Юлия Филиппова
Методы, приёмы и формы работы с детьми 4–5 лет по формированию предпосылок здорового образа жизни в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Методы, приёмы и формы работы с детьми 4-5лет, по формированию предпосылок здорового образа жизни в детском саду
Сущность понятий «здоровье» «здоровый образ жизни».
Исходным для определения термина «здоровье» является определение, приведё нное в Уставе Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов».
Публикация «Методы, приёмы и формы работы с детьми 4–5 лет по формированию предпосылок здорового образа жизни в детском саду» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2021
Здоровье человека закладывается в детстве и согласно данным научных исследований, оно обуславливается на 50%-образом жизни, на 20% -наследственностью, на 20%-состоянием окружающей среды и примерно на 10%-возможностями медицины. Важное место в сохранении здоровья занимает физическая культура и спорт.
Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития других сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций.
Выделяются основные принципы здорового образа жизни.
1. Творцом здорового образа жизни является человек.
2. Отказ от вредных привычек.
3. Соблюдение принципов рационального питания.
4. рациональная двигательная активность.
5. Соблюдение общечеловеческих норм и принципов морали, регулирующих все сферы жизнедеятельности человека.
Создание благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни, имеет большое значение в системе дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребёнка, как отмечает А. Ф. Аменд, С В Васильев - проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная воспитательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни.
Возрастные особенности формирования здорового образа жизни у дошкольников.
Дошкольный возраст характеризуется бурным развитием основных функциональных систем, которые способствуют созданию устойчивого уровня адаптации и обеспечивают здоровье ребёнка в течение всего его последующего развития. В период дошкольного детства происходят «глубинные» перестройки в обмене веществ, которые связаны с максимальной частотой детских инфекций и представляют серьёзную опасность для здоровья детей. Но даже здоровый дошкольник нуждается в тщательной заботе и участии со стороны окружающих его взрослых. Это связано с тем, что здоровье ребёнка формируется на протяжении всей его жизни.
Отношение ребёнка к своему здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия. У детей дошкольного возраста можно выделить следующие возрастные предпосылки для стойкого формирования представлений о здоровом образе жизни :
-активно развиваются психические процессы;
-заметны положительные изменения в физическом и функциональном развитии, дети стараются сохранять и демонстрировать правильную осанку;
- дети старшего дошкольного возраста способны самостоятельно выполнять бытовые поручения, владеют навыками самообслуживания, прилагают волевые усилия для достижения поставленной цели в игре, в проявлении физической активности.
В то же время следует учитывать, что каждый возрастной период характеризуется своими особенностями, которые следует учитывать в работе по формированию здорового образа жизни.
В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как «не болели». Они рассказывают о том, как болели, у них проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть. Многие дети отвечают, нужно не простужаться, не есть на улице мороженого, не мочить ноги. Из этих ответов следует: что в среднем дошкольном возрасте дети начинают осознавать угрозы здоровью со стороны внешней среды (холодно, дождь, сквозняк, а также своих собственных действиях (есть мороженое, мочить ноги).
Активность, любознательность, подвижность, с одной стороны, а с другой—подвижность нервных процессов, подверженность инфекционных к простудным заболеваниям, аллергическим реакциям у детей дошкольного возраста являются важными предпосылками формирования здорового образа жизни, позволяющими знакомить и учить детей правильному отношению к своему здоровью и взаимодействию с окружающим миром. В то же время каждый возрастной период характеризуется своими особенностями, которые следует учитывать в работе по формированию здорового образа жизни.
Задачи, содержание и формы организации ознакомления дошкольников с основами здорового образа жизни.
Задачи и содержание воспитания детей дошкольного возраста многогранны. Особое место среди них занимают проблемы формирования здорового образа жизни, т. к. от эффективности решения этих проблем зависит полноценное развитие ребёнка.
Для каждой возрастной группы в процессе формирования здорового образа жизни ставятся свои задачи.
Средняя группа.
• Знакомство детей с частями тела и органами чувств человека;
Формировать представление о значении частей тела и органов чувств для жизни и здоровья человека;
• Воспитывать потребность в соблюдении режима питания, употреблении в пищу овощей и фруктов, других полезных продуктов;
• Формировать представление о необходимых человеку веществах и витаминах;
• Расширять представление о важности для здоровья сна, гигиенических процедур, движений, закаливания;
• Знакомить детей с понятиями «здоровье» и «болезнь»;
• Развивать умение между совершаемым действием и состоянием организма, самочувствием;
• Формировать умение оказывать себе элементарную помощь при ушибах, обращаться за помощью к взрослым при заболевании, травме;
• Формировать представления о здоровом образе жизни; о значении физических упражнений для организма человека.
• Продолжать знакомить с физическими упражнениями на укрепление различных органов и систем организма;
• Формировать элементарные представления о способах взаимодействия
с животными и растениями, о правилах поведения в природе. Формировать понятия : «съедобное», «несъедобное», «лекарственные растения»;
• Знакомить с опасными насекомыми и ядовитыми растениями;
• Продолжать знакомить с понятиями «улица», «дорога», и др., с элементарными правилами поведения на улице;
• Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения;
• Знакомить с правилами безопасного поведения во время игр, рассказывать о ситуациях, опасных для жизни и здоровья.
Для формирования здорового образа у дошкольников необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания. Для этого ежедневно проводится утренняя гимнастика, цель которой создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Утренняя гимнастика и специальные занятия физкультурой в спортивном зале сопровождаются музыкой, что «благоприятно влияет на эмоциональную сферу старшего дошкольника, способствует хорошему настроению детей, формирует их представления о здоровом образе жизни».
Большое значение для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни оказывают подвижные игры. Проводятся они в группах, на специальных занятиях, во время прогулок и в промежуточные интервалы между занятиями. Подвижные игры обязательно включаются и в музыкальные занятия.
Помимо ежедневной утренней зарядки с детьми проводятся специальные физкультурные занятия. Их цель обучать детей правильному выполнению движений, различным упражнениям, направленным на развитие координации тела и повышение самостоятельной двигательной активности. Занятия проводятся в специальном зале и на улице. Формирование здорового образа жизни дошкольников тесно связано с охраной их жизни и здоровья. Правила по охране жизни и здоровья ребёнка изложены в специальных инструкциях для работников детского сада. В детском саду постоянно осуществляется медицинский контроль за состоянием здоровья детей, проводятся следующие профилактические мероприятия для его укрепления:
• Постоянный контроль осанки;
• Контроль дыхания в организованной деятельности с повышенной двигательной нагрузкой;
• Подбор мебели в соответствии с ростом детей;
• Витаминотерапия;
• Сбалансированное питание;
• Вакцинация против гриппа;
• Закаливание;
• Употребление свежего чеснока и лука.