Наталья Юрьевна Евдокимова
Методы и приёмы работы по картине на занятиях по развитию речи с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Методы и приёмы работы по картине на занятиях по развитию речи с детьми дошкольного возраста.
По мнению Сухомлинского, родной язык – это бесценное духовное богатство, в котором народ живет, передает из поколения в поколение свою мудрость и славу, культуру и традиции. Он образно называет родной язык "бессмертным источником", из которого ребенок черпает первые представления об окружающей среде.
Родной язык является общей основой обучения и воспитания детей в учебном заведении. Овладение родным языком как средством познания и способом специфического человеческого общения является самым весомым достижением дошкольного детства.
Основная цель развития речи, по В. Сухомлинскому, вооружить детей умением правильно, с соблюдением высокой речевой культуры, связно выражать свои мысли. Задача обучения детей родному языку аккумулируется во ФГОС дошкольного образования, в образовательной области "Речевое развитие" и выделена как основная образовательная область.
Одним из направлений развития речи дошкольников является работа с картиной. Для этого можно использовать как предметные и сюжетные иллюстрации, так и произведения живописи. Произведения живописи выделяются как один из главных атрибутов учебного процесса в дошкольном учреждении. Необходимо применять картины как средство умственного, эстетического и речевого воспитания.
Эффективным дополнением к беседе по содержанию произведения живописи является методика восприятия изображенного на картине различными органами чувств, разработанная российскими учеными И. М. Мурашковской и Т. А. Сидорчук. Методику построено на принципах теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Она направлена на формирование у детей умений воспринимать изображения через мысленные возможные ощущения от столкновения с различными объектами и на обучение передавать свои впечатления в связном высказывании.
В своей работе я хочу предложить занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста по картине И. И. Левитана «Золотая осень», в котором среди других используются задания на основе методики ТРИЗ.
Тема: "Осень глазами художника".
Цель: закрепить представления детей об осеннем времени года.
Задачи:
- развивать целостное и эмоциональное восприятие живописи,
- воспитывать в детях умение оценивать и почувствовать красоту картины в целом и отдельных ее частей (фрагментов,
- знакомить с творчеством художника И. Левитана,
- формировать звуковую сторону речи, связную речь,
- развивать лексическое и грамматическое строения речи, ввести в активный словарь:
существительные: осень, солнце, облака, небо, дождь, листья, ноябрь, ветер;
глаголы: светит, греет, кружит, дует;
прилагательные: золотая, разноцветные, серые, мелкий, холодный.
- совершенствовать психологические особенности, внимание, память, коммуникативные умения и навыки детей,
- воспитывать позитивный настрой к занятиям, пробудить интерес к живописи.
Оборудование: репродукция картины И. Левитана "Золотая осень", наборы карточек разного цвета, фишки – смайлики, набор синих и красных карандашей.
Ход занятия.
I. Вводная часть.
Сюрпризный момент.
- Дети, сегодня у меня для вас есть сюрприз. А что это, сейчас вы попытаетесь отгадать. (Воспитатель приносит детям большой конверт).
- Подумайте и скажите, что это может быть? (разные ответы детей)
- А на самом деле в этом конверте находится картина.
- Как вы думаете, кто мог нам ее прислать? Как называется профессия человека, рисующего картины?
- Как вы думаете, что на этой картине изображено?
- А теперь пришло время посмотреть, что же это за картина? (Воспитатель достает картину).
- Да я знаю эту картину и сейчас вам о ней немножко расскажу.
II.основная часть.
Вступительная беседа по картине.
- "Золотая осень" - картина русского художника Исаака Левитана (1860-1900, написанная в 1895 году. Картина сейчас находится в Государственной Третьяковской галерее. Левитан любил рисовать осенние пейзажи-у него было более сотни картин, связанных с этим временем года. Среди них картина «Золотая осень» является одним из самых известных произведений художника.
- Давайте внимательно посмотрим на эту картину. Скажите пожалуйста, как вы думаете, почему автор так назвал свою картину – «Золотая осень"? (ответы детей)
- Можно было бы назвать эту картину "Поздняя осень"? Докажите свой ответ.
- Да, действительно, на этой картине автор изображает свое, пожалуй, самое любимое время года – осень. И это именно золотая осень, потому, что вся природа оделась в золотой яркий наряд.
- Для того, чтобы лучше рассмотреть и запомнить это произведение искусства я приготовила вам несколько интересных заданий.
1 задание «Художники»
- Скажите, пожалуйста, чем рисуют художники свои картины? (ответы детей)
- Да, а еще они тщательно подбирают цвета для рисования своих картин, чтобы правильно передать ее настроение. Какие же цвета использовал художник Левитан в своей картине?
Задание: выберите цвет, который вам понравился на картине из представленных наборов карточек. Скажите, как он называется и что этой краской нарисовал автор. (ответы детей)
2 задание «Наблюдатели».
- Давайте представим, что у нас в руках волшебные подзорные трубы. Как будто-бы мы посмотрели сквозь них на картину и сейчас скажем кто и что увидел? За каждый верный ответ вы будете получать смайлик. Затем в конце занятия мы их посчитаем и узнаем, кто самый активный, кто самый внимательный и знает много разных слов. (дети выполняют задания)
Гимнастика для глаз
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса. (Закрываем оба глаза)
Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют. (Продолжаем стоять с закрытыми глазами)
А теперь мы их откроем, через реку мост построим. (Открываем глаза, взглядом рисуем мост)
Нарисуем на мосту мы большую букву У. (глазами рисуем букву У)
Вверх поднимем, глянем вниз. (Глаза поднимаем вверх, опускаем вниз)
Вправо, влево повернем. (Глаза смотрят вправо-влево)
Снова заниматься мы начнем. (Повторить упр. 3 раза)
3 задания «Волшебные наушники»
- Давайте представим с вами, что мы надели на себя волшебные наушники и начали слышать все, что происходит на этой картине. Какие звуки вы услышали? Не забывайте, что за ответы вы получаете смайлики
4 задания «Волшебные перчатки»
- Чтобы продолжить зарабатывать смайлики нам надо одеть себе на руки волшебные перчатки. Так мы как бы сможем прикоснуться ко всему, что нарисовал художник и сказать какое оно на ощупь? (дети говорят к чему они хотели бы прикоснуться и какое оно на ощупь)
Физкультминутка.
Тихо! Тише! Тише!
Ветер дерева колышет.
Вправо-влево сгибает
Да к Земле приклоняет.
Ш-ш-ш! Ветер нам шепочет,
Отдохнуть он тоже хочет.
Та-ша-ша! Затихай!
Сядь тихонько, отдыхай.
- Ишь-ишь!
Тихо! Тише! Тишь!
- Отдохнули? Не зевайте!
И к работе приступайте!
5 задание «Назови предмет, его признак и действие»
Воспитатель предлагает детям взять карандаши синего или красного цвета и стать парами (синий с красным).
Задание: дети с красным карандашом называют любой предмет, нарисованный на картине, а дети с синим карандашом называют признак этого предмета. Затем меняются ролями: дети с синим карандашом называют любой предмет из картины, а дети с красным карандашом называют действие, что может делать этот предмет. После выполненного задания дети меняют свои карандаши на два смайлика, если оба ответа были верными.
6 задание «Помощники»
- Если бы вы были художниками и захотели помочь И. Левитану, то что бы вы хотели дорисовать в этой картине, или что бы вы в ней изменили?
(дети отвечают, получают смайлики за ответ)
III. Заключительная часть
Итог занятия.
- Дети, скажите, пожалуйста, с какой картиной мы с вами сегодня познакомились? Как она называется? Кто ее нарисовал?
- Какие задания из выполненных вам наиболее понравилось?
- А сейчас каждый из вас посчитает свои смайлики.
(Воспитатель выясняет у кого их больше всех и благодарит за отличную работу на занятии, выражает желание другим принимать более активное участие в работе.)
- На этом мы наше занятие заканчиваем, а картина пока будет находиться в нашей группе, так что ее можно будет еще внимательно рассмотреть. А если будет желание, то и нарисовать похожую.
Вывод.
Для общего и речевого развития ребенка работе с картиной надо уделять больше внимания, чем это иногда уделяют воспитатели. Предметные, сюжетные картины и произведения художественного искусства – это бесценный материал для того, чтобы развивать речь ребенка. Можно использовать множество задач, которые будут способствовать развитию речи ребенка во всех его аспектах. А их любопытство и необычность будет способствовать речевой активности детей.
Произведения художников учат малышей фантазировать. Дети начинают «видеть» и «слышать» в произведении что-то свое, у них возникает желание самим создать красивое. Так зарождается творчество. Яркие зрительные образы картин эмоционально воспринимаются детьми и дают смысл их речи. Дети учатся видеть в картине главное, точно и живо описывать изображенное, излагать свои мысли в логической последовательности и не только описывать содержание картины, но и придумывать предыдущие и последующие события. Дети могут рассказывать о картине, объяснять выбранный художником колорит, настроение автора и переданные чувства, соотнося при этом картину с литературным произведением.