наука считает, что, если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса.

4-5 слайд: Что такое метод?

Метод — это совокупность рациональных действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определённую задачу или достичь определённой цели.

Метод — это совокупность рациональных действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определённую задачу или достичь определённой цели.

6 слайд: Этап развития рефлексии

На сегодняшний день нами, воспитателями накоплен богатый опыт по развитию рефлексивных навыков у детей.

Развивать навыков рефлексивной деятельности, мы начинаем уже со II младшей группы с детьми четвёртого года жизни.

7 слайд: в теоретической литературе выделяется несколько классификаций рефлексии :

• физическую (успел – не успел)

• сенсорную ( самочувствие: комфортно — дискомфортно)

• интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал)

• духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Второй вид классификации, на наш взгляд, наиболее приемлем для использования в практике дошкольного образования:

рефлексия настроения и эмоционального состояния

рефлексия деятельности

рефлексия содержания учебного материала.

7слайд: Этап становления рефлексии

«Дошкольный возраст - (1.5 -7 лет) :».

Эгоцентризм – оценка окружающих, формирование образа и стремление ему соответствовать.

Развивать навыков рефлексивной деятельности, мы начинаем уже со II младшей группы с детьми четвёртого года жизни.

С детьми младшего дошкольного возраста используем только рефлексию настроения и эмоционального состояния. Учитывая специфику возраста, использовать разнообразный наглядный материал (маркеры настроения) : смайлики настроений (двух видов, звёздочки (цветочки, флажки) двух разных цветов.

Оценка своего настроение после совместной деятельности, выбрав из двух маркеров (если настроение хорошее и всё понравилось – возьми улыбающийся смайлик, если настроение не очень хорошее и было неинтересно – возьми смайлик, который не улыбается, обязательно необходимо обосновать свой выбор, особенно если ребёнок выбирает отрицательный маркер.

На практике получалось, что в начале все дети выбирают положительные маркеры, но при систематическом использовании нами рефлексивных приёмов, они начинают осознанно подходить к выбору маркеров и объяснять свой выбор («У меня получился красивый рисунок», «Я постарался», «Отвечал много» или «Мой снеговик развалился, потому что плохо скрепил…», «У меня плохое настроение и рисунок некрасивый»).

Когда дети освоят два эмоциональных маркера (положительный и отрицательный) их спектр расширяется. К старшему дошкольному возрасту таких маркеров может быть уже четыре или пять:

• радостный,

• улыбающийся,

• задумчивый/грустный,

• слезливый,

• сердитый.

7 слайд: Для того чтобы развить у ребё нка навыки самоконтроля и самооценки воспитателю необходимо:

• 1)использовать в практике всё многообразие форм рефлексии (словесные, рефлексивные экраны, маркеры и т. д.);

• 2) продумывать завершение каждой образовательной ситуации (занятия, организуемой с детьми с использованием методов и приёмов рефлексии;

• 3) учитывать индивидуальные и личностные особенности детей своей возрастной группы;

• 4) знакомить родителей (законных представителей) со способами развития рефлексивного контроля, как необходимого качества успешного обучения в школе.

8 слайд:

Метод «Огонёк общения».

Дети по кругу передают символическое сердечко и говорят:

• сегодня меня порадовало…

• сегодня меня огорчило…

Или, когда ребёнок дарит медальки (цветочки) разного цвета тем, кому посчитает нужно. Например, зелёный самому умному, продуктивному; розовый – самому вежливому, воспитанному, приятному в общении. Затем смотрим, у кого получился самый большой букетик? Спрашиваем детей: «Как вы думаете, почему?».

9 слайд: Рефлексию деятельности мы начинать применять со среднего дошкольного возраста.

Метод «Незаконченное предложение» или «Я начну, а ты продолжи…»

• Сегодня на занятии было самое интересное….

• Мне особенно понравилась…

• Я не очень понял…

• Мне еще хотелось бы заняться …

или

• Сегодня я узнал…

• У меня получилось…

• Было трудно…

• Меня удивило…

• Было интересно…

• Теперь я умею…

10 слайд:

Метод. «Светофор».

Дети сигналят карточками:

• Зелёной – побольше таких дел, поучительно;

• Жёлтой – понравилось, но не всё, интересно;

• Красной – дело не понравилось, скучно.

11 слайд:

Метод «Лесенка успеха».

Детям предлагается разместить свой маркер (фотографию) на лестнице успеха, в зависимости от того, как он оценивает свои знания:

• Уверен в своих знаниях…

• В основном уверен…

• Нужно ещё повторить…

• Нуждаюсь в помощи…

12 слайд:

Метод «Карта маршрута». (в время игры «Путешествия», когда проводиться самооценка, дети отмечают место на карте где им было

• Интересно,

• Скучно,

• Трудно,

• легко и т. д.

В своей работе также используем:

Стоит отметить, что мы используем личностно-ориентированного подхода (например, именного маркера, фотографии ребёнка) повышает ответственность ребёнка за собственный выбор во время рефлексивной деятельности.

Рефлексия осуществляется нами не только в конце занятия, как это принято считать, но и на любом его этапе. Она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с занятия с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы свои с другими.

Концепция нашего развивающего обучения предполагает научить детей работать в разных режимах (индивидуальном, групповом, коллективном). Поэтому рефлексивная деятельность, как любая другая, может организовываться в индивидуальной и групповой форме.

Процесс рефлексии у нас многогранный. Рефлексия на занятии – это совместная деятельность детей и воспитателя, позволяет совершенствовать образовательный процесс, ориентируясь на личность каждого ребенка в группе.

13 слайд: Для того чтобы развить у ребё нка навыки самоконтроля и самооценки воспитателю необходимо:

1)использовать в практике всё многообразие форм рефлексии (словесные, рефлексивные экраны, маркеры и т. д.);

2) продумывать завершение каждой образовательной ситуации (занятия, организуемой с детьми с использованием методов и приёмов рефлексии;

3) учитывать индивидуальные и личностные особенности детей своей возрастной группы;

4) знакомить родителей (законных представителей) со способами развития рефлексивного контроля, как необходимого качества успешного обучения в школе.

Таким образом, систематическая и грамотная организация воспитателем рефлексивной деятельности с детьми разного дошкольного возраста – это подготовка к сознательной внутренней рефлексии как очень важному качеству современной личности, в конечном итоге способствующей формированию личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.

15 слайд: Дети очень любят рисовать смайлики («Занимательное дело рефлексия», отмечать свои достижения «ладошками», «Семицветиком» и т. д.

16 слайд: «Тот, кто сумел отрефлексировать действительность,

тот и получает преимущества в движении вперед.»

В своей работе мы используем так же методы и формы рефлексии для себя.

Графическая рефлексия деятельности.

Лист обратной связи.

«Торт решений».

Телеграмма.

«Рейтенг».

«Конверты»,

«Архитектор»,

Вербальная и не вербальная рефлексия (и т. д.)

В работе с родителями на собраниях, и т. д.

17 слайд: Методы рефлексии воспитательных процессов.

Решение проблемных задач семейного воспитания.

Обсуждение различных точек зрения на вопросы воспитания.

Анализ родительского поведения.

Вывод:

Рефлексируя, мы анализируем свои поступки, мысли, чувства, мотивы и пытаясь понять других людей, познаёт себя, раскрывают свои сильные и слабые стороны, мы учиться контролировать актуальную ситуацию, видят объективные причины и проблемы ситуаций, которые прошли и ясно видят будущее, что позволяет нам оперативно и безошибочно повлиять на стечение обстоятельств.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Презентация «Нетрадиционные методы аппликации» МАДОУ «Лесовичок» Лесное Денисова Е. Н. Текстовой документ к презентации «НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ АППЛИКАЦИИ» 1Слайд - Добрый день, уважаемые.

Формирование основ рефлексии у детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности На этапе дошкольного детства происходит развитие предпосылок рефлексии, представляющей собой осознание и анализ своей деятельности для дальнейшего.

Методы и формы краеведческой работы в ДОУ Методы и формы краеведческой работы в ДОУ Малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая.

Методы и средства обучения и воспитания План: 1. Методы обучения • Понятие метода и приема • Классификация методов обучения • Характеристика традиционных методов обучения МЕТОДЫ.

Методы нетрадиционного рисования Метод «Рисование нитками» или «ниткография» Данный метод рисования неоднозначен. Здесь есть несколько способов создания рисунков. 1-й способ.

Методы семейного воспитания Родители очень часто задают вопрос как воспитывать ребенка? - Строго или снисходительно? - Наказывать или ненаказывать? - Авторитетно или.

Нетрадиционные методы в логопедии. Биоэнергопластика Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее. В. А.

Принципы и методы закаливания Что такое закаливание Закаливание — это комплекс мероприятий по повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных погодно-климатических.

Рефлексия. Приемы рефлексии при работе учителя-логопеда с родителями Автор: учитель-логопед, высшая категория Кудина Маргарита Васильевна Рефлексия. Приемы рефлексии при работе учителя-логопеда с родителями.

Современная педагогическая технология социализации ребенка «круг рефлексии» Правила поведения РК для взрослых: Рефлексивный круг проводится каждый день в удобное время (лучше с утра и вечером) Круг начинается с.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методы рефлексии в ДОУ 
Опубликовано: 30 октября 2019 в 23:09
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методы рефлексии в ДОУ » (включая файлы) размещена пользователем Татьяна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД