Чепланова Анна
Методы и приемы стимулирования речевой активности детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст является ценным возрастным этапом в развитии ребенка. Особое место в этот период занимает эмоциональное общение взрослого с малышом, которое становится важнейшей предпосылкой становления речевых форм коммуникации. Особенно интенсивно становление речевой активности происходит в раннем возрасте: от 1 года до 3 лет. Именно в этот период ребёнка нужно научить самостоятельно пользоваться словами, стимулируя его речевую активность.
В соответствии ориентирами речевого развития можно представить возрастной портрет ребенка раннего дошкольного возраста:
владеет активной речью, включенной в общение (простые слова, а затем и фразы;
может обращаться с просьбами;
Темочки:
понимает речь взрослых;
знает названия окружающих предметов и игрушек;
стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях;
проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок;
эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.
Владение активной речью, включенной в общение, рассматривается как условие полноценного личностного развития малыша.
Важно с раннего возраста начинать работу по развитию речевой активности детей и предупреждению речевых нарушений, вовремя заметить и скорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие, способствуя полноценному развитию ребенка.
Реальную и полноценную помощь малышу оказывают взрослые, которые постоянно взаимодействуют с ним, используя в игровой и предметно-практической деятельности с ребёнком методы и приёмы для стимуляции речевой активности и речевого общения.
Предлагаем вам конкретные приёмы стимулирования речевой деятельности детей раннего возраста:
1. Диалог-образец. Речь взрослого в общении с ребёнком имеет ярко выраженную диалогическую структуру, где центральное место принадлежит вопросу взрослого к ребёнку, на который он сам же и даёт ответ.
2. Разговор с самим собой. Параллельный разговор.
В первом варианте взрослый проговаривает вслух, что он видит или слышит. При этом ребёнок находится рядом (говорить медленно,но не растягивая слова) и отчетливо, короткими, простыми предложениями – доступными восприятию ребенка.
Во втором варианте описываются все действия ребенка: что он видит, слышит, трогает. Используя «параллельный разговор», мы как бы подсказываем ребенку слова, выражающие его опыт,слова которые впоследствии он начнет использовать самостоятельно.
3. Провакация или искусственное непонимание ребенка. Этот приём помогает ребенку освоить ситуативную речь и состоит в том, что мы не спешим проявить свою понятливость, а временно становимся «глухими», непонимающими. Например, если ребенок показывает на полку, где стоят игрушки и просительно смотрит, а мы понимаем, что ему нужно в данный момент и даем ему… не ту игрушку. Первой реакцией ребенка будет возмущение нашей непонятливостью, но это будет и первым мотивом, стимулирующим ребенка назвать нужную ему игрушку. При возникновении затруднений можно подсказать ребенку. В подобных ситуациях ребенок хорошо активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого. Этот прием эффективен не только для называния предметов, но и словесного обозначения действий, производимых с ним.
4. Распространение.
Продолжаем и дополняем все сказанное ребенком, но не принуждаем его к повторению – вполне достаточно того, что он нас слышат. Например:Ребенок: «Суп».Взрослый: «Суп очень вкусный», «Суп кушают ложкой». Отвечая ребенку распространенными предложениями, постепенно подводим его к тому, чтобы он заканчивал свою мысль, и, соответственно, готовим почву для овладения связной речью.
5. Эффективный приём в работе с детьми раннего возраста – это использование малых форм фольклора. Использование народный игр, игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Ушинский К. Д. подчёркивал ярко выраженную педагогическую направленность народных игр. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Важное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность ребёнка в эмоциональном и тактильном (прикосновения, поглаживания) контакте со взрослыми. Большинство детей по своей природе -кинестетики: они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.
6. Выбор.
Это еще один приём – предоставляем возможность выбора ребенку. Осуществление возможности выбора порождает у него ощущение собственной значимости и самоценности. Например: «Ты хочешь играть с куклой или машиной». В ходе ответа ребёнок должен использовать речь. Потребность ребёнка удовлетворяется только после речевых реакций.
7. Поручения. Взрослый обращается к ребёнку с просьбой принести тот или иной предмет, игрушку, предварительно переставив его на недоступное для ребёнка место. В такой ситуации ребёнок вынужден обратиться к взрослому. Взрослый же стимулирует обращение ребёнка: «Что ты хочешь взять? Куклу? Как надо попросить? – Дай куклу…».