Наталья кудасова
Методы обеспечения ранней социализации детей дошкольного возраста с помощью краеведения
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества. Сегодня общество предъявляет новые требования к социальному статусу каждого человека, требует от него целесообразности и полезности приложения сил и максимально полное личностное развитие.
Публикация «Методы обеспечения ранней социализации детей дошкольного возраста с помощью краеведения» размещена в разделах
- Младшая группа
- Мой край, мой город. Краеведение
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Важно заметить, что формирование социально-активной личности неразрывно связано с патриотическим воспитанием. Считаю, что одним из приоритетных направлений патриотического воспитания в системе образования является краеведение. Использование краеведческого материала помогает дошкольникам не только освоению первоначальных представлений социального характера, включению детей в систему социальных отношений, но и способствует развитию игровой деятельности детей; приобщению к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; формированию семейной принадлежности, патриотических чувств.
Идея опыта заключается в создание педагогических условий для успешной социализации воспитанников через краеведческую деятельность.
Анализируя программу, по которой работает дошкольное учреждение, изучая запросы родителей, мы пришли к выводу: патриотическое воспитание одно из самых сложных направлений по ряду причин.
1. В программах, по которым работает коллектив ДОУ, нет четкой системы, по воспитанию патриотизма у дошкольников. Освещаются лишь отдельные стороны нравственно - патриотического воспитания.
2. Особенности дошкольного возраста : эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, требует систематического обращения к данной проблеме.
Именно поэтому возникла необходимость выйти за рамки предусмотренные программой и разработать комплекс системных мероприятий по введению краеведческой работы в нашем образовательном учреждении с младшего дошкольного возраста - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности.
Актуальность заключается в том, что в период обновления дошкольного образования, значительно возрастает роль краеведения как источника развития социально-активного потенциала детей и взрослых.
Концептуальным подходом в работе является раннее формирование нравственных основ патриотических чувств ребенка, его личности. Ребенок должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста – часть своего рода, народа; что у каждого человека есть своя Родина; близкие и дорогие ему места, где живет он, его родственники.
Используя в работе многообразие методов и приемов, нами были выбраны наиболее приемлемые: наглядные, наглядно-слуховые, словесные, практические.
Учитывая психологические особенности дошкольников, мы стремились затронуть их эмоционально-чувственную сферу, а не давать как можно больше информации, даже на наш взгляд, нужной и занимательной. Информация усваивается детьми успешнее, когда используются поисково-экспериментальные и проблемные методы. В старшем возрасте в качестве основной деятельности выбрана проектная
В представленном материале представлен опыт работы по социализации детей средствами краеведческой работы, в котором мы старались направить свои действия на достижение устойчивых положительных результатов в работе с воспитанниками, сотрудниками и родителям.
В работе придерживаемся схемы, предложенной Л. С. Выготским. Поставленные задачи решаются педагогом в ходе совместной деятельности ребенка с взрослым, затем переходят в совместную деятельность со сверстниками и становятся самостоятельной деятельностью.
Работа реализуется по 5 направлениям:
- Этнокультурное и социолого-демографическое краеведение (фольклорное, художественное, литературное и др.)
- Туристско-краеведческая деятельность (краеведческие исследования во время туристических походов).
- Музейное краеведение (изучение родного края на базе краеведческих музеев)
- Экскурсионное краеведение (изучение родного края в плановых экскурсиях)
- Семейное краеведение.
Мы старались добиться, чтобы к концу подготовительной группы дети могли знать:
• Домашний адрес; испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад.
• Место работы родителей, значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых. Дети должны иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение.
• Место проживания: поселок, область; предприятия родного поселка и их значимость; символику поселка, достопримечательности, климатические условия; флору и фауну поселка и области; находить на карте крупные города области, знать природоохранительные мероприятия.
• Свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, должны гордиться своим народом, его достижениями. Знать столицу нашей Родины – Москву. Ее историю, достопримечательности, показывать на карте России несколько крупных городов. Дети должны знать флаг, герб, гимн России.
• Называть представителей других национальностей, населяющих нашу Родину. Уважать их культуру и традиции.
• Должны знать природу России ее флору и фауну
Главным затруднением являются особенности дошкольного возраста - эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере «чувства истории», понимания социальных явлений, скоротечность и ситуативность. Ребенка может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть.
Основными условиями данной работы являются:
• Мотивация родителей, педагогов дополнительного образования, музыкального руководителя на осуществление поставленных задач;
• Нормативно-правовое обеспечение :
Закон РФ «Об образовании»
Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
Закон «О ветеранах»
Конституция Российской Федерации»
Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006- 2012годы» утвержденная Постановлением Правительства РФ от 11.07.2005 года,
Положение об областной экспериментальной площадке в системе образования Кемеровской области на базе МДОУ Тяжинского детского сада № 5 «Светлячок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением эстетического развития.
Положение об экспериментальной площадке МДОУ Тяжинского детского сада № 5 «Светлячок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением эстетического развития.
• Финансово-экономическое обеспечение :
Привлечение спонсоров для организации автобусных экскурсий.
Приобретение экспонатов для мини-музея
• Вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс, так как семья изначально является основной средой, формирующей личность ребенка, его образ жизни.
• Технические условия:
Мультимедийное обеспечение
Аудио проигрыватель
DVD проигрыватель
Компьютер
Автобус для экскурсий
Данная система работы дает возможность получить свои результаты.
После анализа проделанной работы, достигли следующих результатов:
- у воспитанников повысился интерес к знакомству с родным краем;
- появилась мотивация потребности изучения окружающего мира;
- воспитанники стали более активными, охотно включаются в совместную творческую деятельность.